Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

Бывший кыргызстанский офицер рассказал, почему 10 лет назад покинул родину и стал солдатом Французского легиона.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

О Французском иностранном легионе ходят легенды, в том числе довольно жуткие. Корреспондент Sputnik Кыргызстан поговорил с Каниметом Жапаровым, бывшим старшим лейтенантом погранвойск, и узнал, как живут легионеры, что они делают после окончания службы и как попасть в элитный отряд. Поскольку собеседник живет в Париже, интервью было проведено через Zoom.

— Канимет, где прошло ваше детство?

— Родился и вырос я в селе Кайынды Панфиловского района. После окончания школы в 2004 году поступил в военное училище и в 2008-м стал служить в пограничных войсках. Через три года я прошел отбор и был принят во Французский легион, где прослужил шесть лет — до 2017-го. Сегодня живу с семьей в Париже.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— Почему вы решили покинуть ряды Вооруженных сил КР и стать легионером?

— Честно говоря, я, как и многие, мечтал побывать за границей, но о том, что стану легионером, даже подумать не мог. Меня воспитывали как патриота, и я очень люблю Кыргызстан. Именно поэтому стал пограничником.

Вернусь, если будут условия, — трансплантолог из КР, работающий в Германии
Служил я на одной из застав на кыргызско-таджикской границе и дослужился до заместителя начальника, а потом меня неожиданно перевели в кинологическую службу. После этого мое рвение угасло — стало казаться, что мой труд вообще не ценят. Появилась некоторая обида...

Однажды я встретился с однокурсником из военного училища, и он рассказал о Французском легионе. Родительский дом к тому времени обветшал, да и жили мы небогато — на зарплату пограничника не пошикуешь. Я, конечно, много думал, прежде чем решился подать документы на службу во Франции.  

— Известно, что отбор в легион очень жесткий. Расскажите об этом подробнее.

— В первую очередь тщательно проверяют состояние здоровья, при этом у кандидата должна быть хорошая военная подготовка. С помощью разных тестов проверяют интеллект, также комиссия проводит много собеседований с участием всевозможных специалистов. Когда меня принимали в легион, из 200 претендентов выбрали всего 10-15. Сегодня проходят порядка 40-50 человек.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— На каком языке проводятся собеседования? Нужно ли знать французский?

— Во время отбора знание французского не требуется, это удобно. Сначала выясняют, из какой страны претендент, и собеседование проводят на его родном языке. С кандидатами из стран бывшего СССР беседуют эксперты, знающие русский. Французский язык начинаешь изучать, когда попадаешь в легион, там уже общаешься только на нем.

— А что будет, если легионер решит покинуть службу, не выдержав нагрузки?  

— После зачисления кандидата с ним заключают контракт на пять лет. Если новобранца не устраивают условия пребывания, он в течение первых четырех месяцев может покинуть легион. Но после легионер не имеет права оставить службу, пока не закончится контракт. В моем призыве 5-6 ребят не выдержали — ушли через три месяца.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— С какими трудностями вы столкнулись?

— Трудности у каждого свои. Я испытывал языковые проблемы и в первые месяцы службы, не понимая команд, чувствовал себя не в своей тарелке. Конечно, были сложности и с физподготовкой — все-таки требования в легионе очень высокие.

— Как проходит обычный день легионера?

— Жизнь в легионе похожа на службу в любой армии. Подъем в 6:00 на перекличку, затем умывание и завтрак. В 7:15 построение и уборка территории. В 7:30 начинаются полуторачасовые тренировки, ежедневно мы пробегали до 10-15 километров. Потом принимали душ, переодевались, и в 9:30 начинались основные занятия. В 12:00 обед, до 14:00 свободное время — одни спят, другие занимаются личными делами. С 14:00 до 18:00 проходят тренировки и занятия по разным дисциплинам. Далее ужин, а после него еще два часа личного времени. В 21:00 построение и получение заданий на следующий день, в 22:00 отбой.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— В Кыргызстане вы дослужились до звания старшего лейтенанта. Учитывалось ли это в легионе?

— Там свои правила. Даже если раньше ты был генералом, в легионе начинаешь все сначала. Солдат повышают в звании за конкретные заслуги, у каждого есть рейтинг. Я еще в начале службы смог подняться на третье место в рейтинге и заметил, что в легионе ценят профессионализм, там нет предвзятого отношения.

— Кем вы в итоге стали?

