Кто и почему сажает КР на финансовую иглу — жесткая правда от экономиста

Кто виноват в развале экономики Кыргызстана, зачем нас подсаживают на финансовую иглу и кому невыгодна дедолларизация, рассказал экономист.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В первой части интервью экономист рассказал об истинных причинах мирового кризиса и геополитического переформатирования. В продолжении интервью Sputnik Кыргызстан доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев пояснил, что делать в этих сложных условиях Кыргызстану.
— Вы сказали, что через МВФ создается финансовая зависимость многих государств. Напомню, что независимость от фонда в свое время слишком дорого обошлась Румынии. После того как Чаушеску в 90-е выплатил весь кредит МВФ ценой неимоверных усилий и сильного снижения социального уровня, в стране произошла цветная революция и его расстреляли. Как вы считаете, ведет ли МВФ подобную политику и в Кыргызстане?
— В 1995 году, когда я был в США на учебе во Всемирном банке, нас пригласили в кабинет директоров МВФ, где прочитали большую лекцию о работе фонда. Тогда я задал вопросы бывшему советнику Михаила Горбачева Алексею Кирееву (доктор экономических наук, профессор, ведущий экономист Международного валютного фонда, представитель МВФ при ВТО. — Прим. ред.), который, оказывается, там работал: "Почему вы так много льготных кредитов выделяете Кыргызстану? МВФ имеет с нами какие-то особые отношения? А если мы откажемся, скажем, от политики ВТО, США и МВФ, тогда как будет?". Он ответил, что никаких особых соглашений у МВФ с Кыргызстаном нет и они помогают слабым странам выйти из финансового кризиса. А вот если республика откажется от политики фонда, то тогда всем членам МВФ будет дано указание не иметь с Кыргызстаном никаких дел и не давать кредиты.
К сожалению, мы до сих пор работаем согласно неолиберальной политике США, то есть у нас открытая свободная экономика, свободное денежное обращение, открытые границы и свободное перемещение населения. Именно поэтому в Кыргызстан огромным потоком идут деньги из Европы, Всемирного и Азиатского банков, различных международных организаций типа ПРООН, USAID, Фонда Сороса и, конечно же, МВФ. Все это результат того, что в 1994 году мы подписали с МВФ меморандум. Но по этому соглашению Кыргызстан, например, должен полностью приватизировать энергосектор и всю горнодобывающую отрасль, то есть отдать их в частные руки.
— Значит, при выдаче кредитов и грантов выдвигаются и политические требования?
— Совершенно верно. Существует три вида залога — политический, экономический и военный. Если из этих трех видов не будет ни одного, никто не выдаст гранты и кредиты.
— А приватизация энергосектора — это правильная политика?
— Конечно нет. Мы, как независимая страна, должны держать такие важные стратегические и экономические направления в руках государства. По крайней мере, на предприятиях горнодобывающей промышленности и связанных с энергетикой должна быть большая государственная доля.
Если, допустим, отдать в частные руки Токтогульскую ГЭС, сразу вырастут тарифы на электроэнергию и нам придется платить не 72 тыйына и даже не 2 сома, а, скорее всего, все 5 сомов за киловатт, в дальнейшем цена может вырасти и до 10 сомов. Вот такая была установка при подписании соглашения с МВФ, а некоторые граждане думают, что гранты и кредиты просто так с неба падают. Эти кредиты нужно возвращать. Но не все деньги доходят до народа, так как у нас сильна коррупционная составляющая. Нас, по сути, грабят, но мы соглашаемся с такими условиями, значит, кто-то имеет тут долю.
— Кстати, пример Кумтора показателен в этом смысле. За почти 30 лет из страны выкачали миллиарды долларов.
— Да, Кумтор был практически полностью выведен из-под юрисдикции Кыргызстана, мы не управляли им совсем. Так называемые "партнеры" делали там что хотели. И самое важное — все это происходило с согласия или даже по подсказке первых лиц нашей страны. Очевидно, что в этой схеме участвовали многие высокопоставленные лица, но, к сожалению, уголовных дел на них до сих пор нет.
Радио Sputnik Кыргызстан
Почему Кыргызстану будет трудно отказаться от доллара, объяснил экономист
— Лет пять назад я прочитал "Исповедь экономического убийцы", где рассказывается о том, как менеджеры мировых финансовых корпораций подсаживали на финансовую иглу целые государства и тем самым практически убивали страны экономически. Мы такие же жертвы?
— Естественно. Гранты выделяются для того, чтобы проводить определенную антинародную политику. Посмотрите на структуру нашей экономики — реального сектора там всего 30 процентов: сельское хозяйство, выработка электроэнергии и немного легкой промышленности. Остальные деньги мы получаем от мигрантов — около 300 миллиардов сомов, а это почти половина ВВП страны, который составляет всего чуть более 600 миллиардов. Еще около 100 миллиардов — это зарубежные кредиты и гранты, в том числе от МВФ, за счет которых ежегодно закрывается наш бюджет.
