На этой неделе в России отмечается День дипломатического работника. Незадолго до этого посол по особым поручениям МИД РФ Микаэл Агасандян рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Булатову, как ОДКБ может помочь странам Средней Азии в урегулировании их разногласий, что в Москве думают о возможных рисках, исходящих с территории Афганистана, а также сообщил, как Организация Договора о коллективной безопасности собирается развивать отношения со странами, заинтересованными во взаимодействии с ней.
— Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась выступит перед Советом Безопасности ООН 16 февраля. Каковы перспективы расширения взаимодействия ОДКБ с ООН в сфере миротворчества?
— 16 февраля состоится одно из центральных заседаний февральского председательства России в Совете Безопасности ООН — дебаты по вопросу сотрудничества ОДКБ и всемирной организации с участием их генеральных секретарей, а также представителей государств — членов СБ ООН и ОДКБ. Естественно, тематика миротворчества, относящегося к ключевым направлениям нашего взаимодействия, окажется в фокусе внимания многих выступающих.
Следует заметить, что практические контакты между ОДКБ и ООН были переведены на системную основу после принятия в марте 2010 года совместной декларации о сотрудничестве между их секретариатами. На ее базе в сентябре 2012 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций по поддержанию мира секретариата ООН. Создана совместная рабочая группа по вопросам миротворчества. Идет обсуждение перспективных направлений сотрудничества, модальностей встраивания ОДКБ в миротворческую деятельность ООН и вопросов сертификации программ подготовки персонала миротворческих сил в учебных организациях ОДКБ. Для изучения практического опыта ооновского миротворчества представители секретариата и Объединенного штаба ОДКБ посетили в декабре прошлого года расположение временных сил ООН в Ливане.
Развивается нормативно-правовая база миротворческой деятельности в формате самой ОДКБ, которая предполагает в том числе возможность задействования миротворческих сил нашей организации — а они на сегодня насчитывают в общей сложности порядка 3 200 военнослужащих вооруженных сил и около 600 представителей органов внутренних дел государств-членов — в операциях ООН по поддержанию мира. В частности, в прошлом году был подписан протокол о внесении изменений в соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, в который заложен принцип "координирующего государства": согласно ему, одно из государств — членов ОДКБ будет уполномочено регистрировать миротворческие ресурсы ОДКБ в системе ООН и заключать соглашения об их использовании. В развитие инициативы президента Республики Казахстан Касыма-Жомарта Токаева был учрежден институт специального представителя генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества (с возложением этих функций на одного из действующих заместителей генерального секретаря), одной из задач которого как раз и является расширение контактов и координации действий с ООН в области миротворчества.
Так что соответствующая работа на ооновском направлении ведется, перспективы для наращивания практического взаимодействия между двумя организациями в сфере миротворчества имеются, и они весьма неплохие, тем более с учетом первого и, надо признать, позитивного опыта задействования миротворческого потенциала ОДКБ в содействии казахстанским властям в их усилиях по стабилизации обстановки в стране и наведении конституционного порядка.
— Чего Россия ждет от армянского председательства в ОДКБ? Известно ли, какие крупные мероприятия планируются в 2022 году в рамках председательства Еревана?
— В ходе сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, прошедшей в сентябре 2021 года в Душанбе, премьер-министр Республики Армении Никол Пашинян озвучил приоритеты армянского председательства в организации, которые получили единодушную поддержку со стороны остальных государств-членов. Исходим из того, что реализация этих приоритетов станет существенным вкладом в наши общие усилия по дальнейшему развитию и укреплению организации, наращиванию ее потенциала и возможностей, повышению ее профиля и престижа на международной арене в интересах народов государств — членов ОДКБ и их безопасности.
Что касается конкретных мероприятий, которые планируются к проведению в рамках председательства Еревана, то корректнее этот вопрос адресовать нашим армянским коллегам. Со своей стороны хотел бы обратить ваше внимание на то, что нынешний год для ОДКБ – юбилейный: вскоре мы будет отмечать 30-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 20 лет со дня образования самой организации. И в связи с этими символичными датами запланирован целый ряд знаковых событий и мероприятий. Пройден немалый путь, и нам есть что по достоинству предъявить на суд общественности.
— Новый посол РФ в Нью-Дели Алипов заявил, что Москва заинтересована в том, чтобы Индия укрепляла связи с ОДКБ. Как ОДКБ планирует это делать? В чем вы видите потенциал для сотрудничества сторон?
— Наша организация открыта к развитию взаимовыгодных и добрососедских отношений как с другими международными и региональными организациями, так и с отдельными государствами (включая, естественно, и Индию, являющуюся одним из ведущих игроков на мировой арене и имеющей особые интересы на евразийском пространстве), которые следуют нормам и принципам международного права, включая Устав ООН, и готовы к сотрудничеству с ОДКБ и ее государствами-членами на основе взаимного уважения и приверженности общим ценностям и целям.
В этой связи хотел бы также отметить, что с прошлого года в нашей организации начали действовать институты наблюдателя при ОДКБ и партнера ОДКБ, причем последний статус является более "продвинутым" с точки зрения охвата рамок взаимодействия, а также прав и обязанностей, поскольку предполагает, в частности, участие в практических мероприятиях ОДКБ. Мы не собираемся никому навязываться, но готовы конструктивно и оперативно рассматривать соответствующие обращения третьих стран и организаций по мере их поступления. Убеждены, что развитие партнерской сети ОДКБ будет служить делу мира и процветания наших народов и укреплению безопасности и стабильности в зоне ответственности нашей организации и на сопредельных территориях.
