Что для Кыргызстана значит отказ России от Болонской системы — разбор

В ближайшие годы Россия намерена перейти от Болонской к собственной национальной системе образования. Что означает это решение для вузов КР и говорит ли оно о том, что настала пора формировать евразийское образовательное пространство? Об этом порассуждали эксперты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В свое время вокруг Болонской системы в Кыргызстане кипели споры: одни считали, что ее принципы не приживутся в нашей стране, другие полагали, что образовательная реформа откроет новые возможности для выпускников. В 2011-м власти решили установить двухуровневую систему: бакалавриат + магистратура. В том же году ряд университетов республики подписали Великую хартию университетов в Болонье.
Однако Кыргызстан не входит в европейское пространство высшего образования, которое составляют все страны, участвующие в Болонском процессе. При этом Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Казахстан — в 2010-м.
Весной стало известно, что Россия намерена отказаться от Болонской системы: министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что к этой системе образования стоит отнестись как к "пережитому этапу". Между вузами России и Кыргызстана тесные связи, поэтому тема заинтересовала студентов и выпускников республики.
Есть ли будущее у Болонской системы в странах ЕАЭС? Изменятся ли образовательные программы в вузах Кыргызстана, имеющих партнерские соглашения с российскими университетами? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии "От Болонской системы образования к евразийской: вопросы и перспективы развития", организованной фондом "Евразийцы — новая волна".

Зачем Европе был нужен Болонский процесс и при чем тут Кыргызстан

Цели, с которыми Европа запускала Болонский процесс, по понятным причинам не соприкасались с Кыргызстаном, пояснила доктор политических наук, профессор, экс-министр образования и науки КР Ишенгуль Болджурова. По ее словам, это одна из причин, по которой республика решила не входить в данный процесс еще в начале нулевых.
"Болонский процесс — это не только про реформы, но и про стыковку существующих систем образования в европейских странах для формирования общего экономического и политического пространства. Цель этого процесса не касалась Кыргызстана: она состояла в том, чтобы молодежь союза могла создать европейское мультикультурное пространство", — поделилась мнением она.
На разницу между целями Болонского процесса и образовательной политики в Кыргызстане обратил внимание и политолог Шерадил Бактыгулов.

"Одна из его целей — создание единого европейского пространства высшего образования. Мы находимся в Центральной Азии, так что это мало к нам относится. Другая цель — расширение доступа к высшему образованию. У нас и так широкий доступ, поэтому большинство ребят после школы идут учиться в вузы. Следующий пункт — дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского образования. Почему Кыргызстан должно это заботить?" — задался вопросом он.

Надо понимать, что переход к Болонскому процессу означал не просто формальность, а большие затраты, отметила Болджурова.
"В начале нулевых мы долго думали и, наверное, были правы, что решили не принимать эту систему. Во многих наших вузах остался специалитет, и это неплохо. Когда вопрос обсуждался с ректорами стран СНГ, ректор МГУ Виктор Садовничий предупреждал, что переход на Болонскую систему требует по 2-3 тысячи долларов на каждого студента", — пояснила она.
Элементы Болонской системы образования Кыргызстан принимал скорее по инерции, отметила представитель Министерства образования и науки КР Сусаркуль Алынбекова.
"Надо понимать, что уже больше 10 лет Кыргызстан применяет принципы Болонской системы, но при этом не подписывал соответствующую декларацию", — подчеркнула она.
Однако, по мнению ректора Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына Каната Садыкова, Кыргызстан рано или поздно пришел бы к двухуровневой системе образования.

"Страна приняла ряд принципов Болонского процесса, что привело к признанию систем бакалавриата и магистратуры, но это произошло бы и без "болонского" влияния, потому что многие страны региона работают по двухуровневой системе, в том числе Китай, Япония, Южная Корея и Турция", — отметил он.

Прижились ли элементы Болонской системы в Кыргызстане

Скептическую точку зрения о Болонской системе высказал доктор филологических наук, профессор, директор Института русского языка при Кыргызско-Российском Славянском университете имени Б. Н. Ельцина Мамед Тагаев.

"Что сулила нам Болонская система? Академическую мобильность и честность? Я не вижу результатов. Это частные вещи, которые были и при специалитете, например, обмен студентов. При этом академическая мобильность не стала системной: это дело каждого университета. Все зависит от того, как вузы сумеют договориться. Что касается академической честности, то здесь и говорить нечего: студенты живут в одном городе, приезжают в вуз уже за дипломом", — отметил он.

В Болонской системе есть плюсы, но Кыргызстан недостаточно использовал ее возможности, считает проректор по международному сотрудничеству и связям Кыргызского экономического университета имени М. Рыскулбекова Тамара Джолдошева
"У нас все получается с приставкой "недо". Мы недоиспользовали возможности Болонской системы, то же самое произошло с преимуществами наследия советской системы образования. Хотя именно ее можно было бы сохранить и использовать отдельные элементы Болонской системы, ту же академическую мобильность", — отметила она.

Пара слов о советской системе образования

На заре суверенизации внедрение всего "несоветского" казалось достижением, но на деле это был страшный обман, заявил депутат Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров. По его словам, тогда депутаты выступали против внедрения Болонской системы, потому что сами получили советское образование.
"Мы понимали, к чему это может привести. Например, когда мы изучали древнюю историю, то только через два года нам могли поставить оценку, что курс прослушан. По Болонской системе достаточно прослушать всего несколько курсов истории древнего государства. Фрагментарное образование разрушило цельность образовательной политики в нашем государстве", — отметил он.
Аргументы, что советская система образования устарела, не выдерживают критики, считает депутат Жогорку Кенеша Гуля Кожокулова.
"Когда меняли систему образования, основным аргументом было мнение, что советская система устарела. В чем это проявляется? География, биология, химия изменились? Неужели у нас каждый день происходит столько открытий, что учебные программы нужно постоянно переписывать? Мы должны собрать все, что осталось нам от советской системы образования, и приумножить этот действенный опыт", — отметила она.