— То есть нас тоже подсаживают на "иглу"?
— Конечно. Хочу привести еще один пример из другой области — в науке есть такое понятие, как "scopus" (единая библиографическая и реферативная база данных рецензируемой научной литературы, созданная в 2004 году). Кыргызстанец и любой другой ученый никогда не станут кандидатами или докторами наук, если не будут публиковаться в зарубежных изданиях на английском языке. За публикацию ученые вынуждены платить порядка 500 долларов, но секрет в том, что таким образом Запад получает со всего мира различную информацию, при этом не тратя ни копейки за огромный массив данных. Через эти отчеты на Западе получают в том числе сведения о состоянии социально-экономического положения нашей и других стран. По сути, это научный шпионаж. Кроме этого, так называемые "энпэошники", которые получают гранты из различных фондов, пишут всевозможные отчеты. Теперь понимаете, что происходит?
— То есть мы сами себя убиваем?
— Абсолютно верно. Мы занимаемся убийством не только экономики, но и науки, и многих других сфер. Обратите внимание, что ни МВФ, ни Всемирный банк никогда не дают деньги на развитие производства или на строительство какого-нибудь завода или фабрики. Гранты выделяются лишь на реформу. Как они говорят: "Мы вас учим, вам надо реформироваться, чтобы соответствовать мировым стандартам". И мы, как послушные овечки, в год по два раза реформируем министерства, ведомства и бог знает что еще. То есть, по сути, вклада в реальный сектор экономики нет и не было, хотя в Кыргызстан влито немало денег. На них можно было экономику не только поднять, но и вывести на отличный уровень.
— Что нужно сделать, чтобы Кыргызстан стал развиваться? Ведь у нас высокий уровень инфляции, дорожают продукты.
— Мощного обвала не будет, но падение экономики, как в 2008-м и 2014-м годах, ожидается. Нам нужно просто с умом организовать сельскохозяйственное производство, переработку продуктов, а не продавать сырье, обеспечить население работой. Все это входит в политику доходов, которой у нас просто не занимаются. Нет также нормальной налоговой и таможенной политики. Хотя Кыргызстан маленькая страна, но продовольствия достаточно, и мы можем своим производством наш продовольственный рынок спокойно обеспечивать на 80-90 процентов, а не импортировать. У нас есть хлопок, шерсть и легкая промышленность, но почему-то мы покупаем изделия у Турции, Китая, Европы. То есть нужно воссоздавать производство, которое в свое время закрыли.
— Кстати, у РКФР есть проект воссоздания тонкорунной породы овец в Кыргызстане. Специалисты хотят восстановить технологическую цепочку, которая когда-то у нас работала, начиная с выращивания овец, производства шерсти и текстиля и заканчивая пошивом одежды.
— Эта цепочка была разорвана, когда развалился СССР. В то время через Всемирный банк к нам приезжали эксперты из Бангладеш. Они вместе с нашими кураторами посетили камвольно-суконный комбинат. Посмотрели на нашу ткань и говорят мне: "У вас такая замечательная ткань — на вес золота. Пожалуйста, поставляйте ее нам, а мы будем продавать ее на мировом рынке". Но через месяц-два камвольно-суконный комбинат приватизировали и разграбили. Делайте выводы сами, но наша республика спокойно может обеспечить себя продукцией легкой и пищевой промышленности.
Почему Запад всегда хочет войны — экономист из КР о мировом кризисе
— Вы говорите, что все развалили. А кто это сделал?
— Естественно, мы сами. Понятно, что по западной указке, но давайте признаем, что президентов и депутатов мы выбираем сами, значит, сами виноваты в том, что происходит со страной. У нас нет эффективной системы управления, почти каждый год меняются премьер-министр и кабинет. Это порождает хаос в управлении, нарушает комплексность работы.
Кроме этого, у нас сильно упал уровень образования, идут практически деградация и люмпенизация населения. К этому привели и всевозможные реформы, переход к Болонской системе и обнищание преподавательского состава. Надо радоваться тому, что у нас еще остались учителя старой закалки. Они видели порядок, знают, что такое качество образования, дисциплина. А что будет через 10 лет, когда многих из них не станет? Недаром говорят о потерянном поколении — детях 90-х, которым сегодня уже 35-40 лет. Поэтому нам нужна преемственность как в образовании, так и в других сферах, чтобы не потерять второе и последующие поколения.
