Несмотря на все достижения, Айсулуу Тыныбекову отличают простота и скромность. Она приехала в редакцию Sputnik Кыргызстан, извинившись за небольшое опоздание. Спортсменка ответила на все наши вопросы, а потом выполнила просьбу сотрудников о совместном селфи.
О решении участвовать в Олимпиаде–2024
— Айсулуу, от имени всей редакции поздравляю вас с олимпийской медалью и орденом "Манас"! Благодарим за эмоции, подаренные нам во время Олимпиады. На церемонии вручения госнаград вы сообщили, что будете участвовать в следующих ОИ в Париже в 2024 году. Это было непростое решение?
— После завершения олимпийских соревнований в моей весовой категории я почувствовала сильную досаду. Не могла сдержать эмоций, они выплеснулись наружу. В моей жизни бывало всякое, но еще никогда я не плакала так горько. С того дня задумалась над вопросом, буду ли я участвовать в следующей Олимпиаде, все анализировала...
Старший и личный тренеры посоветовали принять решение после отдыха. "Что бы ты ни решила, мы тебя поддержим", — сказали они. Я все переосмыслила. Возраст позволяет мне принять участие в парижских Играх, я чувствую готовность и полную уверенность в себе. Окончательное решение озвучила на церемонии вручения наград в госрезиденции. Сейчас я нахожусь на пике спортивной карьеры. Бросить все и уйти в такое время было бы неправильно.
— Родители и тренеры узнали о вашем решении только на мероприятии или раньше?
— Нет, заранее они не знали. Тренеры очень хотели, чтобы я решила ехать в Париж, это было понятно по их словам и поведению. Но они были готовы поддержать меня и в обратном случае.
— А родители?
— После церемонии награждения они сразу уехали в село — вы же знаете, что там всегда много работы. Мы не смогли даже спокойно посидеть и поговорить. Думаю, родители правильно отнеслись к моему решению. Они просто хотят, чтобы я была счастлива. Сейчас счастливой меня делает спорт, поэтому близкие поймут.
— В год проведения парижской Олимпиады вам будет больше 30 лет, а ваша главная соперница — японка Юкако Каваи — будет в расцвете сил. Есть ли уверенность, что вы сможете завоевать золото?
— Конечно, мое решение основано на уверенности в себе. В противном случае я бы не ставила перед собой цель завоевать золото. В спорте, как и в жизни, лучше не начинать какое-то дело, если не веришь в себя.
— Давайте поговорим об Олимпийских играх в Токио. До финала вы очень уверенно, досрочно побеждали всех соперниц. Что, по-вашему, произошло во время схватки за золото?
— Я сильно переживала перед каждым поединком, чувство страха постепенно усиливалось. Это видели и чувствовали находившиеся рядом личный тренер Нурбек Изабеков, старший тренер Байгазы Бобулов, помогавший нам тренер Суймонкул Таабалды. На три схватки я выходила с ощущением страха и выиграла, а в финале, похоже, была слишком уверена в себе...
Серебряную медаль я приняла благодаря поддержке кыргызстанцев. Как вы знаете, в марте я решила уйти из социальных сетей и полностью посвятить себя спорту, почувствовала ответственность за участие в Олимпиаде. Я отказалась от всего... Игры завершились, борьба была окончена, но горечь поражения не давала мне покоя. В ту ночь я не могла уснуть. Позже восстановила свои страницы в Instagram и Facebook и увидела, как меня поддерживает народ. Это меня очень тронуло, я была безмерно благодарна. Тогда я вспомнила, что даже не брала в руки медаль, не фотографировалась с ней. Благодаря народной поддержке я с любовью приняла свою награду, она стала для меня ценнее золота.
— На что планируете потратить 10 миллионов сомов от государства?
— Честно говоря, я даже не думала об этом. Есть другие задачи, проблемы. Самое главное — я решила бороться дальше. Придет время и для правильного распределения этих денег.
О самом тяжелом поражении и самой запомнившейся победе
— Вы писали в Facebook, что спорт научил вас быть сильной. Какое поражение стало для вас самым тяжелым в карьере?
— Я занимаюсь борьбой 11-12 лет. За эти годы были и победы, и поражения. Самым тяжелым для меня стало поражение в схватке за бронзу на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016-м. Шесть месяцев я находилась в депрессии, мучилась бессонницей, много размышляла. До тех соревнований я думала, что, если завоюю медаль, буду заниматься личной жизнью. Настроилась, что мне хватит и бронзы. Но не сложилось... Думаю, каждый успех или трудная ситуация — это испытание.
— В любом случае у вас было много побед, вы завоевали не одну золотую медаль. Какой из этих побед особенно гордитесь?
— Победой на чемпионате мира в Казахстане. Туда приехало много болельщиков. Перед схваткой я обычно смотрю на трибуны, чувствую их поддержку. Я тогда была очень довольна собой, потому что оправдала десятилетний труд и доверие тренера. Чемпиону мира, кроме медали, вручают чемпионский пояс. Я поставила его в своей комнате так, чтобы сразу видеть, когда открываю глаза по утрам. Смотрю и радуюсь.
Я очень горжусь, что за годы независимости страны стала первой кыргызстанкой, завоевавшей звание чемпиона мира по борьбе. Эмоции непередаваемые. Такое счастье каждый спортсмен может испытать только на вершине пьедестала. Тяжелые тренировки забываются, когда ты поднимаешься наверх и звучит гимн родины.
