Платные дороги и очень дорогой бензин в Кыргызстане — нюансы законопроекта
Эламан Карымшаков
Журналист
Депутаты Жогорку Кенеша предложили ремонтировать дороги за счет сбора акцизного налога на ГСМ и платежей за регистрацию авто. Sputnik Кыргызстан выяснил, как будет работать эта система в случае ее внедрения.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВ Комитете ЖК по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству прошло слушание законопроекта о создании Дорожного фонда, который был инициирован еще предыдущими парламентариями
Нурбеком Алимбековым,
Улугбеком Ормоновым,
Акылбеком Жапаровым,
Аалы Карашевым и Султанбеком Анарбаевым. Цель фонда — изыскание средств для ремонта дорог в Кыргызстане. Законопроект одобрили в первом чтении.
Согласно ему, каждый год до 2026-го включительно акцизный налог на бензин и дизельное топливо должен повышаться на 2 сома (за тонну). Благодаря этому первоначально в фонд поступит 2,4 миллиарда сомов, а в 2026 году сумма составит 14,4 миллиарда.
Ранее кабмин предложил взимать с 2022 года сбор за проезд по автомобильным дорогам общего пользования. Размер сбора будет ежегодно увеличиваться и к 2030 году составит порядка 10 сомов за километр для грузового транспорта. По этой статье изначально планируется собрать порядка 500 миллионов сомов, а в 2030-м — 4,5 миллиарда. Средства должны направить на реконструкцию, содержание и обслуживание дорог.
Как будет работать Дорожный фонд
Первым на слушаниях выступил депутат Улугбек Ормонов, представивший поправки, согласно которым закон вступит в силу 1 января 2023 года.
"В фонд будут поступать средства из республиканского бюджета, 50 процентов от акциза на ГСМ, а также сборы за проезд по дорогам и деньги, поступающие от штрафов за нарушение Правил дорожного движения. Деньги фонда запрещается использовать на другие цели. В последние годы из-за влияния пандемии существенно снизилось финансирование дорожной отрасли, средств на ремонт и обслуживание практически нет", — сказал Ормонов.
Заместитель председателя кабмина Азиз Аалиев отметил, что за 30 лет в республике реконструировали и построили 2,2 тысячи из 4,2 тысячи километров международных трасс.
"На это ушло 2,5 миллиарда долларов — почти 60 процентов внешнего долга страны. Потому есть необходимость создания Дорожного фонда. В Кыргызстане 1,4 миллиона автомобилей, из них 213 тысяч большегрузных. В 2021 году только по акцизам было получено 3,8 миллиарда сомов, значит, надо перевести 1,9 миллиарда в Дорожный фонд, который будет отчитываться перед Счетной палатой и контролироваться Минфином. Кроме того, у фонда будет свой наблюдательный совет", — сообщил Аалиев.
Он уточнил, что при таких условиях уже начались работы по строительству бетонных трасс, а ежегодно можно будет реконструировать 200 километров дорог и столько же заасфальтировать.
"Также появится возможность выплачивать долги, которые были взяты на ремонт дорог. Планируется, что при увеличении акциза он может достичь 17 тысяч сомов за тонну ГСМ, но, по требованиям ЕАЭС, акциз не должен превышать 10 тысяч. Мы предлагаем пока не повышать налог, так как это приведет к росту цен на топливо", — сказал замглавы кабмина.
Доцент кафедры "Технология машиностроения" КГТУ Кубатбек Муктарбек уулу раскритиковал политику выплаты долгов из средств Дорожного фонда.
"Идея создания Дорожного фонда хороша, но я не понимаю, зачем из этих средств выплачивать внешний долг. Водители, которые платят за бензин и вносят другие налоги, должны видеть результаты. Что они скажут, если мы отдадим деньги за долги? Вы говорите, что использовали опыт США и России, а я вот учился в Германии и Америке, и там на один литр бензина добавляют всего 4 сома налоговых сборов, нам же хватит и одного сома. Неправильно вводить сбор за пользование дорогами, это приведет к коррупции", — сказал Муктарбек уулу.
