В Кыргызстан хлынут недорогие авто из-за границы? О ценах на машины
Насколько изменилась стоимость автомобилей в Кыргызстане и с чем это связано, а также какова вероятность, что в страну хлынут недорогие машины из-за границы, читайте в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенИз-за повышения таможенных пошлин в 2020 году число автомобилей, импортируемых в Кыргызстан, сократилось в несколько раз. В прошлом году в республику ввезли больше 13 тысяч легковушек, ранее импортировали от 20 до 40 тысяч. В 2021-м подавляющее число машин доставили из России — около 5,5 тысячи.
В этом году крупные автоконцерны сообщили об уходе с российского рынка. К тому же доллар сильно подорожал по отношению к рублю. Все это вызвало сильную реакцию на рынке как новых, так и вторичных авто в РФ. Поскольку кыргызстанская экономика тесно связана с российской, Sputnik решил разобраться, как ситуация в РФ отразится на стоимости машин в КР.
В стране резко выросли цены на авто?
В Кыргызстане машины продают в долларах, и резкий скачок курса значительно повлиял на ситуацию на автомобильном рынке.
Первый анализ цен проводился 18 февраля по курсу Национального банка КР, когда доллар оценивали в 84,7 сома. Последний — в марте, когда курс вырос до 105. Хотя продавцы немного снизили цены в долларах, при конвертации в сомы становится ясно, что за две недели авто подорожали минимум на 10 процентов.
Стоимость некоторых машин, несмотря на резко подорожавший доллар, увеличилась еще сильнее. Цены на BMW 5-й серии, Honda CR-V, Mercedes-Benz E-класса выросли на 100-500 долларов (даже при расчетах в американской валюте). А вот экономичные Daewoo Matiz, Volkswagen Passat, Honda Accord, наоборот, подешевели на 200-500 долларов.
Оценщик автомобилей Эрик Абдижанов уверен, что в ближайшее время стоимость машин на вторичном рынке будет зависеть от нескольких факторов.
"На ситуацию влияют курс доллара, санкции против России, а также вероятность того, что будет снят запрет на ввоз праворульные авто. Понятно, что классный Lexus по выгодной цене вы уже не купите, но всегда есть шанс приобрести неплохой автомобиль. Я считаю, что такие колебания на рынке, как сейчас, — это шанс на выгодную покупку. Пока не все продавцы сориентировались в ценах, к тому же на рынке еще остались хорошие машины, и надо мониторить ситуацию. Ясно одно: дешевле уже не будет. Сегодня реально найти неплохое авто за 500 тысяч сомов, которое прослужит вам не один год", — заявил специалист.
Перекупщик машин Давлет Осмонов считает, что автомобили в Кыргызстане будут только дорожать.
"Чтобы авто стали дешевле, на рынке должны появиться новые машины, но сейчас это нереально. К сожалению, автомобили будут дорожать с каждым годом. Курс доллара превысил исторический максимум по отношению к сому и, вероятно, вырастет еще. Это вовсе не значит, что продавцы или перекупщики машин станут намного богаче. Просто деньги обесцениваются. Стоимость автомобилей никак не индексируется по отношению к зарплатам кыргызстанцев. Рынок диктует свои правила, мы всего лишь подстраиваемся под них", — объяснил Осмонов.
Менеджер компании по перепродаже авто Самат Салетдинов говорит, что из-за колебаний на рынке машины немного подешевели и в ближайшее время сильного подорожания не будет.
"Цены в долларах начали падать, люди не готовы переплачивать. Большая часть населения получает зарплату в сомах, а машины продают в валюте. При конвертации покупатель уходит в минус. Никому не хочется переплачивать за авто, которое буквально неделю назад стоило на 20 процентов дешевле. Те, кому были нужны машины, давно приобрели их. Однако на фоне роста стоимости бензина подорожали малолитражки. С такими ценами на топливо иметь машину с объемом двигателя больше двух литров очень затратно. В частности, по этой причине дорогие внедорожники стали немного дешевле, интерес к ним снижается. Купить малолитражку в хорошем состоянии сегодня можно примерно за полмиллиона сомов", — отметил Салетдинов.
