После развала СССР постсоветские страны попали в зависимость от доллара, перейдя на плавающий курс своих валют. Но не забывайте, что доллар — чужая валюта, а значит, все государства, "привязанные" к ней, будут сильно зависеть от страны-хозяйки. В свою очередь экономическая зависимость порождает политическую, что мы и наблюдаем на пространстве бывшего СССР.
В 1990-х годах я учился во Всемирном банке, потом в Италии и Турции — изучал работу ВБ, Международного валютного фонда, систему международных экономических и валютных отношений. Тогда мы не верили, что доллар может оказаться в кризисной ситуации, но реальность оказалась иной.
Сегодня все чаще говорят об отказе от доллара как мировой валюты и о переходе на другие валюты. Так было, например, и после глобального экономического кризиса в 2008 году. Тогда поднимался вопрос о переходе на межгосударственные взаимоплатежи, в том числе в юанях, рублях и так далее. Сегодня этот вопрос уже не праздный, а давно назревший и требующий решительных действий. Руководствуясь той же логикой, европейцы в свое время создали евро, разработали валютные и рыночные механизмы в противовес доллару, чтобы не быть зависимыми от него.
Запад, чтобы сохранить свою главенствующую роль, ведет против России и Китая войну по трем направлениям — военному, информационному и экономическому. Отсюда все изменения курса доллара, юаня, рубля, сома... Но мало кто помнит, что западные страны вели валютные войны и против СССР. Именно в те времена начались отвязка доллара от золота, экспансия в другие государства и в итоге почти бесконтрольная эмиссия. Все это привело к экономическим кризисам, так как сегодня зарубежный фондовый рынок, по сути, представляет собой ничем не подкрепленный финансовый пузырь.
Напомню, что в самих США практически нет "нормального" производства, особенно товаров народного потребления. Америку и Европу, как и остальной мир, снабжает своими товарами Китай. Доллар и экономика Соединенных Штатов держатся лишь на военно-промышленном комплексе, и, опираясь на это доминирование, Вашингтон ведет против КНР и России экономическую и валютную войну. А значит, война — хоть и косвенно — ведется в том числе против нас. Если в результате экономического конфликта пострадает Россия, аукнется и Кыргызстану.
Война Запада против РФ и Китая подтолкнула весь мир (а не только Кремль) к тому, чтобы выстраивать новые экономические отношения. Многие экономисты уже говорят о разделении планеты на валютные зоны (доллара, евро, юаня, рубля и так далее), и я полагаю, именно так и произойдет, но только на первоначальном этапе, поскольку это не будут полностью замкнутые системы. Все равно между ними должны быть налажены экономические отношения, торговля и взаиморасчеты. В Советском Союзе для внешнеэкономических сделок использовали переводной рубль. Теперь, возможно, придумают переводной юань или какую-то новую систему. А возможно, начнут проводить платежи в реальной валюте или золоте. И это будет плачевно для доллара.
США не смогут в одиночку выстоять против всего мира. Индия с населением в 1,5 миллиарда человек вполне способна производить и продавать свою продукцию на собственном рынке и ни от кого не зависеть. Китай по объему производства по номинальной стоимости вышел на первое место в мире, и утверждение юаня в качестве мировой валюты — вопрос времени. Сейчас мы также наблюдаем, как Россия возрождает свой финансовый суверенитет; первый шаг на этом пути — продажа газа за рубли. То есть раздел на валютные зоны вполне реалистичен.
Уже понятно, что рубль укрепляется, а доллар дешевеет. В результате всех этих изменений и рубль, и сом получат нормальное — реальное — содержание. То есть Кыргызстан в данной ситуации не только не пострадает, но и выиграет. Хорошо, что к нам "вернулся" Кумтор и мы даже продаем золото внутри страны. У Кыргызстана четыре основных партнера в международной экономике — Россия, Казахстан, Китай и Турция. И если мы перейдем с ними на межгосударственные платежи в рублях, тенге, юанях, кыргызский сом ничего не потеряет. Большой плюс мы получим и от того, что находимся в составе ЕАЭС и ШОС, а укрепление экономики России и Китая автоматически положительно отразится на отечественной экономике.
Между прочим, реальный сектор экономики занимает в КР от силы 30 процентов. То есть производство — сельское хозяйство и энергетика — составляют максимум 100-150 млрд сомов. Еще порядка 250 млрд поступают в виде переводов мигрантов, и около 200 млрд составляют гранты и кредиты МВФ и разных стран. В этих условиях нам жизненно необходимо восстанавливать промышленность и энергетику, тем более что сейчас у республики есть шанс занять достойную нишу в секторе импортозамещения России, поставляя товары, которые там не производят. Только так мы сможем улучшить благосостояние кыргызстанцев и перестать оглядываться на то, как растут и падают мировые валюты.