Садыр Жапаров подписал закон о запрете на курение сигарет, в том числе электронных, кальянов и смесей в общественных местах. А еще кальяны будут запрещены в кафе и ресторанах. Sputnik поговорил с представителями бизнеса и экспертами о том, как изменится работа заведений после принятия законопроекта.
Сотни людей останутся без работы
Владелец кальянной Hookah bar Вячеслав Ким сказал, что пока не понимает, как работать дальше.
"Как трактовать закон, который приняли… На мой взгляд, хотя я и не знаток законодательной деятельности, он достаточно сырой. Сказано, что кальяны запрещено курить в общественных местах. Не знаю, можно ли назвать кальянную, куда пускают только граждан старше 21 года, общественным местом. К тому же в законе не говорится, что кальянные запрещены. Общими фразами излагается запрет, но все же это достаточно сырые трактовки. Мы исправно платим налоги, выполняем работу чисто и безопасно для клиентов, насколько это возможно. При этом наша деятельность стала незаконной", — объяснил владелец заведения.
Совладелец сети кофеен Social Coffee Айбек Кыштобаев уверен, что законопроект можно было разработать так, чтобы сфера ресторанного бизнеса не понесла серьезный урон.
"Все чаще инициативы парламента вызывают недоумение. В очередной раз создаются препоны для бизнеса. У нас ведь нет проблем с повышением цен абсолютно на все, нет проблем с общественным транспортом, которые нужно решать. Все беды лишь от того, что люди курят в заведениях… Вместо решения реальных задач в нашей стране занимаются популизмом. Кальяны стали прибыльной частью ресторанного бизнеса. Владельцы заведений много лет назад сами поняли, что для посетителей, курящих и некурящих, нужны разные залы. Ни для кого не секрет, что законопроект очень схож с теми, что были приняты в соседних странах. Никто не захотел сделать что-то новое, написать правила не под копирку, провести анализ местного рынка, вычислить, сколько людей будут в плюсе, а сколько в минусе от таких поправок", — поделился предприниматель.
Кыштобаев уверен, что сотни кыргызстанцев, которые неплохо зарабатывали в этой сфере, останутся ни с чем из-за принятия законопроекта.
"В этом бизнесе задействовано огромное количество народа, теперь они останутся ни с чем. Речь идет о сотнях людей, которые потеряют работу. Это ущемление представителей ресторанного бизнеса, ситуация на нашем рынке отличается от той, что сложилась в соседних странах. Но никто не хочет это учитывать. К тому же сократятся налоговые поступления. Эта инициатива вызовет недовольство не только владельцев бизнеса, но и обычных работников заведений", — считает Кыштобаев.
Совладелец бара The Lucky Leprechaun Ахат Иманбакиев рассказал, что задолго до законопроекта в заведении посетителям запретили курить.
"До этого наш бар находился в маленьком помещении, и когда выкуривали хотя бы одну сигарету, все помещение заполнялось едким дымом и находиться там было неприятно. Поэтому мы запретили курить в заведении, от этого стало только комфортнее, в помещении было приятно находиться всем — и курильщикам тоже. Часть наших гостей — иностранцы, они очень не любят прокуренные помещения, благодаря нашему решению мы лишь расширили аудиторию бара. Что касается кальянных, то есть ведь любители, которые приходят туда намеренно, зная, что там будет пахнуть кальянным дымом, так что пока непонятно, что делать с этой нишей", — рассказал предприниматель.
Администратор кальянной "Тепло бар" Акай Бердигулов уверен, что законопроектом могут воспользоваться для того, чтобы брать взятки.
"Закон подписали, но он абсолютно сырой, нет четкого понимания, как работать дальше. Кальянная индустрия начала достаточно активно развиваться в нашей стране, в Бишкеке открылись десятки заведений, которые приносят хорошие деньги городу. Тысячи людей зарабатывают на этом легально и платят налоги… Аналогичный запрет принят в России и Казахстане, но разве там перестали работать кальянные? Просто теперь за то, чтобы работать, владельцы бизнеса дают взятки. Все твердят о борьбе с коррупцией, но где гарантия, что у нас не будет такого же? В нашем городе огромное число кальянных, думаете, что они закроются?" — объяснил свою точку зрения администратор.
Он сказал, что каждый месяц заведение делает от 25 тысяч сомов налоговых отчислений.
"В заведении работают 12 человек, все получают хорошую зарплату. Что делать с коллективом? Наши сотрудники — семейные люди, у многих кредиты и обязательства… Мы не продавали наркотики или что-то запрещенное, имеем все необходимые документы. Люди приходят к нам целенаправленно. Все наши посетители — люди старше 21 года, и они знают о последствиях курения", — сказал Бердигулов.
Я вложил в бизнес больше миллиона долларов!
Совладелец заведений "Облако" и V Bishkek Адилет Кеденов уверен, что законопроект негативно отразится на всей сфере ресторанного бизнеса в стране.
"Чтобы открыть бизнес в Кыргызстане, я вложил больше миллиона долларов. В итоге у меня три заведения, которые обожают бишкекчане и туристы. Мы соблюдали все противоэпидемиологические правила, это важно в первую очередь для дела. Открыть бизнес в Кыргызстане было моим осознанным решением. Я вырос в России, как и тысячи детей мигрантов. Здесь, дома, хотелось реализовать себя и повысить уровень ресторанного и кальянного бизнеса. И у меня это получилось. Однако через несколько лет после того, как мы запустились в Кыргызстане, выходит законопроект, который делает нашу работу нелегитимной! Что мне, как бизнесмену, делать в такой ситуации?" — поделился предприниматель.
