Александр Хроленко, военный обозреватель
Геополитические коррекции и эксперименты Соединенных Штатов в Черноморском регионе объективно ограничены недостаточным потенциалом зависимых региональных партнеров и вызывающим для американцев суверенитетом Турции, совершенно не заинтересованной в дестабилизации. Вашингтону приходится искать нестандартные схемы и привлекать для решения глобальных задач команды игроков — субподрядчиков "третьей лиги".
Создание военного блока Украины, Грузии и Молдовы — инициатива (идея) Вашингтона. Украинский министр внутренних дел Дмитрий Кулеба на прошлой неделе раскрыл детали своей беседы с главой Госдепартамента США Энтони Блинкеном. Он сообщил, что Киев при поддержке Вашингтона приступит к формированию трехстороннего военного альянса, в который помимо Украины войдут Грузия и Молдова. Громкие заявления киевских руководителей обычно не вызывают значительного зарубежного резонанса, но здесь случай особый — идея "спущена сверху" и потому может оказаться технологически опосредствованным продолжением жесткого курса США по отношению к России.
Украина 10 февраля обратилась к НАТО с провокационным предложением использовать для своих операций воздушное пространство в Симферопольском районе полетной информации. Будто бы Крымский полуостров не вошел в состав России и не прикрыт эшелонированной системой ПВО.
Ранее появился проект закона об унифицированной украинской политике "в переходный период" по отношению к Донбассу и российскому Крыму. Дальнейшее укрепление "фронтовых" государств (для начала Украины и Грузии) поставками американского оружия вполне предсказуемо и деструктивно. Как и заметный рост военного присутствия США в Черном море, где ВКС и ВМФ России условно уничтожают до двух американских эсминцев в неделю (23 и 30 января).
Свобода воздухоплавания
Симферопольский район полетной информации (аэронавигационная зона) включает Херсонскую область, Крымский полуостров и центральную часть Черного моря. Международные авиамаршруты над Крымом закрыты решением Eurocontrol (Европейской организации по безопасности воздушной навигации). Симферопольский диспетчерский центр действует под российским контролем, в Крым летают самолеты лишь российских авиакомпаний и только со стороны основной части РФ. Небо над полуостровом и прилегающими водами Черного и Азовского морей надежно защищают ВКС и ВМФ России. Поэтому украинское приглашение военной авиации НАТО полетать в крымском небе — это коварная "военная смекалка" и неисполнимая мечта Киева (повоевать чужими руками). Проект совершенно нереальный, чреватый большими потерями и серьезными геополитическими последствиями.
Провокационная (несанкционированная Россией) "свобода мореплавания" украинских артиллерийских катеров в Керченском проливе осенью 2018 года закончилась для ВСУ позорным задержанием экипажей и плавсредств. "Свобода воздухоплавания" над российской территорией может закончиться гораздо драматичнее. Полагаю, такой "креатив" НАТО не подходит.
Пока в Киеве мечтают о перевооружении за счет США и Великобритании, переобучении и победных сражениях (последнее стандарты НАТО не гарантируют), Россия высокотехнологично и надежно контролирует практически всю акваторию Черного моря силами боевой авиации, береговых ракетных комплексов, кораблей и субмарин ВМФ. И вместе с Беларусью многозначительно "нависает" над Киевом (примерно в 200 километрах) новыми стратегическими учениями "Запад-2021".
Ответ сопернику
В мировом рейтинге военной мощи Global Firepowe Польша занимает почетное 23-е место. Пентагон обещает прийти на помощь Варшаве в течение пяти дней, но недавнее компьютерное моделирование конфликта с восточными соседями позволяет утверждать, что помогать будет некому. С учетом логистических проблем, конфликта интересов между военными штабами и частными железнодорожными компаниями пятидневная переброска американских войск в Польшу — излишне оптимистичный прогноз и мишенная позиция (не все доедут живыми).
Американский политик Пол Вулфовиц еще в 1992 году (на тот момент заместитель министра обороны. — Прим. ред.) сформировал доктрину внешней политики США: не допускать появления государства или коалиции государств на постсоветском пространстве, которые могут бросить вызов американскому лидерству в мире. США и НАТО концептуально стремятся превратить постсоветское пространство в малолюдную зону постоянных военных конфликтов (это лучшая гарантия безопасности стран Запада).