00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
9 мин
Тема дня
Приложение, спасшее жизни тысяч российских детей, теперь доступно в Кыргызстане
18:10
50 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
6 мин
Стоп-кадр
“Чоочун киши” сериалынын 2-сезону көрүүчүлөрдү эмнеси менен таң калдырат?
19:07
44 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
9 мин
Между строк
Ностальгия по детству в повести Гафура Гуляма "Озорник"
20:10
45 мин
Ачык кеп
Таштандыны баш аламан таштагандар жазаланууда - “Тазалык” таштанды көйгөйүн кантип чечип жатат?
23:04
41 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1
референдум 2021
Все о проекте новой Конституции
что может ожидать нас после референдума
РЕФЕРЕНДУМ 2021
Все о проекте новой Конституции
что может ожидать нас после референдума
Референдум по проекту новой Конституции состоится 11 апреля. Как изменится жизнь кыргызстанцев, если предлагаемый Основной закон будет принят, изучили корреспонденты Sputnik.

Это обновляемый материал, который будет пополняться новыми данными по мере их поступления. В день референдума здесь появится информация о ходе голосования, а затем его результаты.
Процесс ручного подсчета голосов строго регламентирован и требует больше времени. Показатели в этой инфографике являются предварительными, окончательные результаты референдума по проекту новой Конституции ЦИК объявит позже.
После завершения голосования Центральная избирательная комиссия публикует предварительные результаты референдума, основанные на данных автоматически считывающих урн (АСУ). Эти итоги не являются окончательными.
На основе предварительных данных АСУ мы подготовили наглядную карту, которая показывает, как голосовали кыргызстанцы в разных регионах республики. Чем темнее цвет района на карте, тем больше избирателей в нем поддержали проект новой Конституции, и наоборот.
ЦИК признает референдум состоявшимся, если в голосовании примут участие более 30 процентов избирателей, внесенных в список участников референдума. Правом проголосовать на референдуме обладают свыше 3,6 миллиона кыргызстанцев. Одновременно с референдумом в стране проходят выборы в местные кенеши.
Как будет проходить референдум
Избирательные участки будут работать с 8:00 до 20:00. В день голосования кыргызстанцам предстоит ответить на вопрос:

"Принять Закон "О Конституции Кыргызской Республики", проект которого вынесен Жогорку Кенешем на референдум (всенародное голосование)".

Предварительные результаты референдума, основанные на данных автоматически считывающих урн, будут размещаться на сайте ЦИК по мере поступления итогов голосования. На определение окончательных результатов референдума у Центризбиркома есть 20 календарных дней, то есть крайний срок — 2 мая.
2020 год
Октябрь

В Кыргызстане сменяется власть: Сооронбай Жээнбеков после народных волнений подает в отставку, исполняющим обязанности президента и премьер-министром становится Садыр Жапаров. Тогда в политических кругах и заговорили о новом Основном законе.

"Если нам не будут вставлять палки в колеса, будет принята такая Конституция, которую хочет народ", — заявил Жапаров 23 октября.

Ноябрь

В Бишкеке проходит мирный марш против внесения изменений в Конституцию. Его участники считают, что президентская форма правления способна перейти в авторитарную. Такие акции продолжаются по сей день.

Вскоре на сайте Жогорку Кенеша публикуют проект нового Основного закона. Референдум предлагают провести 10 января — в один день с президентскими выборами. Вот некоторые выдержки из первоначального варианта:

— президент становится сильнее, возглавляет исполнительную власть и может избираться на два срока по пять лет;

— премьер-министр "выбывает из игры", вместо него "глава правительства" со скромным перечнем полномочий;

— вводится Народный курултай;

— число депутатов сокращается со 120 до 90;

— запрещаются СМИ и мероприятия, противоречащие нравственным ценностям и традициям.

