Кыргызстан ожидает повторных выборов в Жогорку Кенеш: новый парламент должны были избрать еще в октябре прошлого года, но после народных волнений итоги голосования аннулировали. В мае 2021-го в стране приняли новую Конституцию: в ней число депутатов сокращено со 120 до 90, а возрастной порог для претендентов на кресло в парламенте поднят с 21 года до 25. Это лишь малая часть изменений в новом Основном законе, которые касаются Жогорку Кенеша.
Sputnik Кыргызстан внимательно изучил проект закона и собрал главное о том, как могут выглядеть грядущие парламентские выборы. Отметим, что документ пока не принят, поэтому предложенные нормы еще могут измениться.
"35+55" — как предлагается выбирать депутатов
Раньше кыргызстанцы выбирали всех 120 депутатов по пропорциональной системе. В проекте предлагается совместить две избирательные системы: 35 депутатов будут избираться по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, 55 — по пропорциональной (по партийным спискам) по единому избирательному округу (это весь Кыргызстан).
Самовыдвиженцы и партии — кто может выдвигать кандидатов
Помимо партий, путь в Жогорку Кенеш открывается для самовыдвиженцев. Если говорить точнее, по пропорциональной системе выдвигать кандидатов могут политические партии, по мажоритарной — политические партии и самовыдвиженцы.
Важно: по законопроекту один и тот же человек не может выдвигаться более чем в одном партийном списке, более чем по одному одномандатному округу либо одновременно по списку кандидатов и одномандатному округу.
Как будут выдвигать кандидатов по одномандатному округу
Если кандидата выдвигает партия
Законопроект предполагает, что кандидаты будут выдвигаться на съездах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. На съезде партии по выдвижению кандидатов вправе присутствовать член ЦИК или ТИК. Партии вправе выдвинуть не более одного кандидата по одномандатному избирательному округу. Решение о его выдвижении принимается тайным голосованием. В случае выдвижения кандидатов по одномандатным округам от партий проведение собрания избирателей не требуется.
Если кандидат — самовыдвиженец
Самовыдвиженцев по одномандатному округу выдвигает собрание избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 100 избирателей. На собрании избирателей вправе присутствовать член ТИК. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало больше половины участников собрания.
Кто сможет проголосовать на выборах
Член местного сообщества — это кыргызстанец, который постоянно проживает в соответствующем аймаке/городе, включенном в состав одномандатного округа. Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте, сделанной не менее чем за 3 месяца до голосования.
Кстати, в проекте предлагается дать право голосовать гражданам, осужденным за преступления по неосторожности. Нынешний закон им это запрещает.
Что нужно для победы
По проекту закона избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей, проголосовавших в одномандатном округе.
Что касается пропорциональной системы, то по нынешнему закону республиканский порог для партий равняется 3 процентам голосов избирателей, региональный — 0,7 процента. В предложенной версии закона на выборах по пропорциональной системе республиканский порог остается прежним, а региональный снижается до 0,3.
Что, если депутат, прошедший по одномандатному округу, сложит полномочия
В случае досрочного прекращения полномочий этого депутата назначают новые выборы. Их проводят в течение двух месяцев после того, как появляется вакантный мандат. В случае выбытия депутатов ЖК за год или менее года до истечения срока избрания созыва выборы депутатов вместо выбывших не проводятся.
Сведения о доходах
Перечень документов, которые нужны для регистрации кандидатов, предлагается дополнить еще одним пунктом:
"Сведения кандидата и его близких родственниках о доходах, расходах, об обязательствах и имуществе по форме, утвержденной ЦИК, либо копия единой декларации о доходах, расходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности за предыдущий год до назначения выборов депутатов ЖК".
"Сюрприз" для политслужащих
О домкомах
Список видов злоупотребления административным ресурсом предлагается дополнить. Например, если работники организаций, финансируемых из республиканского и местного бюджетов, а также работники территориального общественного самоуправления будут собирать подписи и заниматься агитацией, то это будет считаться злоупотреблением административным ресурсом по конституционному закону.
Новые запреты в правилах агитации
Помимо того что в проекте закона прописали запрет на агитацию со стороны домкомов, также предлагается запретить агитационные мероприятия и раздачу "агиток" вблизи определенных объектов, например больниц, детсадов, школ. Кроме того, в проекте закона предлагается запретить использовать в агитационных материалах "части элементы информации (изображения), которые содержат прямые и косвенные заимствования или ссылки на религиозную тематику".
О подкупе и не только
Как известно, снять кандидата с гонки можно в нескольких случаях. Например, если подтвердилось, что он, его уполномоченные представители, доверенные лица, наблюдатели, близкие родственники подкупали избирателей или кандидат был причастен к подкупу.
Авторы законопроекта предлагают снимать кандидата с гонки, даже если подтвердится причастность к подкупу его уполномоченного представителя, доверенного лица, наблюдателей, а также близких родственников. То же касается ситуации, когда кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга) или представители занимались благотворительностью с момента назначения выборов и до публикации итогов голосования.
Если выборы признают недействительными
В проекте закона пункт о признании итогов выборов недействительными дополнен частью:
В случае признания недействительными итогов голосования по кандидату, списку кандидатов политической партии после дня голосования в результате установления нарушения избирательного законодательства, голоса избирателей, отданные за кандидата/партию, признаются недействительными с отнесением избирательных бюллетеней к недействительным. Такой кандидат, политическая партия не допускаются к следующим выборам депутатов Жогорку Кенеша".
По действующему законодательству ЦИК признает результаты выборов недействительными в двух случаях:
1. Если будут признаны недействительными итоги голосования на части участков, охватывающих более одной трети избирателей от общего числа проголосовавших.
2. По решению суда.
В проекте закона предлагается оставить первый пункт, но второй заменить на:
"если признанные недействительными итоги голосования по кандидату (кандидатам), партийным спискам охватывают более одной трети избирателей от общего числа проголосовавших."
Что предлагается сделать с залогами
Залог для партий, выдвигающих кандидатов по партийным спискам, предлагается оставить прежним — 1 миллион сомов. Для кандидатов по одномандатному округу залог составляет 100 тысяч сомов.
Сейчас залог возвращается партиям в трех случаях:
1. Если они получили на выборах не меньше одного процента голосов от избирателей, участвовавших в голосовании, и представили все необходимые документы.
2. Если ЦИК отказала в регистрации списка кандидатов от партии.
3. Если партия сама отказалась участвовать в выборах до того, как утвердили текст и форму бюллетеня.
Проектом закона эта норма дополняется тремя важными моментами:
2. Залог возвращается кандидатам/партиям, если выборы признают несостоявшимися или недействительными.
3. В случае отмены регистрации кандидата/партийного списка до дня голосования из-за нарушения ими законодательства избирательный залог не вернут и перечислят его в бюджет.
Дата голосования и еще одна деталь
По нынешнему закону днем голосования объявляется первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который был избран Жогорку Кенеш действующего созыва. В проекте предлагается заменить первое воскресенье месяца на последнее.
В проекте закона исключен пункт, по которому "партия в любое время, но не позднее чем за пять дней до голосования, вправе исключить некоторых кандидатов из зарегистрированного списка, подав заявление в ЦИК. На основании заявления ЦИК принимает решение об исключении кандидата из списка."