За последний месяц в Бишкеке прошли сразу два митинга таксистов против сервиса "Яндекс". По словам собиравшихся, поводом к недовольству послужило то, что компания повысила комиссию за заказ для водителей.
В обществе по-разному отнеслись к протестам таксистов. Многие пользователи соцсетей посоветовали собравшимся не митинговать, а добросовестно работать.
"Благодаря "Яндексу" цены на поездки в такси упали. Нам, гражданам, это выгодно. Сервис удобный, быстрый. Раньше я "парился" и звонил в службу такси. Часто через несколько минут перезванивали и говорили: "В вашем районе машин нет", — рассказал один из частых пассажиров такси.
"Если мне не нравится работодатель, я ухожу на другую работу. В чем проблема?" — задается вопросом другой бишкекчанин.
Однако в Ассоциации операторов и перевозчиков такси считают, что ситуация не совсем однозначная.
Корреспондент Sputnik Кыргызстан выслушал стороны и попытался разобраться в ситуации.
Как работает "Яндекс.Такси" в Кыргызстане?
"Яндекс.Такси" заработало в Бишкеке в ноябре 2017 года. Сервису удалось быстро набрать клиентскую базу благодаря удобному приложению, масштабной рекламной кампании, а также сравнительно низкой стоимости поездок.
В Государственной налоговой службе сообщили, что "Яндекс.Такси" в Кыргызстане не зарегистрировано — компания работает через местных партнеров. Согласно данным на сайте "Яндекса", их в Кыргызстане 36. При этом в компании подчеркивают, что "Яндекс" — не совсем такси.
Как рассказал один из местных партнеров "Яндекса", когда компания заходила на рынок, комиссия для водителя в самом распространенном тарифе "эконом" составляла 5 процентов: 2 — "Яндексу", 3 — местным партнерам. Со временем тариф для водителей поднимался и сейчас в среднем он равен 15 процентам: 12 — "Яндексу", 3 — местным партнерам. То есть, если пассажир заплатил за поездку 100 сомов, водителю остается 85.
В августе 2020 года "Яндекс.Такси" превратилось в "Яндекс Go" — в сервисе стала доступна доставка вещей.
Забастовка
Собравшиеся 16 февраля возле железнодорожного вокзала таксисты были серьезно настроены — на распечатанных наклейках и подготовленных флагах можно было разглядеть надписи "АнтиЯндекс". По их словам, "Яндекс.Такси" не считается с мнением водителей и не платит налоги в бюджет Кыргызстана.
"Бензин дорожает, комиссия выросла, приходится работать с утра до ночи, зарабатывать на семью как раньше уже не получается. При этом нет представительства компании, куда мы бы могли обратиться, поговорить, объяснить наше положение. Техподдержка отвечает шаблонами, при этом без объяснений нас могут отключить от сервиса. В случае ДТП "Яндекс. Такси" никак не помогает", — жаловались таксисты.
По словам водителей, перейти в другую службу такси непросто из-за того, что большинство заказов поступает именно в "Яндекс".
Однако таксист Эрнис Аширбаев не согласен с мнением недовольных. Он считает, что "Яндекс" очерняют водители других таксомоторных парков.
В компании "Яндекс Go" сообщили, что видели в СМИ упоминание о забастовке, но в компанию водители с какими-либо требованиями не обращались.
"Мы проверили несколько номеров машин водителей, собравшихся на забастовку, — они не выполняют заказы нашего сервиса. Сам сервис работает как обычно, число водителей на линии на привычном уровне, а количество поездок на этой неделе (когда была забастовка. — Ред.) и вовсе выросло по сравнению с прошлой", — отметили в компании.
После акции водители разъехались, однако они намерены добиваться ухода агрегатора с рынка. Для координации действий бастующие создали в мессенджере группу. На сегодня в ней более 700 человек, однако сколько среди них таксистов, выяснить невозможно — вступить в группу может любой желающий.
Чем еще недовольна часть таксистов
Ассоциация операторов и перевозчиков такси уже давно заявляет о нарушениях со стороны "Яндекса".
"До прихода "Яндекса" основополагающие моменты на рынке такси так или иначе соблюдались. При заключении договора таксиста с местным таксопарком проверяли патент таксиста, техническое состояние авто, мы работали над страхованием. Местные компании — партнеры "Яндекса" лишь подключают водителей к приложению. Они ограничены во всем и на ценовую политику никак не влияют", — рассказал председатель ассоциации.
По его словам, "Яндекс" превратился в монополиста на рынке такси.
"Когда говорят, что ездить на "Яндексе" дешевле, я отношусь к этому скептически. Уже сейчас в пиковые часы цены на поездки повышаются вдвое. Логическим продолжением завоевания рынка будет повышение компанией цен на поездки — оно неизбежно", — предупредил глава Ассоциации операторов и перевозчиков такси.
По словам другого таксиста, который пожелал остаться анонимом, поездки на "Яндекс.Такси" дешевые в обычное время, однако при повышенном спросе "Яндекс" превращается в одно из самых дорогих такси города.
Позиция компании
В пресс-службе "Яндекс Go" рассказали, что в начале февраля действительно обновились условия программ, однако это сделано для того, чтобы водители могли больше заработать.
