В 2022 году в мировой энергетике произошли радикальные изменения. Не все они были вызваны исключительно обострением конфликта между Россией и Западом и проведением специальной военной операции на Украине. Хотя именно так ситуацию хотят представить в Европе и США. Им выгодно обвинять Россию в энергетическом кризисе, так как реально в его появлении в большей мере виноваты именно страны коллективного Запада.
"Зеленая" энергетика против "черной"
Прежде всего европейские политики уже много лет говорят энергетическим компаниям, что нужно отказываться от топливной энергетики. Евробюрократы годами запугивали бизнес тем, что инвестиции в новые нефтегазовые проекты невозможно будет вернуть, ведь в Европе наблюдается ускоренный энергетический переход. Значит, уже лет через десять нефть, газ и уголь будут никому не нужны, спрос на них упадет, а цена резко снизится. В итоге компании действительно существенно сократили вложения в новые проекты.
По этой причине уже в 2021 году мир столкнулся с банальным дефицитом энергоресурсов: старые месторождения истощались, а новые им на смену не пришли. Между тем миру требовалось все больше энергии, которую возобновляемые источники (ВИЭ) не смогли дать в достаточном объеме.
Именно ошибочная политика западных политиков привела к энергетическому кризису, а события 2022 года только усилили негативные процессы в мировой экономике.
Политика вместо экономики
На протяжении этого года против России было введено свыше 7 тысяч санкций. Ограничения прямо и косвенно касались энергетического комплекса.
Общим результатом изменений стало глобальное перестроение потоков энергоресурсов. Ранее рынки углеводородов были выстроены с точки зрения экономики. Россия поставляла энергоресурсы в Европу, ведь это выгодно всем благодаря короткому транспортному плечу, а также исторически выстроенной инфраструктуре доставки (в случае с газом).
Теперь же рынки перестроились с точки зрения политики. Российские углеводороды переходят на рынки дружественных стран — в Азию. А те поставщики, которые ранее продавали свои товары в Азии, переходят на европейский рынок, замещая там российские компании. То есть РФ меняется рынками сбыта с другими производителями.
Угольная отрасль переориентировалась
Уже сейчас этот процесс можно назвать состоявшимся в угольной и нефтяной отраслях. С 10 августа страны Европейского союза запретили импортировать уголь из РФ. Весь поток российского угля переориентировался на альтернативные рынки.
Вице-премьер по энергетике Александр Новак в интервью рассказал, что ожидает сохранения производственных показателей угольной отрасли на уровне 2021 года. Даже недружественное Москве Международное энергетическое агентство прогнозирует снижение добычи угля в России только на 7,4 процента.
Стратегической задачей для обеспечения нормальной работы угольной отрасли становится расширение пропускной способности железных дорог. Это важно и для других отраслей, так как в уходящем году пути были забиты углем, что затрудняло доставку различных товаров из Азии в центральные регионы РФ.
Европейцы же теперь покупают уголь у США, Австралии, ЮАР и ряда других отдаленных государств. И им придется оплачивать увеличивающиеся транспортные затраты на доставку топлива.
"Великое переселение нефти" почти завершилось
5 декабря вступил в силу шестой пакет антироссийских санкций ЕС, который предполагает запрет на импорт нефти из страны морским транспортом. А с 5 февраля будет запрещен импорт российских нефтепродуктов.
В санкциях есть некоторые исключения, главное из которых — отсутствие ограничений на поставку российской нефти по трубопроводам. Это позволило поставлять нефть в Германию, Польшу, Венгрию, Словакию, Чехию и Сербию. Причем сербские НПЗ ранее получали нашу нефть морским транспортом, через Хорватию. Теперь танкеры Евросоюз не принимает, и нефть идет из Венгрии в Хорватию, а там поворачивает на Сербию.
Но в целом объемы нефти из России перешли в Азию.
