Кандидат медицинских наук 37-летний Азим Шайбеков уже 8 лет живет в Германии. Он работает бок о бок с хирургами с мировыми именами в сфере трансплантации органов. Специалист рассказал, как проходит его день в клинике университета Эссена. Беседа шла во время перерыва после четырехчасовой операции.
— Как вы стали хирургом?
— В 2006 году я окончил Медицинскую академию в Бишкеке, а позже ординатуру в Кыргызско-Российском Славянском университете, где мне удалось поработать по портальной гипертензии под руководством нашего сильнейшего профессора Бахадыра Бебезова.
— И потом уехали в Германию?
— В 2012 году на Иссык-Куль приехали именитые немецкие профессора. Они провели конкурс среди молодых кыргызстанских хирургов, в котором участвовали 40 человек. Строгий отбор проходил целую неделю, в итоге стипендиатами стали только мы с Тинатин Какчекеевой.
— Языковой барьер не помешал?
— Конечно, поначалу было трудно с языком, кроме того, долго не мог привыкнуть к местным порядкам, людям и менталитету, тут даже воздух другой. По сути, когда приехал в Германию, пришлось профессиональную деятельность начинать, что называется, с чистого листа. Долго работал практикантом в хирургической клинике, а самостоятельно оперировать начал только через четыре года.
— Когда мы договаривались об интервью, вы сказали, что в этот день будете проводить длительную и сложную операцию и нам удастся побеседовать только после ее завершения. Часто ли у вас случаются такие тяжелые дни?
— Работа любого хирурга требует повышенной внимательности, опыта и большого мастерства. Ведь операции, например на печень, длятся три-четыре часа, а то и больше.
Я работаю в университетской клинике в отделении трансплантации печени и почек, а также в эндокринологической и онкологической хирургии. Обычно рабочий день начинается в 7:30 — обход пациентов и подготовка к операциям. После полудня мы снова проверяем больных и подготавливаем пациентов, у которых операция назначена на следующий день, — изучаем анализы, обсуждаем ход предстоящего вмешательства, делаем необходимые процедуры. Далее обычно работаем со студентами и поздно вечером уходим домой. Если выпадает вечернее дежурство, тогда все операции проводим с трех до пяти. Иногда выезжаем в другие города за донорскими органами — печенью и почками.
— Я знаю, что в Германии врач сам принимает обратившегося за медицинской помощью, направляет его на различные обследования, получает анализы, ставит диагноз и полностью контролирует процесс лечения. Такой подход — требование времени?
В клинике созданы все технологические условия для работы — эндоскопия, компьютерная томография и многие другие современные аппараты. В случае необходимости буквально за несколько минут на помощь могут приехать другие службы и специалисты.
В Германии проживает более 80 миллионов человек. Работа медицинских учреждений отлажена настолько четко, что заболевший или попавший в беду человек, в какой бы точке страны он ни находился, в течение первых 20 минут после обращения получает необходимую медицинскую помощь. А в деле спасения человеческой жизни время играет очень большую роль.
— Медицина, как и другие науки, не стоит на месте. Есть ли практика обмена опытом с коллегами из других стран?
— Конечно. Медицина стремительно развивается, врачам необходимо быть в курсе новостей. Чтобы врачи многосторонне развивались, Министерство здравоохранения ФРГ предусмотрело курсы повышения квалификации, в соответствии со специальностями проводятся различные сертификации. Руководство клиники, где я работаю, часто отправляет врачей на стажировки, курсы, учебу, помогает публиковать наши научные труды.
— Вы тоже занимаетесь наукой?
— В основном научные исследования проводятся в университетских клиниках. Тут есть все условия для научной работы, нужно только желание. Ученые в вузах поддерживают инициативы молодых специалистов. Так, например, в данное время я занимаюсь научной работой в области хирургической эндокринологии под руководством известного во всем мире профессора Хенинге Дралле (Henning Dralle).
Хочу дать совет нашей молодежи — если человек честен, амбициозен, ничего не боится и готов к испытаниям, он в любом случае найдет свое место в жизни и все его старания не останутся без оценки. Со своей стороны я готов всесторонне помогать и поддерживать кыргызстанских коллег. Можно получить образование за рубежом, поработать, набраться опыта, а затем вернуться в Кыргызстан и сделать там много полезного.
— Многие соотечественники выезжают за границу на операции по трансплантации органов. Что нужно, чтобы такие сложные операции проводились у нас в стране?
— Это трудный вопрос. В Кыргызстане очень много больных с циррозом печени, гепатитом В, С, D. В свое время я исследовал эти болезни в своей кандидатской диссертации и выяснил, что средний возраст таких пациентов — 31 год. То есть таким заболеваниям подвержены люди, у которых впереди целая жизнь. Пересадка почек также входит в число очень дорогостоящих операций.
Но мало сделать операцию. Восстановление больного после трансплантации — это огромная работа, которая также требует много средств и дорогих лекарств. В Германии цена операции по пересадки печени составляет 200 тысяч евро, а сутки пребывания в палате по реабилитации стоят 800 евро.
Думаю, что функции трансплантологической службы у нас должны быть возложены не на частные, а только на государственные клиники.
— Хирургов, работающих в сфере трансплантологии, в Кыргызстане можно по пальцам пересчитать. У вас есть планы вернуться на родину?
— Я очень люблю Кыргызстан, это моя родина, где живут близкие, родственники. Живя за границей, я внимательно слежу за событиями в республике и, конечно же, переживаю, когда слышу плохие новости, и искренне радуюсь, когда читаю хорошие.
Если ко мне обращается земляк или коллега, я всегда с радостью делюсь своим опытом и помогаю чем могу. Да, у меня есть мысли о возвращении на родину, если будут условия для работы. Но пока с клиникой, где я сейчас работаю, у меня заключен договор на длительный срок.
— Расскажите о своей семье.
— Я женат, мы с супругой воспитываем дочь. Моя жена очень отзывчивая и умная женщина. Думаю, благодаря ей я добиваюсь успехов в работе, ведь для хирургов очень важно иметь крепкий и надежный тыл в лице семьи.