Он с сожалением отметил, что в ближайшем будущем придется сокращать штат.
"Большую часть выручки мы получаем от кальянов, это примерно 70 процентов от общего дохода. Держать заведения в Кыргызстане после принятия законопроекта будет просто нерентабельно. У меня огромный штат сотрудников, но их зарплата — из выручки заведения. Если наш доход сократится на 70 процентов, придется сокращать штат. Более того, законопроект ограничивает не только бизнес, но и самих людей. В нашем городе и стране в целом огромное количество граждан любят курить, мы не силой тянем их в наше заведение, они приходят к нам сами. Когда закроются lounge бары высокого уровня, потребитель все равно найдет место, где покурить. Однако в этом случае место уже может просто не отвечать санитарным нормам и здоровье курильщиков окажется в еще большей опасности", — объяснил Кеденов.
Предприниматель признался, что все чаще задумывается над тем, чтобы перевести бизнес в Дубай.
"Жаль, что в Кыргызстане этому бизнесу не дают развиваться, но я хочу, чтобы мое дело приносило доход и развивалось. Если это не получается в Кыргызстане, найду место, где это будет возможно. Например, в Эмиратах. Там заведения не могут просто добавить в меню кальяны, для начала они должны получить лицензию, которая, к слову, стоит недешево. Только после этого кальянные смогут работать. Помимо всего, инспекции регулярно проверяют бары, в которых есть кальяны. В Кыргызстане могли запустить что-то аналогичное, чтобы не губить сферу ресторанного бизнеса. Однако наши власти просто ввели запрет и тем самым усложнили работу десятка ресторанов и кафе", — сказал бизнесмен.
Что говорят эксперты?
Руководитель Национального альянса бизнес-ассоциаций Искендер Шаршеев уверен, что у законопроекта о запрете курения есть положительные и отрицательные стороны.
"Во всем мире ужесточаются ограничительные меры на табачные изделия, это касается всего: кальянов, сигарет обычных и электронных. Конечно, это не заставит людей бросить вредную привычку, но в целом на ситуацию может повлиять положительно. Речь идет о здоровье нации. Да, это не очень популярный законопроект, но вспомните, у нас так когда-то запретили казино, рекламу алкоголя и сигарет. Безусловно, это сильно ударит по ресторанному бизнесу, так как заведения начали неплохо зарабатывать на кальянах. Вопрос спорный: на одной чаше весов здоровье нации, на другой — бизнес", — объяснил эксперт.
Директор центра социально-политических исследований "Эльчи" Денис Бердаков настроен более радикально и поддерживает принятие законопроекта.
Директор центра социально-политических исследований "Эльчи" Денис Бердаков
"Мое отношение к курению, предоставлению всего курительного, продаже и рекламе пагубной привычки негативное. Я считаю разумным тотальный запрет на курение в общественных местах, на улицах и предоставление кальянов в заведениях. Моя позиция радикальная, и я рад, что у нас вводят эти запреты. Но нужно понимать, что такой законопроект принимают не в первый раз и вероятность того, что все будет работать, к сожалению, мала", — объяснил свою позицию Бердаков.
Мы получим почти 800 миллионов в бюджет! Мнение инициатора законопроекта
Депутат Жогорку Кенеша Айнуру Алтыбаева уверена, что благодаря законопроекту государство сможет пополнить бюджет на сотни миллионов сомов.
"Все говорят о том, что мы потеряем миллионы из-за принятия этого законопроекта. Табачные компании и поставщики электронных сигарет тоже были против, ведь им это очень невыгодно. К примеру, акциз на электронную сигарету был 2 тыйына, теперь сумма вырастает до 2 сомов. Электронные сигареты будут облагаться налогом так же, как и обычные. Благодаря этому в год сумма поступлений в бюджет в общей сложности составит около 800 миллионов. Это аргумент для тех, кто считает, что, закрыв кальянные, мы потеряем огромные налоговые отчисления. Нужно уметь расставлять приоритеты: здоровье граждан или работа баров в Кыргызстане", — объяснила Алтыбаева.
Депутат считает, что законопроект в Кыргызстане приняли с опозданием и ужесточать правила нужно было намного раньше.
"Аналогичные законопроекты приняты в сотнях стран. Я понимаю, почему бизнесмены против: они вложили деньги и хотят заработать на вредной привычке граждан. Люди могут курить у себя дома кальяны и сигареты, в общественных местах это делать запрещено. Речь идет о здоровье нации. В других странах давно приняты ограничительные меры, мы опоздали с принятием закона, но он необходим. Огромное число людей страдает из-за грязного воздуха, люди имеют право находиться в непрокуренном заведении, не вдыхать сигаретный дым на улицах. Я не выдумываю велосипед. Это международные стандарты, которые наконец-таки приняты и у нас. Государство обязано обеспечить безопасный воздух для граждан. Это мое мнение, которое поддержал глава государства", — сказала парламентарий.
Айнуру Алтыбаева объяснила, что за реализацию законопроекта отвечает кабинет министров. Чиновники должны разработать систему, которая будет мониторить работу развлекательных заведений, а также определить, какой государственный орган будет за это отвечать.