Перестанет ли дорожать бензин после запрета на вывоз из КР — обзор

С начала года цены на бензин в Кыргызстане выросли на 5 сомов, в марте ожидается подорожание еще на 6-7. Sputnik решил выяснить, остановит ли рост цен запрет на вывоз нефти и нефтепродуктов из республики.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Во вторник, 3 марта, Кыргызстан ввел запрет на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. Такое распоряжение подписал премьер-министр Улукбек Марипов. Речь о запрете на вывоз данных категорий товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС, но фактически это полное эмбарго, поскольку страна сама закупает ГСМ у России, а в Казахстане цены и без того гораздо ниже — туда не вывезешь.

Зачем ввели запрет

Целью эмбарго названо недопущение критического недостатка нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Также решение принято в целях стабилизации цен на них.

Какие именно виды запретили вывозить

Запрещено вывозить товары, относящихся к двум видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности:

  • 2709 — сырая нефть;
  • 2710 — большая группа, которая включает дизельное топливо и бензин, в том числе авиационный.

Предусмотрены исключения: разрешено выезжать из Кыргызстана с полным баком и 20 литрами ГСМ в канистре, а также вывозить мазут.

Перестанет ли дорожать бензин после запрета на вывоз из КР — обзор

Насколько выросли цены в КР

С начала года у производителей — российских нефтеперерабатывающих заводов — отпускные цены на бензин выросли на 67 процентов (литр подорожал на 14 сомов), а на дизтопливо — на треть (плюс 8 сомов), сообщает Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана (АНК).

При этом розничные цены на бензин в республике выросли на 4,9 сома.

Сколько всего вывозил Кыргызстан

По данным Национального статистического комитета, в прошлом году КР продала 51,5 тысячи тонн сырой нефти: 8 тысяч из них купил Таджикистан, остальное — Узбекистан.

Также Кыргызстан реализовал более 104 тысяч тонн нефтепродуктов. Более 3 тысяч из этого объема приходится на бензин — его поставляли в РТ (свыше 2,3 тысячи тонн) и РУз.

В какой иностранной валюте выгодно хранить вклады в банках Кыргызстана
Было экспортировано и почти 55 тысяч тонн реактивного топлива (керосин). Крупнейшие покупатели — ОАЭ (31,3 тысячи тонн) и Китай (16 тысяч). Как пояснили в Нацстаткоме, авиационным керосином заправляются самолеты иностранных компаний в аэропортах страны.

При этом неоднократно сообщалось, что из Кыргызстана в Таджикистан контрабандой вывозят ГСМ. Причина в том, что в соседней стране они стоят гораздо дороже. К примеру, 3 марта ГКНБ задержал четыре фуры, которые везли топливо в Таджикистан.

Оправдан ли запрет

Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канатбек Эшатов напомнил, что запрет на вывоз действовал и ранее.

Перестанет ли дорожать бензин после запрета на вывоз из КР — обзор
"Основной объем нефтепродуктов мы привозим из России. Есть межправительственное соглашение о беспошлинных поставках, по нему мы не имеем права заниматься реэкспортом", — сообщил Эшатов.

На вопрос, дублирующий ли это запрет, он ответил: "Наверное".

Заместитель министра энергетики и промышленности Вероника Исаева сказала, что новое правило не дублирует предыдущий документ (именно Минэнерго предложило ввести эмбарго). По ее словам, соглашение о беспошлинных поставках ГСМ из России ограничивает вывоз импортного топлива, а нынешний запрет касается отечественной нефти и нефтепродуктов.

Перестанет ли дорожать бензин после запрета на вывоз из КР — обзор
"Запрет оправдан, так как производственная мощность наших нефтеперерабатывающих заводов — 2,1 миллиона тонн. Они могли бы покрыть потребности республики в дизтопливе и бензине Аи-80. Мы видим большой отток нефти в третьи страны, без взимания налогов, кроме налога на прибыль. Получается, что сырье вывозится, а государство на этом не зарабатывает", — отметила Исаева.

Она пояснила, что сегодня нефтеперерабатывающие заводы загружены лишь на треть, при этом им нужно перепрофилироваться на производство экологически чистых видов топлива.

"Мы должны развивать НПЗ и обеспечивать их сырьем, в том числе импортным. Сырье не должно уходить в третьи страны. Этот запрет нужен для стимулирования развития перерабатывающей отрасли. Если загрузить производственные мощности на 80 процентов, мы будем экспортировать из Кыргызстана не сырую нефть, а нефтепродукты", — сказала замминистра.