— В конце января произошла перестрелка между кыргызскими и таджикскими пограничниками. Обсуждался ли этот инцидент внутри ОДКБ? Как, на ваш взгляд, сделать так, чтобы подобные инциденты не повторялись?
— Вооруженный инцидент 27 января на кыргызско-таджикской границе, приведший к жертвам и пострадавшим с обеих сторон, вызвал у нас серьезную обеспокоенность. В этой связи мы всецело поддержали призыв генерального секретаря ОДКБ Зася к Бишкеку и Душанбе о прекращении вооруженного противостояния и решении пограничного вопроса мирным путем исключительно за столом переговоров. Приветствуем достигнутые сторонами договоренности о прекращении огня, об отводе вооруженных сил от границы и о совместном патрулировании данного участка.
Естественно, государства — члены ОДКБ готовы в любой момент прийти на помощь и оказать посильное содействие Бишкеку и Душанбе в преодолении противоречий. При этом мы исходим из того, что братские народы и руководство обеих стран и на сей раз проявят традиционно присущие им мудрость и благоразумие в интересах дипломатического урегулирования существующих разногласий.
— Генсек ОДКБ заявил, что при углублении гуманитарного кризиса в Афганистане есть риск роста активности бандформирований и незаконной торговли оружием. Готова ли ОДКБ в случае необходимости жестко пресечь возможные угрозы из Афганистана?
— Развитие ситуации на афганской территории и по ее периметру продолжает оставаться в фокусе внимания ОДКБ и ее государств-членов, в том числе ввиду рисков перетока нестабильности из Афганистана вовне, прежде всего в Центральноазиатский регион. Как вы помните, данному сюжету была посвящена внеочередная сессия Совета коллективной безопасности нашей организации, прошедшая в августе прошлого года "по следам" прихода движения талибов к власти в Кабуле. Особое место афганская проблематика заняла в ходе дискуссий руководителей наших стран на состоявшихся в сентябре душанбинской сессии СКБ и совместном заседании глав государств — членов ОДКБ и ШОС.
Принимаем превентивные меры. Продолжается работа по укреплению таджикско-афганской границы и дооснащению вооруженных сил и пограничных частей Таджикистана. Проводятся соответствующие совместные военные учения, осуществляются шаги по усилению войск (Коллективных сил) ОДКБ, организована профилактическая работа на антитеррористическом и антинаркотическом направлениях. То есть готовность и решимость коллективно пресекать возможные угрозы государствам-членам нашей организации налицо, и такая уверенность зиждется не на пустом месте.
При этом наш общий подход неизменен: безусловный приоритет при урегулировании любых конфликтных ситуаций мы отдаем политико-дипломатическим средствам. Не вызывает сомнений, что ухудшение социально-экономической и гуманитарной ситуации в Афганистане чревато крайне негативными последствиями не только для населения самой страны, но и для ее соседей, а также далеко за пределами региона. В этой связи считаем, что международное сообщество должно расширять гуманитарную помощь афганскому населению. Подтверждаем намерение содействовать Афганистану в переходе к мирной жизни и готовность участвовать в международных усилиях по стабилизации обстановки и развитию этой страны при центральной координирующей роли ООН.
— Бывший генсек ОДКБ Бордюжа отметил, что нестабильность в Казахстане могла бы в случае промедления иметь серьезные последствия для стран Центральной Азии, для России, для Китая, так как в центральноазиатских странах существуют "спящие" террористические ячейки. Насколько внимательно ОДКБ отслеживает подобные ячейки?
— Противодействие террористической и наркотической угрозам относится к ключевым направлениям деятельности ОДКБ. Соответствующая работа осуществляется под руководством комитета секретарей советов безопасности, на который возложены функции организации и координации деятельности по вопросам совместной борьбы против международного терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, транснациональной организованной преступности, нелегальной миграции и других угроз безопасности. При комитете функционирует рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, занимающаяся разработкой совместных практических мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом и предотвращению или нейтрализации связанных с ними вызовов и угроз безопасности государств-членов. На системной основе ведутся сбор, анализ и оценка соответствующей информации, задействуются оперативные возможности государств-членов. В рамках системы кризисного реагирования налажен мониторинг положения в зоне ответственности ОДКБ и по ее периметру.
Организуются соответствующие практические мероприятия. В этом ряду можно упомянуть, например, прошедшие в сентябре прошлого года в Кыргызстане совместные учения с Коллективными силами быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности ОДКБ "Рубеж-2021", в ходе которых участники провели совместную контртеррористическую операцию, отработали аспекты ведения боевых действий по уничтожению террористов и боевиков, вторгшихся на территорию государства-члена. Кроме того, на регулярной основе осуществляются уже доказавшие свою высокую эффективность операции по борьбе с незаконной миграцией "Нелегал" и незаконным оборотом наркотиков "Канал", а также комплекс оперативно-профилактических мероприятий антитеррористического характера "Наемник".