Проект подвергается критике как в обществе, так и со стороны политиков: в соцсетях высказывают мнение, что это "возвращение к временам Бакиева". Ряд юристов заявляют, что в проекте нарушен баланс между ветвями власти, и ставят под сомнение правомочность действий шестого созыва, который должен был уйти еще в октябре прошлого года, если бы выборы состоялись. На последнем аргументе внимание акцентирует и Венецианская комиссия, выпустившая срочное заключение о переносе выборов в Кыргызстане.

Инициаторами законопроекта числились 80 парламентариев — это минимум, который необходим для поднятия столь важного вопроса, как новая Конституция. Однако вскоре после обнародования проекта некоторые депутаты открестились от него, но это не повлияло на ход событий.

Через несколько дней в стране собрали Конституционное совещание, куда изначально вошли 89 человек (позднее список дополнили). Порой предложения членов КС будоражили общественность, многим, например, запомнилась идея переименовать республику в Кыргызскую Народную Республику (КНР).

Декабрь

Депутаты одобряют идею референдума по форме правления: кыргызстанцам предстояло выбрать, какая республика им нравится больше — парламентская или президентская.
2021 год
Январь

На референдуме с большим отрывом побеждает президентская форма правления. Конституционное совещание завершает работу.

Февраль

Проект новой Конституции наконец "добрался" до Жогорку Кенеша, и его обнародовали на сайте парламента. Выяснилось, что некоторые особо резонансные статьи первой версии исключили, некоторые оставили, переделали или дополнили. Например, согласно проекту, председателем кабинета министров (слова "правительство" нет) является руководитель администрации президента.

Во время обсуждения часть депутатов раскритиковала проект, некоторые призывали коллег "не торопиться" с его принятием. Однако на последующих событиях это фактически не отразилось.

Март

Профильный комитет ЖК единогласно поддержал проект новой Конституции, но на общем заседании парламента споры продолжились. Вице-спикер заявила, что в документ не внесли ни одно предложение депутатов. Отдельные народные избранники требовали огласить имена авторов проекта. Один из парламентариев удивился, что в списке поддержавших проект есть имена умершего и находящегося в СИЗО депутатов.

На претензии нардепов к проекту спикер Талант Мамытов ответил, что миссия парламента — назначить дату референдума, а не обсуждать содержание документа. В итоге абсолютное большинство депутатов в первом чтении поддержало назначение референдума на 11 апреля.

За проголосовали 87 парламентариев, 9 высказались против.

Корреспондент Sputnik пробежался за депутатами по коридорам Жогорку Кенеша, чтобы выяснить, знают ли они о статьях Конституции, касающихся парламента. Из 16 опрошенных ни один не смог четко и правильно ответить на вопрос журналиста.
Во втором чтении споры стали еще жарче, дело дошло до перепалки между депутатами, но проголосовать им так и не удалось — голосование отложили на следующий день.

Во втором и третьем чтениях большинство депутатов вновь поддержало проведение референдума 11 апреля. На это раз за проголосовали 94 парламентария, против — шесть. Закон о назначении референдума подписал президент Садыр Жапаров.

По данным ЦИК, на проведение референдума выделят свыше 55,6 миллиона сомов. Кстати, 11 апреля пройдут еще и выборы в местные кенеши.
Чем проект новой Конституции отличается от действующей
Чем проект новой Конституции отличается от действующей
Президент
Сейчас:
Является главой государства.
Предлагается:
Является главой государства, высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть.


Сейчас:
Избирается на шесть лет. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды.
Предлагается:
Избирается на пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков.


Сейчас:
Президентом может быть избран гражданин КР не моложе 35 лет и не старше 70.
Предлагается:
Президентом может быть избран гражданин КР, достигший 35-летнего возраста (максимального возрастного порога нет).


Сейчас:
Не имеет права законодательной инициативы.
Предлагается:
Имеет право вносить законопроекты в Жогорку Кенеш.


Сейчас:
Ведет переговоры и подписывает по согласованию с премьер-министром международные договоры.
Предлагается:
Ведет переговоры и подписывает международные договоры, определяет основные направления внутренней и внешней политики.


