Полную версию беседы слушайте в аудиозаписи.
По словам Алтыбаева, опыт других стран показал, что подготовка к внедрению системы прослеживаемости может продлиться от трех до пяти лет. В Кыргызстане хотят ее запустить за год. Система предполагает нанесение уникального дата-матрикс кода на каждую упаковку лекарств. Производитель должен ввести каждый неповторяемый код в систему Департамента лекарственных средств. В коде содержатся данные о конкретном дистрибьюторе, номер серии, данные о сертификации, где и когда упаковка пересекает границу, в какой аптеке ее продают. Каждый из этих этапов передвижения лекарства нужно фиксировать в системе прослеживаемости.
"Самая большая сложность в том, что идет одновременный запуск ЭТТН-системы и системы маркировки и субъекты обращения лекарственных средств должны в каждую ЭТТН записать еще и каждый код маркировки. Сама ЭТТН-система у нас работает еще, мягко говоря, плохо. Если это делает специальный человек в фарм- или дистрибьютерской компании — это еще терпимо, а рядовому фармацевту трудно", — добавил Алтыбаев.
Он подчеркнул, что в анализе регулятивного воздействия к этому документу говорится, что дополнительные издержки субъектов лекарственных средств для исполнения требования о маркировке составят около 500 миллионов сомов. Это значит, что удорожание каждой коробочки составит минимум 10 сомов. Если какой-то компании потребуется дополнительное оборудование, то другой — дополнительные работники.
"Наш рынок и так слабо насыщен — всего зарегистрировано около 6 тысяч наименований препаратов. В России, для сравнения, — 70 тысяч. Многие препараты поэтому к нам везут штучно в чемоданах. Мы согласны, что система прослеживаемости нужна, но для начала нужно развязать руки официальным дистрибьюторам, чтобы все лекарства привозили через законные каналы. Когда насытим рынок, уберем дефектуру, можно будет перейти к этапу маркировки", — заключил Алтыбаев.