О детстве, трудовой закалке и приходе в спорт
— Как и где прошло ваше детство?
— Я родилась в городе Майлуу-Суу, но все детство провела в селе Тендик Кочкорского района. Поэтому некоторые люди спорят, откуда я родом. Могу сказать просто: я дочь кыргызского народа. Детство у меня было интересным, да и дальнейшая жизнь тоже. Если бы обо мне снимали кино, получился бы сериал.
В детстве у меня было много энергии: могла и домашнюю работу сделать, и успеть поиграть на улице. В то же время хорошо училась, хотела многое увидеть и узнать. Но в селе не было таких возможностей, как в городе. Я была сама не своя, все время казалось, что мне чего-то не хватает. Мама понимала это и записывала нас, детей, в спортивные секции — на баскетбол, волейбол...
— А как вы попали в борьбу?
— Мама очень любит спорт. Сама она не имела возможности заниматься, поэтому для нас не делала никаких ограничений. Пока все спали, мы с мамой бегали, просыпаясь в пять утра. Потом занимались домашними делами. Однажды я записалась в секцию каратэ, которую открыли для учеников 8–9-х классов. А позже мой одноклассник Арген, который увлекался борьбой, сказал: "В Нарыне борются девушки. Ты их спокойно победишь — может, поедешь с нами? Вернемся через 2-3 дня, я предупрежу отца". Его отец был тренером. Сначала я не понимала, как поеду, если даже бороться не умею. Потом порадовалась тому, что Арген верит в меня.
Приехав домой, я долго думала, смогу ли уехать. В итоге решилась, хотя еще не окончила 10-й класс. Родители поддержали мое решение.
— Какая Айсулуу Тыныбекова в быту?
— Некоторые люди могут подумать, что я никогда ничего не делала до прихода в спорт. Это не так. Я умею готовить и делаю это от души. Я выросла в труде. В шесть лет сажала картофель, в семь-восемь — пасла скот. Стиральной машинки у нас тогда не было, все вещи стирали вручную, полоскали два-три раза. Воду привозили, грели в казане... По утрам и вечерам я доила пять коров. Вообще, мама воспитывала нас в строгости.
О личном
— У кыргызов есть привычка спрашивать девушек, когда они планируют выйти замуж. Как вы относитесь к таким вопросам?
— Я не люблю афишировать личную жизнь. Сейчас многие просят моей руки. Думаю, когда придет время, я приму правильное решение.
— Что для вас значит женское счастье?
— Для одних счастье — выйти замуж и родить детей. Другие чувствуют себя счастливыми, имея любимую работу, увлечения. Все видят счастье по-разному.
— Вы хорошо пишете в соцсетях на двух языках — кыргызском и русском. Вам кто-нибудь помогает или справляетесь сами?
— Я окончила русский класс, хорошо владею языком. В личном дневнике тоже пишу на русском. Кыргызский — родной язык, его я знаю в совершенстве, владею свободно. Обычно пишу свои посты сама, но иногда мне помогают.
— Говорят, вы и стихи пишете?
— Отец и сестра пишут стихи. Когда приходит вдохновение, я тоже могу написать. Но их никто не читал, пишу для себя.
— О чем они?
— Об этом я не хочу говорить (смеется).
— Если бы на основе ваших заметок в дневнике решили снять фильм или написать книгу, вы бы согласились?
— Я не готова рассказать все о своей жизни. Думаю, что не разрешила бы...
О тренере и свободном времени
— Ваш тренер Нурбек Изабеков внес большой вклад в развитие женской борьбы. Расскажите о нем, об Айпери Медет кызы, о Мээрим Жуманазаровой...
— Когда в 2010 году мы только начали работать, агай привел в женскую борьбу Мээрим, чтобы я не тренировалась одна. Она была совсем девочкой, но время летит быстро... Сейчас успехов также добиваются Айпери Медет кызы, Нураида Анаркулова, Калмира Билимбек кызы. Нурбек агай говорил, что я буду лидером команды, должна направлять девушек, воспитывать. Он также учит нас единству и дружбе, призывая думать не только о себе. "Мы вместе начали с нуля, поэтому единая команда", — говорит он.
— За столько лет тренер наверняка стал для вас родным человеком.
— Он наш отец и друг. За границей, если выезжаем только с ним, он и врач, и психолог, и массажист. Нурбек агай уделяет 90 процентов своего времени нам и тренировкам.
Я ценю то, что близкие тренера относятся к ситуации с пониманием. Они приняли нас как своих дочерей. Я жила в его семье семь лет. У него самого пятеро детей, а я стала старшей дочерью.
— Чем вы планируете заниматься, когда завершите выступления в качестве борца?
— Мои наставники 12 лет делятся со мной знаниями. Все это нужно передавать другим. В будущем меня видят тренером и готовят к этому. Сейчас я буду готовиться к парижской Олимпиаде, а потом посмотрим.
— Какую профессию вы выбрали бы, если бы не пришли в спорт?
— Я выбирала между медициной и правозащитной деятельностью. Но душа лежала к спорту.
— Как вы проводите свободное время, как любите отдыхать?
— Если есть немного времени, стараюсь путешествовать. Мечтаю в первую очередь объездить весь Кыргызстан. В прошлом году я побывала в Таш-Рабате, а до этого объездила Иссык-Кульскую область. Я люблю активный отдых.