Сейчас:
Почти весь состав правительства, кроме глав ГКНБ и ГКДО, определяет Жогорку Кенеш, президент подписывает указы о назначении. Даже если президент не подпишет указ в течение трех дней, члены правительства считаются назначенными.
Предлагается:
Структуру и состав кабинета министров определяет президент; он же с согласия Жогорку Кенеша назначает председателя кабинета министров, его заместителей и членов кабмина.


Сейчас:
В случае вотума недоверия президент вправе принять решение об отставке правительства либо не согласиться с ЖК. В случае, если Жогорку Кенеш не передумает, президент отправляет правительство в отставку.
Предлагается:
Президент по собственной инициативе вправе отправить действующий состав или члена кабинета министров в отставку.


Сейчас:
Премьер-министр не чаще двух раз в год может поставить перед ЖК вопрос о доверии правительству. В случае отказа Жогорку Кенешем в доверии правительству президент в течение пяти дней принимает решение об отставке правительства либо назначает досрочные выборы в парламент.
Предлагается:
Эта норма отсутствует.


Сейчас:
Назначает и увольняет глав местных госадминистраций премьер-министр.
Предлагается:
Президент назначает и освобождает от должности глав местных госадминистраций.


Сейчас:
Возглавляет Совбез, образуемый в соответствии с законом.
Предлагается:
Формирует и возглавляет Совбез.


Сейчас:
Определяет структуру аппарата президента, утверждает его положение и назначает руководителя.
Предлагается:
Формирует администрацию президента; председатель кабинета министров является ее руководителем.


Сейчас:
По согласованию с премьером назначает и отзывает глав диппредставительств КР.
Предлагается:
Назначает и отзывает глав диппредставительств КР.


Сейчас:
Вносит в ЖК для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов ЦИК.
Предлагается:
Вносит в ЖК представления кандидатов для избрания и освобождения от должности половины состава ЦИК.


Сейчас:
Освобождает от должности генпрокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов, одобренной двумя третями депутатов ЖК.
Предлагается:
Освобождает от должности генпрокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов.


Сейчас:
Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.
Предлагается:
Осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами.


Кроме того, по проекту новой Конституции президент:
— назначает и освобождает государственного секретаря и уполномоченного по правам ребенка.
— принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе, или по инициативе не менее 300 тысяч избирателей, или по инициативе большинства от общего числа депутатов ЖК.
Отрешение президента
от должности
Сейчас:
Президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления. Оно должно быть подтверждено заключением генпрокурора, согласно которому в действиях президента есть признаки преступления.
Предлагается:
Помимо заключения генпрокурора, необходимо заключение Конституционного суда, что соблюдался установленный порядок выдвижения обвинения. Также прописываются основания, по которым президент может быть отрешен от должности:
— за нарушение Конституции и законов;
— за незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша, деятельность органов судебной власти.


Сейчас:
Решение ЖК о выдвижении обвинения против президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов.
Предлагается:
Решение ЖК о выдвижении обвинения против президента для отрешения его от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее половины от общего числа депутатов.

При этом, как в действующей Конституции, так и в проекте нового Основного закона, решение ЖК об отрешении президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов не позднее чем за три месяца после выдвижения обвинения против президента. Если в этот срок решение ЖК не будет принято, выдвинутое обвинения считается отклоненным.
Если президент досрочно уходит
в отставку
Сейчас:
Его полномочия до избрания нового главы государства исполняет спикер Жогорку Кенеша. В случае невозможности такого варианта полномочия и. о. президента переходят к премьер-министру или лицу, которое исполняет его обязанности.
Предлагается:
Его полномочия до избрания нового президента переходят к спикеру Жогорку Кенеша. В случае невозможности такого варианта обязанности президента будет исполнять председатель кабинета министров. В случае невозможности исполнения полномочий президента указанными лицами исполнение полномочий главы государства определяется конституционным законом.


