Какие политические сигналы подают США странам региона и Кыргызстану, в интервью радио Sputnik Кыргызстан рассказал политолог Шерадил Бактыгулов.
— Как вы думаете, с какими скрытыми целями приезжают в регион американские чиновники?
— Официально госсекретарь США Энтони Блинкен приезжал для встречи в так называемом формате "С5 + 1". Это механизм сотрудничества пяти стран ЦА и США. Но на встрече с министрами иностранных дел в Астане с его стороны прозвучало интересное заявление, что США готовы выделить 25 миллионов долларов для поддержки экономики стран региона. Непонятно, на что именно американцы хотят выделить эти деньги, тем более сумма заявлена небольшая, ведь средства, которые на регулярной основе поступают из США по грантовым проектам, имеют гораздо больший объем. Ну и на той же встрече прозвучал призыв остерегаться сотрудничества с Россией, так что США особо и не скрывают своей цели "оторвать" ЦА от РФ.
— Является ли Кыргызстан привлекательной целью для США для достижения их целей в регионе?
— Говорить, что Кыргызстан стал некой привлекательной для США страной, которой уделяется особое внимание, я бы не стал. Наше место в рамках стратегии, тактических действий США, а интересы у американцев разнообразны — это и Арктика, и Центральная Латинская Америка, и Африка, и Юго-Восточная Азия, и так далее.
— Что можно сказать о персоне Дональда Лу, который был послом США в Кыргызстане, а теперь "подрос" до помощника госсекретаря по целому региону?
— Хочу напомнить, что он был не только послом, но и советником посольства США в Кыргызстане. В прошлом году чуть не оказался в центре скандала. Тогда в прямом эфире американской компании CNN экс-премьер-министр Пакистана Имран Хан заявил, что получал секретную каблограмму от пакистанских дипломатов, которым во время встречи в Госдепе господин Дональд Лу: "…угрожал тем, что если они не сместят с поста премьер-министра Имран Хана, то Пакистан ждут серьезные последствия".
Имран Хан в итоге был смещен, и если копии документов, о которых говорил экс-премьер Пакистана, действительно существуют, то в рамках этой ситуации действительно можно представить, какими инструментами могут пользоваться в США для достижения целей.
— Чего можно ждать от визита в Кыргызстан помощника министра финансов США Элизабет Розенберг?
— Думаю, что Кыргызстан в очередной раз может стать "лабораторией", где западные страны отрабатывают свои политтехнологии. В этот раз Запад будет испытывать на прочность отношения между Кыргызстаном и Россией, апробировать способы "перевоспитания" стран, которые не хотят идти у него на поводу, и поддерживать антироссийские санкции. А министерство финансов, которое представляет Розенберг, — это ведомство, которое отслеживает санкционную политику США и ее соблюдение.
Вообще, западные функционеры часто именно в Бишкеке позволяют себе больше, чем у наших соседей. Так, специальный представитель ЕС по санкциям Дэвид О'Салливан, находясь в Бишкеке, открыто запугивал наших чиновников тем, что мы "обязаны" следовать санкциям ЕС в отношении России, а потом еще, может, и Китая. Такого он не мог позволить себе ни в Астане, ни в Ташкенте.
Понятно, что Казахстан слишком крупная цель для Запада, да и слишком много ресурсов в виде нефти и зерна они получают именно оттуда. Дестабилизация в Узбекистане с его 35-миллионным населением тоже пока не нужна. А Таджикистан в последнее время наращивает сотрудничество в военной сфере с Западом, так что местом для опытов остается только Кыргызстан. При этом очень интересна география перемещения американских чиновников: Розенберг посещает Казахстан и Кыргызстан, Дональд Лу — Кыргызстан и Таджикистан. То есть мы видим, что в регионе ЦА работают чиновники разных западных ведомств, но Бишкек становится неким местом пересечения, что не придает позитива.
— Возможно ли введение экономических санкций против Кыргызстана?
— В связи с этим я хотел бы отметить, что некоторые СМИ дают некорректную информацию. Кыргызстан никогда не поддерживал обход санкций, введенных США в отношении России. Поэтому нет прецедента того, чтобы вводить санкции против целого государства. США с самого начала заявляли, что могут ввести санкции, если какая-либо страна заявит о поддержке СВО на Украине либо не поддержит санкции США, Европейского союза в отношении России. Кыргызстан в этой ситуации держит нейтралитет, и с позиции нашего законодательства или указов президента не было сделано ничего, чтобы предоставить России возможность обходить санкции с нашей помощью.
— Но ведь есть коммерческий сектор...