Депутаты ЖК хотят ввести платные дороги и увеличить акцизы на ГСМ — проект
Она подчеркнула, что точный объем вывозимой сырой нефти неизвестен, но экспортируется больше, чем указано в данных Государственной таможенной службы (более 50 тысяч тонн за прошлый год).

"Из добытых 256 тысяч тонн нефти в стране переработали 107 тысяч тонн. Есть разница. Не хотелось бы называть цифры, так как проводится аналитическая работа, но мы видим, что статистические данные об объеме экспорта расходятся с фактическими", — уточнила Исаева.

Теперь разберем причины введения запрета: недопущение критического дефицита и необходимость стабилизации цен.

Есть ли дефицит в Кыргызстане

Как рассказал глава АНК Эшатов, последнее время в части Баткенской области наблюдался определенный дефицит нефтепродуктов.

"Но только по бензиновой группе, с дизтопливом все в порядке. Наверное, поэтому правительство запретило. Критического недостатка мы не допустим. Нефтетрейдеры имеют определенный запас, но в отдаленных частях страны ощущается нехватка бензина", — отметил Эшатов.

С ним согласна замминистра энергетики и промышленности.

"Критического недостатка нефтепродуктов нет, а нефти есть. Наши НПЗ загружены сырьем на 30 процентов, а большая часть добываемой нефти уходит в третьи страны, это неоправданно", — сказала Исаева.

Перестанет ли дорожать бензин после запрета на вывоз из КР — обзор

Поможет ли запрет стабилизировать цены на ГСМ

Эшатов напомнил, почему растет стоимость топлива. С начала года оптово-отпускные цены у российских производителей выросли с 300 до 500 долларов. Также подорожала нефть (на 31 процент), а сом обесценивался сильнее всех валют в СНГ.

Более того, он спрогнозировал рост цен в марте еще на 6-7 сомов.

"Как запрет может повлиять (на стабилизацию цен. — Ред.), я не понимаю", — заявил глава АНК.

Заместитель главного энергетика считает иначе.

"Если увеличим долю собственного производства и снизим долю импорта, возможно, удержим стоимость топлива. Рост цен зависит от стоимости импорта и логистики. Сейчас сложно сдержать или снизить рост, именно с этой целью введен запрет", — пояснила Исаева.

Не увеличится ли контрабанда

В прошлом году был введен запрет на вывоз скота, но, как рассказывал тогдашний глава Минсельхоза Тилек Токтогазиев, скот все равно "волшебным образом" исчезал из Кыргызстана. Не повторится ли ситуация с нефтью и ГСМ?

"Определенные люди и компании занимаются контрабандой, думаю, они в любом случае продолжат это делать. Но нарушения должны пресекать соответствующие органы", — подчеркнул Эшатов.

Он напомнил, что некоторое время действовал запрет на ввоз топлива автотранспортом — в результате бензин стали "называть другими именами" для транспортировки. Поэтому ситуация может повториться.

Вероника Исаева отметила, что пресечение контрабанды зависит от работы уполномоченных госорганов.

Перестанет ли дорожать бензин после запрета на вывоз из КР — обзор

Комментарии борцов

В распоряжении правительства говорится, что Таможенной службе, Финполиции (сегодня ее ликвидировали), Погранслужбе и Минтрансу поручено принять меры, направленные на пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов.

Sputnik обратился к этим госорганам с просьбой рассказать, какие именно меры они примут и будет ли полностью пресечен вывоз ГСМ. Ответили два ведомства — Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями (Финпол) и Государственная таможенная служба.

"Будут приниматься самые исчерпывающиеся меры, направленные на пресечение, выявление и профилактику незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов с территории республики", — сказали в пресс-службе Финполиции.

Следом был получен ответ Таможенной службы.

Ситуация на рынке ГСМ — Россия нарастит добычу нефти в рамках ОПЕК+
"Правоохранительные подразделения ГТС в пунктах пропуска и местах таможенного оформления в Баткенской, Ошской, Джалал-Абадской областях проводят соответствующие выездные мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов, за исключением мазута", — сообщила пресс-служба.

В ГТС также рассказали, что с 2020 года таможня "Баткен" рассмотрела материалы по фактам незаконного вывоза 2,6 тонны дизтоплива в Узбекистан и 16 тонн — в Таджикистан.