По моим подсчетам, развитие и полноценное утверждение государственности начнутся лишь с третьего поколения кыргызстанцев. Первое и второе поколения видели положительные и отрицательные стороны новой реальности и только начинают понимать, как жить в таких условиях. Подрастающее третье поколение родилось уже в новых условиях и более приспособлено к ним. Если не заниматься этим вопросом, то все будет продолжаться без конца и мы никогда не сможем развиваться.
— Многие экономисты говорят о необходимости отказа от доллара. Но о дедолларизации говорили уже лет 5-7 назад, и до сих пор результатов нет — мы также все считаем в долларах. Как думаете, почему?
— Кыргызстан — маленькая страна, мы всегда будем подвергаться влиянию любого изменения в мире, будь то США, Китай или Россия. Несмотря на это, нам необходимо не только выживать, но и развиваться. Есть сдвиги в вопросе отказа от доллара. Также успешно реализуется официальная политика Национального банка. Как дальше будет, не знаю, потому что сменилось руководство НБ КР. Но уже сегодня основная масса депозитов в банках — в сомах (около 60 процентов), а раньше более 90 процентов вкладов было в долларах.
Но, прежде чем думать о влиянии ситуации с долларом на экономику, надо посмотреть, с кем мы торгуем и у кого получаем больше всего товаров, то есть с какими странами у нас финансовые, экономические и товарные взаимоотношения. И тут на первом месте Россия, на втором — Казахстан, на третьем — Китай, а потом остальные страны.
— То есть отказа от доллара требует не политика, а экономика?
— Это продиктовано сегодняшними реалиями. Идет очень интенсивный процесс сближения рубля и юаня, особенно после введения Западом санкций в 2014 году. Россия практически договорилась с Китаем о переходе в торговле на юань и рубль. Для Кыргызстана это благоприятная ситуация, потому что наши мигранты могут переводить деньги домой в рублях, не переводя их в доллары или евро. Да и торговать с Россией мы спокойно сможем в рублях, пополняя свой бюджет. Такие же отношения у нас с Казахстаном, который также будет иметь дело с рублями и юанями, так как у него тоже на первом месте торговля с Россией и Китаем.
А переводы мигрантов, напомню, официально составляют 2,5 миллиарда долларов, добавьте сюда еще полмиллиарда, которые они привозят наличными, и в пересчете получите почти 300 миллиардов сомов.
— Так почему же дедолларизация у нас идет так медленно?
— Думаю, что переходу на сом — тенге, сом — рубль, сом — юань активно препятствуют олигархический капитал и наши бюрократы, которые свои огромные капиталы хранят в долларах в офшорных зонах на Западе. Им невыгодны отказ от доллара и переход на расчеты в национальной валюте.
Кыргызстан должен идти в фарватере тех стран, с которыми мы имеем тесные экономические взаимоотношения, — это Россия, Казахстан, Китай. К сожалению, сегодня в Центральной Азии многие стали выступать против России, заниматься русофобией. Этого нельзя делать, радикальный национализм повлечет плохие последствия. Да и о безопасности страны нельзя забывать — рядом с нами Афганистан.
У нас под боком, в Казахстане, существует целая сеть биологических лабораторий Пентагона, которые созданы для того, чтобы изучать генный материал азиатских народов — казахов, кыргызов, китайцев, монголов и прочих. США работают над созданием расового биологического оружия, которое уничтожает избирательно, например, только славян или только азиатов. Данные, полученные из биолабораторий на Украине, подтверждают эти кощунственные планы американцев. Почему Казахстан допустил такое, не знаю. В Узбекистане тоже работает подобная лаборатория, но хорошо, что Ташкент сейчас делает шаги в направлении интеграции с соседями.
США стремятся создать в мире управляемый хаос и тем самым отстаивать свое первенство. Результаты мы видим — идет глобальная неразбериха. То, что происходит на Украине, — это ответ на кощунственную политику Запада.
— Что будет после завершения спецоперации на Украине? Как изменится мир и какое место в нем займет Кыргызстан?
— У меня есть доклад "Кыргызстан в условиях нового миропорядка", где я писал, что скоро произойдут глобальные изменения и возникнут 3-4 мировых центра силы. Чтобы выжить в суровых условиях кризиса, нам необходимо не делать резких движений во внешней политике и не обострять отношения с соседями. Надо использовать свое геополитическое положение и работать активно с теми, с кем мы имеем устойчивые связи. Мы находимся в очень опасной зоне, и все сильные западные игроки хотят нас использовать в борьбе против Китая и России. Нужно помнить об этом и осторожно выстраивать внешнюю политику.
По моим прогнозам, XXI век — век Евразии: России, Китая, Индии и, конечно же, Центральной Азии, и нам нельзя упустить шанс стать развитой страной.
Спецоперация России по защите Донбасса
Открытие второго фронта — эксперты об истинных целях визита Узры Зеи в Кыргызстан