— Да. Есть коммерческие банки, физические и юридические лица, которые ведут торговые операции с партнерами в России. Это и российские граждане, и бывшие граждане Кыргызстана, принявшие российское гражданство, и российские компании. И для них есть три признака, по которым американцы только в отношении них — частников, физических лиц либо компаний — могут ввести какие-либо санкции. Одним из поводов для введения санкций является проведение платежей в долларах между кыргызскими и российскими компаниями и гражданами. Второй момент — если гражданин КР либо компания поставляют товары, входящие в подсанкционный список американцев, в Россию. И третий признак — если кыргызская компания либо гражданин проводят какие-то торговые операции с российским гражданином или компанией, находящимися в подсанкционных списках США и Европейского союза. Все! Больше ничего нет.
То есть, если какие-либо санкции возможны, то они возможны так же, как и в отношении граждан США, Великобритании, стран Балтии и так далее, которые способствуют либо поставке подсанкционных товаров в Россию, либо поставке любых товаров лицам, находящимся в санкционных списках США и Европейского союза. Есть только эти основания.
И давайте не будем забывать, что санкции США и ЕС не одобрены Совбезом ООН, поэтому не обязательны к исполнению на территориях других государств. Это добровольное присоединение: захотела страна присоединиться — она сделала это, а на нет и суда нет. Даже те граждане и компании КР, которые поставляют какие-либо санкционные, подсанкционные товары в Российскую Федерацию, уголовное наказание за это не понесут, поскольку на территории Кыргызстана санкции США не имеют юридической силы и к исполнению не обязательны.
— А как же коммерческие банки?
— Да, они уязвимы. Все они привязаны к американской межбанковской системе обмена информацией о платежах — SWIFT. Главный администратор находится в США, понятно, что в ежедневном, ежечасном режиме могут предоставлять, например, министерству финансов США, информацию, что тот или иной гражданин или компания, находящиеся в санкционных списках США, получают или проводят платежи.
Большинство банков у нас, особенно начинавшиеся с микрофинансовых компаний, "выросли" на американских деньгах и до сих пор контролируются американцами. Такие компании будут безоговорочно и даже добровольно следовать тем рестрикциям, которые будут наложены администрацией США в банковской и финансовой сфере.
До 2022 года большинство банков Кыргызстана проводили операции через американские банки, а сейчас в долларах и евро через банки Южной Кореи. Надо смотреть, какой стратегии будет придерживаться конкретный банк для снижения уязвимости перед возможными санкциями со стороны финансового регулятора США.
— То есть этими действиями в Штатах планируют ослабить наше экономическое взаимодействие с Россией?
— Предложение минфина США с их точки зрения деловое. Для нас же оно очень плохое. По объему товаров, которые завозятся в Кыргызстан, на первом месте Китай, на втором — Россия. По экспорту самый главный покупатель у нас Российская Федерация — практически около 1 миллиарда долларов за прошлый год. США в структуре нашей торговли находятся где-то на 7-м месте. Мы экспортировали в Штаты в 2022 году товаров на 4 миллиона 800 тысяч долларов, но получили в разы больше. В основном это компьютеры и мотоциклы. Даже подержанные американские автомобили к нам идут не напрямую, а через рынки Грузии, Литвы и Латвии.
Американцы, может быть, с радостью поставляли бы и больше, но есть ведь хорошая русская пословица: "За океаном корова копейка, да рубль перевоз". Мы прекрасно понимаем, что те же подержанные автомобили, которые к нам поступают, стоят в среднем 4 тысячи долларов, а когда приходят сюда — уже по 12 тысяч. И это только торговля. А как заменить Россию в энергетическом секторе Кыргызстана как страну-реципиента наших миграционных потоков? Очень сложно. Более того, кыргызов с детства учат, что их предки пришли с Енисея — нынешней территории Российской Федерации. Как можно рвать такие культурно-исторические связи?
— Так каким хотят видеть Кыргызстан американские власти?
— Им нравится идея Кыргызстана как высокогорного "авианосца" США, который будет возвышаться над другими странами Центральной Азии. Это угроза и для Китая, и для Казахстана, и для Таджикистана, и для Узбекистана, и для России. Тем более что для воплощения такого плана не надо много денег. Была же авиабаза "Манас", цифровые карты наши у них есть, привязка к местности есть, навигация определена, казармы законсервированы, маршруты поставок существуют. Единственное, конечно, лететь до Бишкека далековато, но это технические детали, с которыми США смирятся, если удастся развернуть политический и экономический вектор Кыргызстана в сторону от России.