Сейчас:
Новый президент должен быть избран в течение трех месяцев, при этом и. о. президента не может назначать досрочные парламентские выборы, отправлять кабмин в отставку и участвовать в досрочных выборах.
В проекте новой Конституции:
Эта норма отсутствует.
Жогорку Кенеш
Сейчас:
120 депутатов, одна партия не может получить больше 65 мандатов. Парламент избирается по пропорциональной системе.
Предлагается:
90 депутатов, по какой системе они избираются, не указано.


Сейчас:
Депутатом может быть избран гражданин КР, достигший на день выборов 21 года.
Предлагается:
Депутатом может быть избран гражданин КР, достигший на день выборов 25 лет.


Сейчас:
Депутат ЖК не связан императивным мандатом. Отзыв депутата не допускается.
Предлагается:
Отзыв депутатского мандата прописан среди случаев, когда полномочия депутата ЖК прекращаются досрочно.


Сейчас:
Фракция ЖК с большей частью мандатов или коалиция фракций с ее участием выдвигает кандидата на пост премьер-министра. Кандидат представляет парламенту программу, структуру и состав своей команды.
Депутаты утверждают программу работы кабмина, определяют его структуру и состав, кроме глав ГКНБ и ГКДО. Даже если президент в течение трех дней не издает указ о назначении премьера и его команды, они все равно считаются назначенными.
Предлагается:
Председателя кабинета министров, его замов и других членов кабмина с согласия парламента назначает президент.


Сейчас:
Жогорку Кенеш заслушивает выступления президента.
Предлагается:
Жогорку Кенеш заслушивает выступления, а также ежегодные послания и информацию президента о его деятельности.


Сейчас:
Жогорку Кенеш принимает решение о доверии или о выражении недоверия правительству.
В проекте новой Конституции:
Эта норма отсутствует.


Сейчас:
Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.
Предлагается:
Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.


Сейчас:
Если депутат отсутствовал на заседаниях без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии, его полномочия досрочно прекращаются.
Предлагается:
Если депутат отсутствовал на заседаниях без уважительных причин 10 рабочих дней в течение одной сессии, его полномочия досрочно прекращаются.


Сейчас:
Депутат ЖК может быть назначен на должность премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях.
В проекте новой Конституции:
Эта норма отсутствует.


Сейчас:
Жогорку Кенеш избирает членов Счетной палаты: одну треть состава — по представлению президента, одну треть — парламентского большинства и одну треть — парламентской оппозиции.
Предлагается:
Жогорку Кенеш избирает членов Счетной палаты: одну треть состава — по представлению президента, две трети — по собственной инициативе.


Сейчас:
ЖК по представлению президента дает согласие на назначение генпрокурора; дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности; дает согласие на освобождение от должности генпрокурора не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов.
Предлагается:
ЖК по представлению президента дает согласие на назначение, освобождение и привлечение к уголовной ответственности генпрокурора не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов.
Роспуск и самороспуск Жогорку Кенеша
Сейчас:
Решение о самороспуске Жогорку Кенеш может принять большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
Предлагается:
Решение о самороспуске Жогорку Кенеш может принять по инициативе одной трети от общего числа депутатов большинством не менее двух третей голосов.


Сейчас:
Премьер-министр не чаще двух раз в год может поставить перед ЖК вопрос о доверии правительству. В случае отказа Жогорку Кенешем в доверии правительству президент в течение пяти дней принимает решение об отставке правительства либо назначает досрочные выборы в парламент.
В проекте новой Конституции:
Эта норма отсутствует.
Кто может инициировать законы
Сейчас:
Право законодательной инициативы принадлежит:
1. 10 тысячам избирателей (народная инициатива).
2. Депутату Жогорку Кенеша.
3. Правительству.
Предлагается:
Право законодательной инициативы принадлежит:
1. 10 тысячам избирателей (народная инициатива).
2. Президенту.
3. Депутатам Жогорку Кенеша.
4. Председателю кабинета министров.
5. Верховному суду по вопросам его ведения.
6. Народному курултаю.
7. Генеральному прокурору по вопросам его ведения.
Нововведения
Народный курултай — это совещательное, наблюдательное, общественно-представительное собрание, которое дает рекомендации по направлениям общественного развития. Организация и порядок работы курултая определяются Конституцией и конституционным законом.