К нам хлынут недорогие машины из-за границы?
Экономист Кубат Рахимов сравнивает сегодняшние события в мире с ситуацией 2014 года. Он уверен, что скоро на отечественном рынке может появиться много автомобилей из-за границы по низким ценам.
"Вероятно, в ближайшее время у нас появится еще больше авто из России. Здесь машины продают в долларах, а в России — в рублях; из-за низкого курса рубля к доллару автомобили там сейчас дешевле, чем у нас. К примеру, б/у машина в России стоит миллион рублей, при конвертации в сомы это будет около 800 тысяч. А продать такое авто можно и за миллион сомов. Вероятно, для многих это будет неплохой шанс закупить машины на вторичном рынке по выгодным ценам", — подчеркнул эксперт.
По его словам, многие кыргызстанцы, уже купившие авто или планирующие покупку, смогут через некоторое время реализовать машины за те же деньги, которые вложили.
"В этом парадокс нашего рынка. Кто-то скажет, что вкладывать в железо глупо, но у нас это работает. Я уверен, что на рынке будет два разнонаправленных вектора: одни машины подешевеют, другие станут еще дороже. В 2014–2015 годах в страну хлынули внедорожники, и, что удивительно, их стоимость с тех пор не изменилась. У нас любят крупногабаритные авто, и очень вероятно, что люди будут вкладывать средства в такие машины. Как бы парадоксально это ни звучало, в Кыргызстане инвестиции в автомобиль — верный способ сохранения средств, чего не скажешь о вкладах в недвижимость", — пояснил Рахимов.
Самат Салетдинов тоже полагает, что сегодня самое оптимальное время для покупки автомобилей из-за границы, в частности из России.
"Я планирую в ближайшее время закупить авто в России. Преимущество для меня в разнице курса валюты. Те машины, которые у нас стоят 5-6 тысяч долларов, там продают за 4 тысячи. Значит ли это, что в Кыргызстане автомобили станут дешевле? Не думаю, просто у покупателей будет больше выбора, а это тоже имеет значение. Уверен, что ситуация с ценами будет сильно зависеть от курса доллара. Если он вырастет, машины подорожают еще больше", — сказал собеседник.
Владелец компании по доставке автомобилей из США Данияр Салякаев уверен, что привезти дешевые машины из России не получится.
"Россияне обожглись на скачках курса в 2014 году и сейчас просто повысят цены на авто в рублях. Из-за этого уже сорвалось много сделок, продавцы намерено повышают стоимость машин, опираясь на разницу в курсе валюты. Интересно другое: из-за ситуации в мире на аукционах в США появилось много хороших и недорогих авто. К примеру, Lexus ES, который здесь в среднем стоит 30 тысяч долларов, мы успели купить вдвое дешевле. Однако есть и обратная сторона медали — долгое ожидание машин с Запада. Доставка автомобилей в Кыргызстан может сильно затянуться, а ждать полгода способен не каждый", — отметил Салякаев.
Глава компании по доставке авто из Южной Кореи Кудрет Таласбеков также считает, что заработать на нестабильном рынке России вряд ли получится.
"Вероятнее всего, машины, которые и так стоили дорого, станут еще дороже. Lexus 2021 года выпуска буквально месяц назад продавали за 6 миллионов рублей, а сегодня он стоит больше 12 миллионов! Мы работаем с проверенным рынком Кореи, который не зависит от того, что происходит в мире. Но он так же, как и все мы, привязан к курсу доллара, минимум в логистике", — заявил Таласбеков.
Эксперты сходятся во мнении, что сейчас не самое подходящее время для покупки машины с целью приумножения капитала. Это может стать инвестицией, однако никто не гарантирует, что при перепродаже автомобиля затраты окупятся.