В международной и даже региональной — центральноазиатской — повестке дня переросший из пограничного в полноценный межгосударственный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, к сожалению, остается на периферии интересов крупных игроков. Никто из них, за исключением России и ОДКБ, изначально не заявлял не то чтобы о формате урегулирования, но даже о намерениях выступить посредником. При этом сегодня практически каждый крупный игрок с амбициями имеет свою программу или стратегию взаимодействия с центральноазиатской пятеркой. Запущены и работают американский, китайский, европейский, японский форматы С5+, турецкий проект Организации тюркских государств. Но ни одна из этих площадок не подключилась к урегулированию конфликта.
Еще больше вопросов вызывает пассивность соседей Кыргызстана и Таджикистана по региону, где в последние годы перезапущена идея интеграции и соседи вместе пытаются повысить региональную субъектность. Партнеры республик по региональному интеграционному объединению предпочитают конфликт не замечать, хотя во многом именно такие противоречия являются главным препятствием для полноценного сотрудничества в Центральной Азии. Так, на последней консультативной встрече глав государств ЦА в Чолпон-Ате в июле 2022 года Таджикистан и Туркменистан не стали подписывать Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который, в частности, предполагал обязательство соседей разрешать все спорные моменты и конфликты через переговоры.
Для России с самого начала конфликта нормализация отношений между Кыргызстаном и Таджикистаном — важными соседями, партнерами по ОДКБ — носила принципиальный характер. Первые попытки организовать трехсторонние контакты на высшем уровне были предприняты по горячим следам, сразу после первой полномасштабной конфронтации в конце апреля 2021 года. Президент РФ Владимир Путин в рамках приезда таджикского лидера Эмомали Рахмона на празднование Дня Победы в Москве планировал пригласить и его кыргызского коллегу Садыра Жапарова. Встреча не состоялась из-за неготовности сторон приступить к переговорам.
К сожалению, именно такой осторожный подход к посредникам и появлению любой третьей силы во многом блокировал миротворческие инициативы ОДКБ, хотя неформально представители Кыргызстана и Таджикистана проговаривали необходимость проработки инструментов разрешения конфликтов внутри организации, что, впрочем, не привело к каким-то реальным шагам. В итоге опора на двусторонние переговоры с учетом дефицита доверия и наличия ряда негосударственных игроков, заинтересованных в сохранении нестабильности и конфликтности на границе двух братских стран, создала ситуацию, при которой конфликт время от времени переходил в трагическую горячую фазу с человеческими жертвами. Последний раз это произошло в сентябре 2022 года.
Избрание на пост генерального секретаря ОДКБ представителя Казахстана, опытного политического деятеля и дипломата Имангали Тасмагамбетова в целом было воспринято экспертным сообществом стран-участниц позитивно. Примечательно, что одним из первых направлений для консультаций нового руководителя были выбраны Кыргызстан и Таджикистан. Сама последовательность визитов сначала в Бишкек, а затем в Душанбе, консультации с главами государств Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном, с секретарями безопасности республик, а также перечень поднятых вопросов (борьба с терроризмом, проблемы, связанные с Афганистаном) предполагают, что подразумеваются координация усилий соседей, совместные действия, что уже создает основание для конструктивного сотрудничества в рамках ОДКБ.
И хотя в публичном поле участники переговоров не упоминали о конфликте, а Секретариат ОДКБ по итогам поездки поспешил сделать заявление, что информация о работе по "снятию напряженности на таджикско-кыргызкой границе" не соответствует действительности, активность нового генерального секретаря организации, его прямые контакты с главами государств предполагают обсуждение и проработку всех региональных вызовов, включая, пожалуй, самый острый.
В условиях максимальной закрытости обсуждения мы способны только предполагать, каким может быть реальное содействие ОДКБ нормализации отношений. Во-первых, конечно, при согласии сторон необходимо создание мониторинговых групп или технического контроля соблюдения перемирия двумя сторонами. Примером может служить российско-турецкий мониторинговый центр по соблюдению выполнения норм Заявления о перемирии между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе, который с помощью технических средств ведет мониторинг ситуации на линии соприкосновения участников конфликта. Во-вторых, важно максимально содействовать текущим переговорам о делимитации кыргызско-таджикской границы и в случае необходимости и готовности Душанбе и Бишкека подключать специалистов и материалы по границам, хранящиеся у российской стороны. В-третьих, необходимым условием снятия напряженности является демилитаризация приграничной зоны; здесь как раз технические возможности ОДКБ могли бы способствовать повышению доверия сторон и выполнению обязательств.
Любой межгосударственный конфликт не может быть разрешен в сжатые сроки даже при устранении причин. Поэтому впереди у Таджикистана и Кыргызстана долгий путь нормализации отношений при условии сохранения сегодняшнего конструктивного настроя. Тут важно уметь принимать помощь и содействие со стороны партнеров и соседей, которые заинтересованы в мире между двумя республиками и в Центральной Азии в целом.