Недавние боевые действия в Карабахе мотивировали (или ускорили) формирование де-факто военного союза Азербайджана, Турции и Пакистана, интересы которых не всегда совпадают с другими соседними странами. "Сопутствующим продуктом" военного сотрудничества Анкары, Баку и Исламабада неизбежно станет региональная дестабилизация.
В сопредельной с Арменией турецкой провинции Карс 17 января представители Минобороны Турции торжественно встретили азербайджанских коллег, которые прибыли для совместных учений "Зима-2021". Маневры пройдут 1-12 февраля. Турецкая сторона заверила гостей: "Мы продолжим действовать "одним сердцем" и "одним кулаком", с пониманием, что "два государства — одна нация"". Ключевое слово "продолжим" почему-то вызывает ассоциации с боевыми действиями в Нагорном Карабахе, где Турция поддерживала Азербайджан. И тут в перспективе просматривается новая концепция: "Два государства — одна армия".
В развитии добрососедских отношений государств, ВТС и обмене армейским опытом нет ничего предосудительного, если в результате не возникает военно-политического напряжения в регионе и военных угроз ближайшим соседям.
В совместных азербайджано-турецких учениях "Зима-2021" можно заметить, что выбор локации пал на район у границ Армении, где в Гюмри расположена 201-я российская военная база, а это уже выглядит провокационно. Складывается впечатление, что Анкара и Баку не вполне удовлетворены достигнутыми в Нагорном Карабахе результатами, а Исламабад готов "по-братски" им помочь на Южном Кавказе — с расчетом на расширение своего влияния в Центральной Азии.
Прямая угроза
Азербайджано-турецкие военные маневры 1-12 февраля в провинции Карс обещают стать крупнейшими за последние несколько лет. Сценарий учений предусматривает отработку совместных наступательных операций, в том числе десантно-штурмовых. В условных боях будут задействованы танковые и артиллерийские подразделения, спецназ и снайперы. Целями учений заявлены отработка взаимодействия в ходе совместных операций, проверка боеспособности вооружения и транспортных средств, штатных и перспективных.
Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в конце декабря обещал "активизировать усилия по нормализации отношений с Арменией", однако реальность выглядит иначе. Безопасность армянского населения не абсолютна. Дальнейшая судьба и статус Нагорного Карабаха не определены, в перспективе зависят от баланса сил в регионе, и возможностей азербайджано-турецкого военного альянса.
В соответствии с заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении, Карабах остался практически изолированным анклавом на территории площадью чуть более половины бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (без Гадрутского района и города Шуша). Стабильность и безопасность в этом районе обеспечивают преимущественно российские миротворцы. Возможно, сохраняющаяся неопределенность создает в Анкаре и Баку иллюзию, будто "мятежную территорию" можно "дожать" военными средствами, игнорируя российских миротворцев. Многие подзабыли итоги грузинской операции "Чистое поле" на территории Южной Осетии в августе 2008 года. Неслучайно американское издание Foreign Policy отмечает высокий риск "неожиданной конфронтации" в зоне пересечения российско-турецких интересов на Южном Кавказе. Подобное развитие событий было бы выгодно Западу для реализации общего плана дестабилизации российского ближнего зарубежья и "сдерживания" России.
В свою очередь, влиятельные турецкие националисты мечтают о ликвидации "разделенного тюркского мира" и едином "турецком пространстве" от Эгейского моря до западного Китая. То есть военные угрозы в регионе Южного Кавказа сохраняются, а относительно далекий Пакистан не дремлет и ведет свою военно-политическую игру, в которой преобладают экономические резоны.
Пакистанский фактор
Подобные отношения закономерно проецируются на все страны в зоне влияния Турции, Азербайджан просто обречен на военное и военно-техническое сотрудничество с Пакистаном. Так, располагая значительными средствами, имея большой выбор современнейших истребителей на международном рынке, Баку заказал два десятка истребителей JF-17 пакистанского производства, явно не самых лучших в своем классе. В свою очередь Исламабад открыто поддержал наступательную операцию азербайджанской армии в Нагорном Карабахе.
Пакистанские специалисты готовы участвовать в разминировании территории Нагорного Карабаха, и все же Исламабад заинтересован прежде всего в экономической экспансии, с дальним прицелом на постсоветское пространство Центральной Азии. Пакистан вряд ли станет ввязываться в боевые действия на Южном Кавказе — военных конфликтов более чем достаточно на границах с Индией и Афганистаном. Территория и лояльность Азербайджана сами по себе создают благоприятные условия для расширения (через Каспий) турецко-пакистанского военного и экономического влияния.
Азербайджан является членом Движения неприсоединения (к военным блокам), объединяющего 120 государств, и президент Ильхам Алиев до 2022 года председательствует в этой организации. И все же "приступ" военно-политической активности Анкары на фоне боевых действий в Карабахе позволяет предположить, что Турция продолжит пытаться расширить свое влияние.