"В целом в Бишкеке условия работы водителей существенно не менялись. У нас есть мотивационные программы для партнеров и их водителей. В начале февраля мы как раз обновили условия программ, чтобы у водителей появилась возможность увеличить средний заработок. При этом и комиссия сервиса (для водителей. — Ред.) была пересмотрена", — рассказали в компании.
Относительно повышения цен на поездки в час пик в "Яндексе" отметили, что это делается для удобства пассажиров, которым нужно срочно воспользоваться сервисом.
"Уже больше года мы не меняли тарифы в Кыргызстане. При этом стоимость поездки рассчитывается сложным алгоритмом в режиме реального времени, на нее влияет множество факторов, например, время в пути и баланс спроса и предложения. Когда заказов на поездки в моменте значительно больше, чем водителей на линии, алгоритм автоматически формирует временный повышающий коэффициент. Он помогает воспользоваться услугой тем, кому важно уехать максимально срочно, даже в пик спроса. Повышение цен в такие моменты привлекает на линию больше водителей, и чем их становится больше, тем быстрее повышающий коэффициент исчезает, а цена снижается", — рассказали в пресс-службе "Яндекс Go".
"Яндекс" и Антимонопольное агентство
В Государственном агентстве антимонопольного регулирования сказали, что по деятельности компании "Яндекс.Такси" в 2019 году шло большое разбирательство.
"Мы проделали большую работу после обращения Ассоциации операторов и перевозчиков такси. Четыре раза из Москвы приезжали представители "Яндекса", мы просили Федеральную антимонопольную службу России предоставить информацию, как компания работает на рынке такси в РФ. Также просили Минтранс озвучить его позицию. После изучения материалов мы пришли к выводу, что нарушений со стороны компании в части недобросовестной конкуренции не было", — рассказала начальник Управления рекламы, защиты прав потребителей, недобросовестной конкуренции и международного сотрудничества Антимонопольного агентства Назина Алыкулова.
Она отметила, что госагентство штрафовало "Яндекс.Такси" за нарушение норм Закона КР "О рекламе".
"В рекламных материалах компании "Яндекс.Такси", распространяемых на автомобилях, умалчивается часть существенной информации, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение", — отмечалось в предписании госагентства.
В "Яндекс" выразили несогласие с решением Госантимонополии, тем не менее нарушения были устранены.
Госорган не разделяет опасений насчет монополизации рынка такси компанией "Яндекс", но при этом заверил, что в случае необоснованного повышения тарифов для пассажиров последует немедленная реакция.
"Не представляется возможным определить объем товарных ресурсов рынка (объем рынка) ввиду отсутствия информации от хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа, соответственно не представляется возможным определить доминирующее положение субъекта (компании "Яндекс.Такси"), — говорится в решении Антимонопольного агентства.
Согласно Закону КР "О конкуренции", положение компании признается доминирующим, если ее доля на рынке составляет 35 процентов и выше.
"Яндекс" и Налоговая служба
На следующий день после второго февральского митинга Государственная налоговая служба сделала заявление относительно уплаты налогов "Яндекс.Такси". Из него становится понятно, что у Налоговой службы нет вопросов к компании, но есть к самим таксистам.
"Согласно Налоговому кодексу, доходы, полученные иностранной организацией, не связанной с постоянным учреждением в КР, подлежат налогообложению в размере 10 процентов. То есть местные компании — партнеры "Яндекс.Такси" обязаны уплачивать соответствующие налоги (налог на доходы нерезидента). Кроме этого, каждый таксист, независимо от того, оказывает ли он услуги по перевозке пассажиров с использованием или без приложения "Яндекс.Такси", должен работать на основании патента и страхового полиса", — сообщили в ГНС.
Отметим, что стоимость патента на оказание услуг такси в Бишкеке составляет 500 сомов, страхового полиса — 775.
В одном из крупнейших таксопарков — партнеров "Яндекса" рассказали, что исправно платят налоги, при этом за уплатой налогов водителями должны следить госорганы.
"Мы не работодатель, а компания, которая продает водителям информацию. Мы не набираем в штат водителей как сотрудников, в основном работаем по публичной оферте, то есть подразумевается, что водители соглашаются с условиями, одним из которых является соблюдение законодательства КР. Водитель по факту должен приобретать патент, потому что решил заняться коммерческой деятельностью. Следовательно, он обязан платить государству налоги, в данном случае приобретать патент. У государства есть соответствующие органы, которые обязаны следить за исполнением водителями своих обязательств", — сказал представитель местной компании — партнера "Яндекса".
Армия таксистов и налоги
В декабре прошлого года на тот момент замглавы Управления городского транспорта мэрии Бишкека Нурлан Атыканов заявил, что "армия таксистов Бишкека никак не регулируется". По его словам, в столице около 20 фирм-перевозчиков и только 10 процентов таксистов приобретают патент. Атыканов намеревался урегулировать деятельность таксистов и организовать полноценный контроль по патенту, но уже на следующий день его освободили от должности.
На данный момент госорганы лишь рекомендуют агрегаторам проверять наличие патента и страхового полиса у таксистов. Ответственность за их приобретение ложится на водителя, который, как рассказал местный партнер "Яндекс.Такси", не имеет трудовых отношений с компанией. Ввиду этого в случае дорожно-транспортного происшествия или работы без патента виноватым остается таксист — агрегаторы утверждают, что не являются работодателями.