Главным "открытием" 2022 года стала Индия. В 2021-м РФ не входила даже в десятку поставщиков нефти в Индию, а сама Индия не входила в десятку покупателей российской нефти. Теперь же Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в эту страну, обогнав к концу года даже Саудовскую Аравию и Ирак. А Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, перевозимой морским транспортом.
Китай также увеличил закупки нефти из России. Если считать суммарный объем импорта и нефтепроводами, и танкерами, то Пекин сохраняет первое место среди покупателей нефти у Москвы. КНР могла бы увеличить импорт российской нефти гораздо больше, но страна весь год боролась со вспышками коронавируса, которые провоцировали введение жесткого карантина. Это снижало перемещение товаров и людей, а значит, падало потребление нефти. Так как российская нефть большую часть года торговалась со скидкой, Китай сокращал потребление нефти за счет отказа от импорта из других стран, но не из РФ.
Что ожидает нефть в новом году
Важнейшим фактором, влияющим на экспорт российской нефти в 2023 году, будет потолок цен. Его ввела с 5 декабря коалиция стран: G7, Евросоюз и Норвегия. Санкции предусматривают запрет на перевозку нефти из России в танкерах, если она стоит дороже 60 долларов за баррель. Но покупать ее можно по любым ценам.
Вторичных санкций (штрафов) против покупателя не будет, даже если он приобретет российское сырье по цене выше потолка. Основная проблема — как доставить нефть до рынков сбыта, то есть в Азию. Ведь введение потолка цен не отменяет эмбарго со стороны Евросоюза и США. Им нельзя поставлять российскую нефть ни по каким ценам.
Россия, готовясь к ведению ценовых ограничений, формировала флот лояльных себе танкеров, которые игнорировали бы требование стран коалиции. Танкеров нужно много, поскольку ранее российские компании фрахтовали суда на международном рынке. Кроме того, теперь транспортное плечо до рынков сбыта значительно больше, то есть судно будет дольше находиться в пути.
Достаточно ли сейчас танкеров для экспорта российской нефти, неизвестно. Скорее всего, пока пополнение флота продолжится. А значит, в начале 2023 года мы увидим два эффекта в российском нефтяном экспорте. Во-первых, скидка на нефть из РФ увеличится. Страны-покупатели действуют в своих национальных интересах. Они занимают такую позицию: мы к потолку цен не присоединились, но дайте нам дополнительную скидку. Во-вторых, Москва может сократить экспорт нефти. Это вынужденный эффект, потому что танкеров для ее перевозки может не хватать.
Однако все это уже было в 2022 году. Весной европейские страны боялись покупать российскую нефть, считая ее токсичной, а США ввели запрет на импорт с 1 апреля. Российские компании не смогли срочно перенаправить на азиатский рынок все 100 процентов нефти, поэтому пришлось временно сократить экспорт. Причем скидка на нефть достигала 35 долларов на каждый баррель. Но к осени объем экспорта восстановился до уровня начала года, а скидка к декабрю снизилась до 18 долларов на баррель.
Обратная сторона санкций
Конечно, санкции являются серьезным вызовом российской экономике в целом и ТЭК в частности, но никакого обрушения не произошло. Потому что западные политики случайно создали весьма благоприятные для России условия.
В мире дефицит энергоресурсов. Поэтому, когда в результате внешнего воздействия РФ сокращает экспорт какого-то из энергоносителей, его нехватка на мировом рынке усиливается, что провоцирует рост цены. И получается, что каждый оставшийся объем экспорта приносит России столько же денег, сколько было до введения санкций. А страны-импортеры при этом платят больше, ведь дорожает не только российское сырье, но и энергоносители из любых других стран. Таким образом, попытки давления на Москву приводят к существенным издержкам в государствах, инициировавших санкции.
Но и внутри России нельзя расслабляться. В 2023 году необходимо обеспечить страну флотом для экспорта углеводородов и выстроить финансовую инфраструктуру для торговли с дружественными государствами. Это позволит сохранить доходы бюджета РФ и устойчивость всей экономики — и России, и ее дружественных соседей.