— Я получил звание капрала, которое равноценно нашему ефрейтору (младший воинский чин), но уровень ответственности намного выше. Например, капрал руководит 40-50 военнослужащими, доносит до них задачи, поставленные офицерами, оформляет различные документы и выполняет много других функций.

— Можете описать разницу между службой в легионе и нашей армии?

— Первое — там все, включая офицеров, приветливо относятся к обычному солдату. Когда я только поступил в легион и еще плохо знал французский, даже полковники разговаривали со мной уважительно. Такое отношение сильно вдохновляет. К сожалению, в Кыргызстане я ничего подобного не заметил.

Второе — в легионе все согласно уставу. В армии тоже есть отличный устав, но он не всегда работает, и жизнь солдата часто проходит по неписаным правилам.

Третье — высокий уровень тренировок в легионе. Кроме того, солдаты часто выезжают за границу и обмениваются опытом. Мы выезжали даже в джунгли, чтобы реально побороться за выживание в таких условиях. Понятно, что эти учения стоят немалых денег и все решает финансирование.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— С вами служили другие кыргызстанцы?

— В разных подразделениях служат в общей сложности порядка 7 тысяч солдат. Когда я служил, в легионе было около десяти кыргызов. Иногда мы виделись во время тренировок и занятий. Говорят, сегодня там около 30 кыргызстанцев.

— С какой целью военные идут в легион? Чем он так привлекателен?

 

Чем кыргызские невесты отличаются от иностранок — интервью с завидным женихом
— У каждого свои цели. Например, кандидатов из бедных стран привлекают высокий заработок и возможность переехать в Европу. В то же время в легионе много людей из довольно развитых государств. Они приходят туда не ради денег, а чтобы испытать себя или набраться опыта.

Помню одного бывшего офицера из Норвегии: на родине он получал в десять раз больше, чем в легионе. Из Японии приехал профессор, который ради этой службы бросил высокооплачиваемую работу. И таких людей много... Думаю, их привлекают и многовековая история подразделения (Французский легион был создан 9 марта 1831 года королем Луи-Филиппом I. — Ред.), и возможность побывать в разных странах. Например, я за годы службы побывал в ОАЭ, Габоне, Мали, Кот-д'Ивуаре и еще нескольких государствах Центральной Африки.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— Вы сказали о хорошем заработке. Если не секрет, сколько получает легионер?

— Каждому платят на основе контракта. Когда я только поступил, получал 1 300 евро; позже меня перевели в десантное подразделение, там зарплата составляла 2 000. Тот, кто отслужил в легионе 17 лет, досрочно выходит на пенсию. Тем, кто, как я, отслужил 5-6 лет, пенсия будет выплачиваться позже. При этом, если после службы легионер не может найти работу, французское правительство некоторое время выплачивает ему пособие — 30 евро ежедневно.

— Вы встречали кыргызстанцев в армиях других стран, с которыми обменивались опытом?

— Нет. Слышал, что кыргызы есть в американской армии, но лично с ними не встречался.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— Расскажите о своей семье.

— Два года назад я женился, свадьба была в Кыргызстане. Затем мы с супругой переехали в Париж, у нас растет дочь.

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— Еще служа в легионе, я часто выезжал в Париж. Во время этих поездок познакомился с кыргызстанцами, которые живут во Франции, и мы подружились. После окончания службы земляки предложили мне возглавить кыргызскую диаспору в Париже. Цель — укреплять связи между соотечественниками и популяризировать кыргызскую культуру, мы проводим различные мероприятия.

Но это общественная работа, а основная — тренерская. Крупные компании заключают договор на обучение сотрудников основам безопасности, и тут мне сильно помогает опыт, полученный в легионе. Я даже организую среди работников компаний соревнования на выносливость и прочие навыки. Кроме того, работаю индивидуально — тренирую тех, кто хочет улучшить свою физическую форму.

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе

— Чтобы вы можете посоветовать тем, кто хочет служить в легионе?

— Многие просят у меня совета, но, к сожалению, я не знаю их целей и семейных обстоятельств. Однако, если решение принято и человек видит в этой службе свое предназначение, я посоветовал бы очень тщательно готовиться к такому шагу. Насколько знаю, кыргызстанцы пытаются попасть в легион, лишь краем уха услышав о нем, а потом сокрушаются, что не прошли. Успех на 50 процентов зависит от подготовки: прежде чем поступать в легион, узнайте больше о жизни в нем и пройдите тренировки.