К тюркским истокам: кочевники, пастухи, юрты и сказания

Кыргызстан стал первой страной, которую посетила экспедиция из казахских, кыргызских, монгольских, российских и узбекских ученых. Предлагаем посмотреть, какие кадры сделал один из участников экспедиции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Международный проект "Тюрко-монгольский мир Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" объединил ученых из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Монголии и России для изучения общих историко-культурных корней тюркских народов. Первой совместной работой стала этнографическая экспедиция в Кыргызстан. Исследователи побывали в 16 селах и стойбищах, посетили мастерские по изготовлению традиционных войлочных ковров, а также познакомились со сказителями древнего эпоса.
Самые яркие моменты экспедиции смотрите в фотоленте, подготовленной при поддержке организаторов — научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Алтайского государственного университета (НОЦ "Большой Алтай" АлтГУ) совместно с Кыргызским национальным университетом имени Ж. Баласагына, Институтом истории, археологии и этнологии имени Б. Джамгерчинова, НАН Кыргызской Республики.
Тюркские народы имеют глубокие историко-культурные связи, уходящие корнями в кочевую цивилизацию.
"На Большом Алтае происходили зарождение и формирование тюркских народов, сплав и взаимодействие разных культур, в результате чего даже в современной жизни этих народов — в обычаях, еде, семейных отношениях, формах государственного управления — можно найти нечто общее. То, что делает кыргыза, алтайца, казаха, потомственного сибиряка практически родственниками", — рассказал руководитель НОЦ "Большой Алтай", президент АлтГУ Сергей Землюков.
Скотоводческий уклад тюркских народов связан с общим культурно-генетическим фондом. Традиция, основанная на разведении большого стада разных животных, сохранилась и сегодня. Это обеспечивает устойчивость традиционной системы питания, о которой было известно еще в конце XVIII — начале XIX веков по этнографическим описаниям.
Радио Sputnik Кыргызстан
У кыргызов была демократия еще тысячу лет назад — беседа об алтайской цивилизации
В северных районах республики — Иссык-Кульской и Нарынской — доля занятий скотоводством очень велика. Высокогорное пастбище — главный источник мясной и молочной продукции и Кыргызстана, и соседних регионов.
Также скот является источником шерсти, из которой делают войлок. Традиционно его используют для постройки юрт, которые сохраняют свое значение у тюркских народов. В юртах скотоводы живут на высокогорных летних пастбищах, потому что другой тип жилья там возвести невозможно. Кроме того, юрты можно увидеть в сельской и городской местности в качестве дополнительного или праздничного дома.
Сегодня одним из центров изготовления юрт является уникальная ремесленная деревня Кызыл-Туу, которая известна не только в Кыргызстане, но и за его пределами.
"У тюркских народов наблюдается всплеск этнического самосознания, расцвет этнической культуры, которая активно ищет свое место в мире. Производство юрт, ковров и других изделий гибко адаптируется к современным условиям и переориентируется на современный рынок, в том числе на туристическую сферу, получая второе дыхание и возможность продолжения во времени", — поделился организатор экспедиции, эксперт НОЦ "Большой Алтай", директор Института истории и международных отношений АлтГУ Иван Назаров.
Помимо утепления юрт, тюркские народы традиционно используют войлок при изготовлении ковров. Этим ремеслом занимаются женщины, следуя всем старинным канонам.
До мурашек! Алтайцы исполнили для кыргызстанцев эпосы — видео
В 2012 году ЮНЕСКО включила войлочные кыргызские ковры — шырдаки — в Список нематериального культурного наследия человечества.
Еще одним культурным наследием тюркских народов является эпос — древние песенные сказания о сложных перипетиях народа в раннесредневековую эпоху, о борьбе с другими племенами и об обретении родины. В Кыргызстане цикл таких произведений называется "Манас".
Сказитель древнего эпоса — человек, обладающий высоким статусом в кыргызском, казахском, узбекском, алтайском и других обществах. Традиционно считается, что он обладает даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями.
"В следующем году мы планируем выпустить монографию по этнографической экспедиции. А в ноябре в музее кочевой цивилизации имени Курманджан датки пройдет фотовыставка по ее итогам", — рассказала соруководитель экспедиции, доктор исторических наук, профессор Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына Аниса Бикбулатова.
Первые итоги экспедиции подвели на Втором Международном алтаистическом форуме в АлтГУ.
Проект "Тюрко-монгольский мир Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования России.
1 / 8
Стадо возвращается с выпаса. Село Ат-Баши, Нарынская область
2 / 8
Лошади на водопое на летнем пастбище (джайлоо) Сон-Кол в Нарынской области
3 / 8
Лагерь скотоводов на летнем пастбище (джайлоо) Сон-Кол в Нарынской области
4 / 8
Гостевая юрта в селе Кызыл-Туу, Иссык-Кульская область
5 / 8
Мастер скрепляет части деревянной решетки юрты. Село Кызыл-Туу, Иссык-Кульская область
6 / 8
Мастерица за работой над войлочным изделием для юрты. Село Кызыл-Туу, Иссык-Кульская область
7 / 8
Сказители-манасчи рассказывают молодежи о жизни и военных походах Манаса, Семетея и Сейтека
8 / 8
Экспедиционный отряд у памятника истории Таш-Рабат в Ат-Башинском районе Нарынской области