Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.
С начала года в Кыргызстане выросли цены на ГСМ. Сегодня дизельное топливо стоит 41,5 сома (в конце января — 37,4), бензин Аи-92 — 43,9 (36,6), а Аи-95 — 45,9 сома (38,6).
В беседе на радио Sputnik Гусев отметил, что тенденция повышения цен на бензин сквозная фактически для всех стран бывшего СССР.
"Все государства, включая Россию и Казахстан, столкнулись с тем, что из-за низких цен на нефть были достаточно большие дефицитные бюджеты. Так или иначе все страны с помощью денежно-кредитной политики выравнивают объем поступления валютной выручки. Стандартная практика: если у нефтедобывающих государств стоимость нефти растет, то их валюта укрепляется", — сказал Гусев.
Он обратил внимание, что в России переработка нефти стала неприбыльным процессом.
"С учетом того что цены на нефть начали расти в России, в других странах постсоветского пространства наблюдается примерно та же ситуация и начался внутренний дефицит топлива. Исходя из этого, они решили закрыть границы и ограничить экспорт топлива, чтобы насытить собственный рынок. При этом практика сдерживания цен на топливо характерна для республик постсоветского пространства, поэтому, кроме диспаритета в странах добывающих, есть диспаритет в государствах, которые потребляют топливо, из-за того, что было ограничено предложение", — пояснил эксперт.
Он отметил, что большая часть европейских потребителей работает по формульным долгосрочным контрактам.
"Азиатские покупатели привязаны к спотовым котировкам и не имеют долгосрочных договоров. Когда у добывающих и перерабатывающих государств стоит задача насытить собственный рынок, то обрезаются как раз-таки эти спотовые контракты", — уточнил Гусев.
Он посоветовал потребителям больше внимания обращать на газ, который дешевле и всегда в наличии.