Стране ежегодно требуется 1,3 млн тонн ГСМ
Глава Ассоциации нефтетрейдеров КР Канат Эшатов напомнил, что сегодня размер акцизного налога на тонну топлива составляет 5 тысяч сомов.
"Если налог вырастет до 10 тысяч, литр бензина подорожает на 4 сома. В условиях повышения цен прошу не менять размер акциза", — сказал Эшатов.
Заместитель директора компании "Газпром нефть Азия" Мирлан Асанкожоев отметил, что сегодня потребность Кыргызстана в ГСМ ежегодно составляет 1,3 миллиона тонн.
"95 процентов этого количества импортируется из России. Если вырастет размер акциза, подорожают бензин и дизтопливо. Следом будут повышаться цены на потребительские товары, что приведет к падению экономики и кризису. Кроме того, увеличится контрабанда ГСМ из соседних стран, а в таких условиях проиграют и бизнес, и госбюджет. Поэтому доходы Дорожного фонда должны строиться не только на повышении акциза, но и на дополнительных налоговых платежах, и мы предлагаем рассмотреть такую возможность", — пояснил Асанкожоев.
Другие источники дохода
Депутат ЖК Алишер Козуев подчеркнул необходимость создания Дорожного фонда, но заявил и об изыскании дополнительных источников дохода.
"Если говорить просто, цель законопроекта — найти новые способы собрать у народа деньги, пополнить казну, расплатиться с долгами, попутно отремонтировать дороги и привести их в надлежащее состояние. Люди сейчас будут голодать, но без машины двигаться не заходят, и, если подорожает топливо, между обществом и властью произойдет раскол. Сегодня повышение налогов даже на 1 сом приводит к существенным трудностям. Давайте рассмотрим и другие источники дохода: например, тот же транспортный налог, экологический сбор, технический осмотр, весовой контроль. Может, за счет этих статей получится выделить средства", — сказал Козуев.
Он заявил, что в Минтрансе "высока степень коррупционных рисков", и выступил против передачи этому министерству контроля над Дорожным фондом.
Пока налог не вырастет
Парламентарий Улукбек Ормонов подчеркнул, что во втором чтении в законопроект не будут вносить пункт о скором повышении акцизного налога.
"Мы говорим, что нужно адресно использовать сбор за пользование дорогами. Напомню, благодаря разным дорожным сборам в 2017 году в бюджет поступило 10 миллиардов сомов. На ремонт дорог выделяется всего 1,5-2 миллиарда из этой суммы. Если уточнить статистику сборов и выделять 50 процентов, можно будет говорить о 4-5 миллиардах, направляемых на реконструкцию. Создав Дорожный фонд, мы сможем увеличить сумму, выделяемую на ремонт. Конечно, все прозвучавшие предложения будут приняты к сведению", — заверил Ормонов.
Выбор за народом
В конце слушаний заместитель председателя кабмина Азиз Аалиев отметил, что все платные дороги планируют построить как альтернативные.
"Сейчас готовится план альтернативной трассы Чолпон-Ата — Алматы. Строительство будет основываться на договоре с международными инвесторами. Если туристы захотят существенно сократить время пути, они будут платить за проезд по скоростной и короткой дороге. Другой пример — сейчас готовится большой проект строительства еще одного тоннеля ниже Тоо-Ашуу. Этот тоннель будет платным, но у людей появится выбор — проехать по бесплатной дороге или двигаться по платной, сократив путь. При этом дороги общего пользования останутся бесплатными", — подчеркнул Аалиев.
Глава парламентского комитета Бакыт Сыдыков заключил, что все мнения и предложения будут учтены, законопроект доработают совместно с правительством и после вынесут на второе чтение.