На большой конференции по Афганистану в Душанбе собралось много "докторов", говоривших о необходимости излечения афганского пациента от гражданского конфликта и разрухи. Проблема в том, что у некоторых специалистов были не то что разные, но даже взаимоисключающие рецепты.
Девятая министерская конференция "Сердце Азии — Стамбульский процесс" проходила 29-30 марта в полувиртуальном формате. В ней принимали участие куда больше стран, чем на прошедшей 18 марта конференции по Афганистану в Москве. Если в российской столице, как пояснил журналистам спецпредставитель РФ по Афганистану Замир Кабулов, собрались представители государств, имеющих влияние на все конфликтующие в ИРА стороны (Россия, США, Китай, Пакистан), то в Душанбе встретились те, на кого уже афганская ситуация оказывает прямое влияние, кто готов поучаствовать в ее разрешении.
Участниками этой инициативы являются Россия, Азербайджан, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Китай, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Таджикистан, Туркменистан, а также ряд внешних игроков и международных организаций.
Принцип "излечения сердца" в общем-то понятен — вывод американских войск и формирование коалиционного правительства с участием Талибана*. Вопрос был в том, как его реализовать на практике?
Свято место
С выводом все непросто. Напомним, что по условиям сделки с талибами, заключенной в 2020 году в Дохе, США должны к 1 мая вывести свои войска из Афганистана. Да, американский президент Джо Байден утверждает, что сроки операции будет сложно соблюсти "по техническим причинам". Да, госсекретарь Энтони Блинкен сейчас в достаточно туманных выражениях говорит, что к 1 мая вывод может не состояться, что нужно определиться с союзниками по НАТО. Однако все пока ориентируются именно на эту дату.
Что будет потом? Каким образом, в каких условиях будет формироваться и функционировать новая афганская власть? В этом вопросе между странами уже наблюдаются определенные разногласия.
Если иранцы подразумевают, что афганцы должны "определять свою судьбу" без участия американцев, то Нью-Дели хочет, чтобы афганская политика творилась с минимальным участием Пакистана или вообще без оного. Пакистан же, в отличие от Америки, уходить из Афганистана не собирается — он хочет превратить эту страну в свой надежный, стабильный тыл, который не будет, например, предъявлять Исламабаду территориальных претензий (вдоль так называемой "линии Дюранда"**). А для этого пакистанцам нужно минимизировать влияние Индии на внутриафганские дела. Индия же, выделившая, по словам Венкатеша Вармы, 3 миллиарда долларов на различные проекты в ИРИ, уходить оттуда не собирается.
Компромисс и благородство
Собственно, встреча в Душанбе стала одной из площадок, где все эти разногласия обсуждаются, где ищется компромисс. Всем очевидно, что, если он не будет найден, крупные державы продолжат использовать Афганистан в своих двусторонних конфликтах. То есть против Ирана, Пакистана, Китая, стран Средней Азии (и, опосредованно через них, против России). Не стоит недооценивать способность США на ходу менять правила игры и отказываться от взятых на себя обязательств.
"Россия оказала Афганистану адресную гуманитарную помощь… В ноябре–декабре 2020 года было направлено свыше 300 тонн продовольствия. Мы будем продолжать эту помощь", — рассказал глава МИД Сергей Лавров.
Помогая афганским властям бороться с бедностью и каким-то образом устраивать мирную жизнь населения (за последние десятилетия привыкшего лишь воевать) и, в конце концов, строя для тамошней молодежи элементарные школы, соседние страны инвестируют в собственную безопасность. Ведь куда проще вложить несколько миллионов долларов в создание образовательных учреждений и рабочих мест, вместо того чтобы потом тратить сотни миллионов для защиты от угроз, исходящих от нового поколения афганских радикалов.
* Экстремистская организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран
** Граница между Афганистаном и Британской Индией, определенная в XIX веке