БИШКЕК, 26 фев — Sputnik. Месяц назад на общественное обсуждение был вынесен законопроект о поправках в Закон "Об образовании". Инициатива предполагает, что каждые пять лет руководители школ и других образовательных организаций должны проходить аттестацию. Она призвана определить, насколько компетентен директор и умеет ли он эффективно управлять.
При этом, согласно предлагаемым поправкам, руководители государственных и муниципальных образовательных организаций (кроме глав вузов) должны назначаться на должность через конкурс, причем в порядке, установленном кабмином.
Независимые эксперты и представители власти поспорили о законопроекте в рамках круглого стола "В КР ждут массового увольнения директоров? Об инициативе Минобрнауки" в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан.
"Добьем систему образования" — аргументы "против" от юристов
Законопроект необходимо отозвать, уверен кандидат юридических наук, доцент Тимур Иманкулов. По его словам, инициатива противоречит Конституции и Трудовому кодексу.
"Более бездарного и коррупционного закона я не видел. Я, как родитель и преподаватель вуза, не могу смотреть на попытки добить систему образования. В справке-обоснования нет статистических данных и необходимой аргументации. Только на ее основании нужно вернуть проект на доработку! По всему тексту проекта — оценочные нормы", — считает он.
По мнению юриста, предлагаемая инициатива дублирует аккредитацию, а конкурс, также упомянутый в законопроекте, и так прописан в Трудовом кодексе.
Юрист отметил, что не выступает против идеи конкурса, но, по его мнению, проводить его нужно в рамках Трудового кодекса.
Против законопроекта выступила и член координационного совета при Минобрнауки, эксперт в сфере образования Анара Дауталиева. Она задается вопросом: готовы ли власти подготовить директоров, которые бы соответствовали требованиям XXI века?
"В школах недостаточно финансирования, держатся они на деньгах родителей. Конечно, нам нужны профессиональные кадры, но инициатива преждевременная: пусть государство сначала выполнит обязательства, прописанные в Конституции, и снимет с директоров обременения, например, чтобы не втягивать их в выборные процессы", — заявила эксперт.
По мнению Дауталиевой, для разработки подобного законопроекта необходимо услышать мнение самих директоров.
Механизм аттестации должен быть открытым и прозрачным, поэтому к ней надо отнестись внимательно и со всей ответственностью, поделился мнением правовой эксперт Мирлан Медетов.
"Противники внедрения боятся, что аттестация будет носить карательный характер. Они полагают, что поправки станут инструментом снятия неугодных руководителей и назначения на должность определенных людей. Оценка деятельности должна присутствовать, но только при полной открытости и прозрачности", — сказал он.
Зачем нужна аттестация — позиция Минобрнауки и депутата
Одним из инициаторов законопроекта выступает депутат Жогорку Кенеша Альфия Самигулина. По ее словам, аттестация вводится для того, чтобы директор мог доказать или подтвердить свою компетентность и спокойно продолжить работу.
"Директор школы — это востребованная должность, пустующих вакансий нет. Однако непонятно, как они назначаются. Чтобы это было понятно, вводится понятие конкурса. Как он будет проводиться, насколько прозрачным будет его проведение — здесь ответственность берет на себя правительство", — заявила парламентарий.
Министерство образования и науки прорабатывает механизм аттестации, который апробируют в случае принятия поправок, отметила заместитель главы МОиН КР Надира Джусупбекова. По ее словам, на директоров школ поступает много жалоб.
"Вы не подумайте, что мы не любим директоров. Огромная армия руководителей поднимает систему образования, но наряду с этим нам поступает много жалоб, значит, проблему нужно решать. Не секрет, что при назначении директоров есть коррупционные риски и лобби. Определенная доля руководителей не соответствует требованиям, хотя, конечно, это относится не ко всем: есть компетентные профессионалы, которые блестяще справятся с аттестацией", — объяснила она.
По словам замминистра, Трудовой кодекс не будет нарушен, все процедуры проходят в соответствии с законом.
Джусупбекова отметила, что в случае принятия поправок перед внедрением аттестации механизм пройдет серьезную апробацию.
В заключение Самигулина призвала кыргызстанцев активнее участвовать в обсуждении законопроекта, поскольку это позволит усовершенствовать инициативу. Она отметила, что открыта для предложений и идей, а также проработки нюансов.
Также участники круглого стола обсудили проблемы, возникшие у родителей при электронной записи детей в школы.