В проекте новой Конституции есть статья: "В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа КР, могут ограничиваться законом. Перечень мероприятий, подлежащих ограничению и перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации, устанавливается законом".
Исполнительная власть
Сейчас:
Исполнительную власть осуществляют правительство и подчиненные ему структуры.
Предлагается:
Исполнительную власть осуществляет президент.


Сейчас:
Правительство состоит из премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и глав госкомитетов.
Предлагается:
Кабинет министров состоит из председателя, его замов и других членов кабмина. Председатель кабинета министров является руководителем администрации президента.


Сейчас:
Премьер-министр руководит правительством, несет персональную ответственность за его работу перед Жогорку Кенешем, подписывает постановления и распоряжения правительства, обеспечивает их исполнение.
Предлагается:
Президент руководит работой исполнительной власти, несет персональную ответственность за результаты работы кабмина и исполнительной власти, дает поручения кабинету министров и подчиненным ему органам, контролирует исполнение своих поручений, отменяет акты кабинета министров и подчиненных ему органов.
Председатель кабинета министров несет ответственность перед президентом за работу кабмина.


Сейчас:
Структуру и состав правительства, кроме глав ГКНБ и ГКДО, определяет Жогорку Кенеш.
Предлагается:
Структуру и состав кабинета министров определяет президент.


Сейчас:
Принятие отставки премьер-министра влечет за собой отставку правительства.
Предлагается:
Отставка председателя не влечет за собой отставку всего кабмина.


Кроме того, по проекту новой Конституции:
Если ЖК признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, ответственность членов кабмина рассматривается президентом.
Судебная власть
Сейчас:
Судебная система состоит из Верховного суда и местных судов. В составе последнего действует Конституционная палата.
Предлагается:
Судебная система состоит из Конституционного суда, Верховного суда и местных судов.


Сейчас:
Конституционная палата ВС КР:
— признает неконституционными законы и другие НПА, если они противоречат Конституции;
— дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участником которых является Кыргызстан;
— дает заключение к проекту закона о поправках в Конституцию.
Предлагается:
Конституционный суд:
— по запросу президента, ЖК и ВС дает официальное толкование Конституции;
— разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных НПА;
— дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является КР;
— разрешает споры о компетенции между ветвями власти;
— дает заключение к проекту закона о поправках в Конституцию;
— дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против президента.


Сейчас:
Судьи Верховного суда и Конституционной палаты ВС КР выбирают из своего состава главу и его замов на три года. Один человек не может быть избран на два срока подряд.
Предлагается:
Председателя и замов Конституционного и Верховного судов с согласия ЖК и по предложению Совета судей назначает президент. Они выбираются на пять лет.
Заместители глав Конституционного и Верховного судов назначаются президентом по представлению председателя Конституционного суда и Верховного судов.


Сейчас:
При Совете судей действует дисциплинарная комиссия.
Предлагается:
В проекте новой Конституции нет упоминания о дисциплинарной комиссии.


Сейчас:
Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества.
Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно.
Предлагается:
Совет по делам правосудия формируется из числа судей, составляющих не менее двух третей его состава, одну треть составляют представители президента, Жогорку Кенеша, Народного курултая и юридической общественности.


Сейчас:
Судьей Верховного суда может быть гражданин КР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии
не менее 10 лет.
Предлагается:
Судьей Верховного суда может быть гражданин КР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии
не менее 15 лет, в том числе судьей не менее пяти лет.


Сейчас:
У Верховного суда нет права законодательной инициативы.
Предлагается:
Верховный суд получает право законодательной инициативы, но только по вопросам его ведения.
Редактор
Карина Разетдинова

Дизайнер

Даниил Сулайманов

Источник
Конституция КР, проект закона о Конституции КР, открытые данные, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов
Лента новостей
0