Количество вместо качества

Слепое копирование чужого опыта непременно приводит к ошибкам, считает депутат Жогорку Кенеша Исхак Масалиев. По его словам, несмотря на большое число дипломированных специалистов, качество управления в стране не улучшается.

"У всех коллег-депутатов по два образования, причем второе, как правило, юридическое, но это не сказывается на качестве принимаемых законов, на качестве их обсуждения. Зачастую мы вполне заслуженно получаем порцию критики, когда юрист с высшим образованием не может доказать правоту своей позиции", — отметил депутат.

В сфере образования надо гнаться не за количеством, а за качеством, продолжил народный избранник.
"В Кыргызстане люди зачастую стыдятся признаться, что у них среднее образование. От этого надо отходить. Мы должны показывать нашим гражданам, что не стоит стыдиться: любая честная работа — это почет", — добавил он.

Отразится ли на Кыргызстане выход России из Болонского процесса

Выход России из Болонского процесса не окажет отрицательного влияния на систему образования в Кыргызстане, не будет губительным для нее, уверен Садыков.
"На евразийском пространстве наработано немало положительного опыта. Если процессы будут усиливаться, то по итогам мы сможем выиграть многое из той интеграции, которая в свое время оказала большое влияние на развитие нашего образования", — отметил он.
Болонский процесс и участие в нем российских вузов никак не относятся к взаимному признанию образования в Кыргызстане и России, отметил второй секретарь посольства РФ в КР Роберт Федоров.
"Россия и Кыргызстан признавали дипломы и до Болонского процесса, и во время него. Уверен, эта практика сохранится и далее. Россия является участником более 75 соглашений о взаимном признании дипломов как с азиатскими, так и европейскими странами. К слову, никто из последних не заявил о выходе из этих соглашений: Европе нужны квалифицированные специалисты, тем не менее все возможно", — отметил он.
Выход из Болонской системы — это возможности для российского образования. Видео
Федоров напомнил, что Россия и Кыргызстан являются участниками Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о взаимном признании квалификаций в области высшего образования.
"Ситуацию по части взаимного признания образования двух стран не нужно драматизировать. Я призываю всех придерживаться официальной позиции: никаких "революций" и "свержений" в сфере не планируется. Вместо этого произойдет плавное сочетание образовательных систем", — сказал он.
Из попыток ограничить Россию в сфере международного развития образования ничего не выйдет — такую мысль озвучили ректоры вузов РФ на недавнем форуме, рассказал Садыков. По его словам, выступающие также отметили, что Россия сама выходит из Болонского процесса, учитывая появление новых трендов в образовательном процессе.
"Это решение естественное и логичное, если учитывать, что сам по себе Болонский процесс организован для того, чтобы подготовить кадры для экономического и политического пространства Европы. О чем говорит отказ России от участия в Болонском процессе? Все ведет к тому, чтобы РФ создавала новое образовательное пространство с теми партнерами, с которыми считает нужным готовить кадры уже для евразийского пространства", — добавил он.

Куда Кыргызстану двигаться дальше

Выбирая новый курс в сфере образования, Кыргызстану нужно учитывать, с какими государствами страна больше связана, отметил кандидат исторических наук, доцент Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б. Н. Ельцина Павел Дятленко.

"Будем говорить прямо: Евросоюз от нас далеко. Большая часть нашей молодежи учится в постсоветских странах. Сравните, сколько студентов учатся в Западной Европе и России. Так что надо смотреть и ориентироваться на те экономики, с которыми мы тесно связаны. Одним из закономерных следствий евразийской интеграции может стать постепенное формирование евразийской системы образования", — подчеркнул он.

Кроме того, по словам Дятленко, если страна планирует менять систему, то ей нужно учесть интересы не только местных студентов, но и иностранных граждан, которые обучаются здесь.
Республика должна пройти этап поиска подходящей системы, при этом перспективы развития евразийского образовательного пространства реальны, считает Болджурова.
"У нас общая история, много схожих образовательных стандартов и договоров, которые уже подписаны. В сентябре этого года в столице состоится заседание совета ректоров вузов евразийских стран. Думаю, что на этом мероприятии можно было бы принять бишкекскую декларацию о создании евразийского образовательного пространства. Это вполне реально", — добавила она.
Тренды развития образования всегда зависят от языка, подчеркнул Тагаев.
"В современном мире доминирует английский язык, но кто сказал, что на русском образование хуже? В Кыргызстане каждый третий школьник учится в русскоязычной школе: мы не можем не учитывать этот фактор, когда обсуждаем, в каком направлении будет развиваться наше образование", — добавил он.
Для Кыргызстана настало время вернуться на проторенную дорогу, уверен Тагаев. По его словам, именно специалитет — традиционная система, которая подходит республике.
"Сейчас к нам на магистратуру "Русский язык как иностранный" могут прийти студенты экономического факультета. Считайте, они не полностью завершат обучение как в качестве экономистов, так и в качестве филологов. Это профанация образования. Если мы вернемся к специалитету, то народ поймет нас правильно, ведь это привычная и работающая система", — поделился мнением он.
Архитектура евразийской системы образования пока неизвестна, и работа в этом направлении будет продолжаться, добавил Бактыгулов. По его словам, сложившиеся обстоятельства для Кыргызстана не кризис, а возможность привнести нечто новое в систему образования.
Радио Sputnik Кыргызстан
Вопрос об отмене болонской системы в вузах РФ пока жестко не ставится — эксперт