Международный проект "Тюрко-монгольский мир Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" объединил ученых из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Монголии и России для изучения общих историко-культурных корней тюркских народов. Первой совместной работой стала этнографическая экспедиция в Кыргызстан. Исследователи побывали в 16 селах и стойбищах, посетили мастерские по изготовлению традиционных войлочных ковров, а также познакомились со сказителями древнего эпоса.
Самые яркие моменты экспедиции смотрите в фотоленте, подготовленной при поддержке организаторов — научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Алтайского государственного университета (НОЦ "Большой Алтай" АлтГУ) совместно с Кыргызским национальным университетом имени Ж. Баласагына, Институтом истории, археологии и этнологии имени Б. Джамгерчинова, НАН Кыргызской Республики.
Тюркские народы имеют глубокие историко-культурные связи, уходящие корнями в кочевую цивилизацию.
"На Большом Алтае происходили зарождение и формирование тюркских народов, сплав и взаимодействие разных культур, в результате чего даже в современной жизни этих народов — в обычаях, еде, семейных отношениях, формах государственного управления — можно найти нечто общее. То, что делает кыргыза, алтайца, казаха, потомственного сибиряка практически родственниками", — рассказал руководитель НОЦ "Большой Алтай", президент АлтГУ Сергей Землюков.
Скотоводческий уклад тюркских народов связан с общим культурно-генетическим фондом. Традиция, основанная на разведении большого стада разных животных, сохранилась и сегодня. Это обеспечивает устойчивость традиционной системы питания, о которой было известно еще в конце XVIII — начале XIX веков по этнографическим описаниям.
В северных районах республики — Иссык-Кульской и Нарынской — доля занятий скотоводством очень велика. Высокогорное пастбище — главный источник мясной и молочной продукции и Кыргызстана, и соседних регионов.
Также скот является источником шерсти, из которой делают войлок. Традиционно его используют для постройки юрт, которые сохраняют свое значение у тюркских народов. В юртах скотоводы живут на высокогорных летних пастбищах, потому что другой тип жилья там возвести невозможно. Кроме того, юрты можно увидеть в сельской и городской местности в качестве дополнительного или праздничного дома.
Сегодня одним из центров изготовления юрт является уникальная ремесленная деревня Кызыл-Туу, которая известна не только в Кыргызстане, но и за его пределами.
"У тюркских народов наблюдается всплеск этнического самосознания, расцвет этнической культуры, которая активно ищет свое место в мире. Производство юрт, ковров и других изделий гибко адаптируется к современным условиям и переориентируется на современный рынок, в том числе на туристическую сферу, получая второе дыхание и возможность продолжения во времени", — поделился организатор экспедиции, эксперт НОЦ "Большой Алтай", директор Института истории и международных отношений АлтГУ Иван Назаров.
Помимо утепления юрт, тюркские народы традиционно используют войлок при изготовлении ковров. Этим ремеслом занимаются женщины, следуя всем старинным канонам.
В 2012 году ЮНЕСКО включила войлочные кыргызские ковры — шырдаки — в Список нематериального культурного наследия человечества.
Еще одним культурным наследием тюркских народов является эпос — древние песенные сказания о сложных перипетиях народа в раннесредневековую эпоху, о борьбе с другими племенами и об обретении родины. В Кыргызстане цикл таких произведений называется "Манас".
Сказитель древнего эпоса — человек, обладающий высоким статусом в кыргызском, казахском, узбекском, алтайском и других обществах. Традиционно считается, что он обладает даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями.
Еще одним культурным наследием тюркских народов является эпос — древние песенные сказания о сложных перипетиях народа в раннесредневековую эпоху, о борьбе с другими племенами и об обретении родины. В Кыргызстане цикл таких произведений называется "Манас".
Сказитель древнего эпоса — человек, обладающий высоким статусом в кыргызском, казахском, узбекском, алтайском и других обществах. Традиционно считается, что он обладает даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями.
"В следующем году мы планируем выпустить монографию по этнографической экспедиции. А в ноябре в музее кочевой цивилизации имени Курманджан датки пройдет фотовыставка по ее итогам", — рассказала соруководитель экспедиции, доктор исторических наук, профессор Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына Аниса Бикбулатова.
Первые итоги экспедиции подвели на Втором Международном алтаистическом форуме в АлтГУ.
Проект "Тюрко-монгольский мир Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования России.