Что ждет КР и другие страны ЕАЭС в ближайшие годы — о перспективах в цифрах
К 2030 году роль ЕАЭС в мировой экономике возрастет, будет наблюдаться ощутимое увеличение взаимной и внешней торговли, накопленных инвестиций. Об этих и о других перспективах объединения рассказал заместитель министра экономического развития России.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенС чем столкнутся экономики Кыргызстана и других стран ЕАЭС в этом году, что будет внесено в новую стратегию развития союза и каким он станет к 2030-му, Sputnik узнал у заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача.
Грядущий рост
В Минэкономразвития РФ ожидают роста реального ВВП Евразийского экономического союза на уровне 1,2-1,5% в текущем году.
Согласно прогнозам международных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк), традиционно дающих более пессимистичные оценки, в 2023-м реальный рост совокупного ВВП также будет положительным и превысит 1%, отметил Дмитрий Вольвач.
"Что касается среднесрочной перспективы — 2024–2025 годов, — то темпы роста реального ВВП всего союза прогнозируются международными организациями на уровне 2-3%, что будет связано с постепенной адаптацией экономик стран ЕАЭС к новым условиям", — сказал замминистра.
С учетом последних прогнозов национальных/центральных банков государств союза ЕАБР прогнозирует увеличение потребительских цен к концу года в Армении на 2,5%, в Беларуси — на 7,8%, в Казахстане — на 7,9%, в Кыргызстане — на 7,1%, в России — на 6,1%.
"К слову, в России сейчас уровень инфляции ниже, чем во многих западных странах. Инфляция близка к историческому минимуму и составляет 2,9%. Стоит отметить, что уровень инфляции в России стабилизирующим образом влияет на умеренную инфляцию в государствах — партнерах ЕАЭС, в том числе за счет большого объема торговли в национальных валютах", — пояснил Вольвач.
ЕАЭС является лидером по развитию расчетов в национальных валютах. Их доля во взаиморасчетах стран объединения в 2022 году достигла 81,5% и более 90% по итогам первого квартала 2023-го.
"В отношении перспектив развития торговли с партнерами по союзу прогнозируем, что в 2023 году экспорт России в страны ЕАЭС вырастет на 8% (до 3,36 триллиона рублей) по отношению к 2022-му, импорт — на 35% (до 3,2 триллиона)", — сообщил замминистра экономического развития.
О будущем союза
"В этом году мы выходим на финишную прямую реализации текущего стратегического документа — Стратегических направлений развития ЕАЭС до 2025 года, принятых в 2020-м, — сказал Вольвач. — Видим, что в целом документ реализуется в соответствии с ранее намеченными планами. Из 217 мероприятий, запланированных на 2021–2022 годы, реализовано 183 пункта (84,3%)".
По его словам, реализация мероприятий текущей стратегии призвана в первую очередь завершить формирование торгового компонента интеграции, обеспечив функционирование общего рынка союза.
"Можем с уверенностью сказать, что на этом направлении, несмотря на внешнее давление, ЕАЭС развивается успешно. Значительно сократилось число барьеров (с 19 в 2020 году до "рекордных" семи в апреле 2023-го), запускаются "союзные" механизмы прослеживаемости товаров, в том числе на основе цифровых технологий (навигационные пломбы, маркировка), которые повышают взаимное доверие контролирующих органов и упрощают обращение продукции", — сказал Вольвач.
В ближайшей перспективе, по его словам, необходимо уделить внимание скоординированному продвижению в интеграции национальных систем прослеживаемости и внедрении передовых евразийских наработок в сфере цифрового администрирования (например, в налоговой или таможенной сферах).
Все эти меры запланированы для снижения административной нагрузки на бизнес в России и других странах ЕАЭС.
Одним из важнейших направлений интеграционных процессов в рамках объединения выступает сфера науки, технологий и инноваций. Необходимо обеспечение синергетического взаимодействия по модернизации технологической базы производственного сектора всех стран-участниц, а также сотрудничество в развитии технологий с Китаем, Индией, странами Юго-Восточной Азии и Ираном.
"Это создаст возможности для повышения конкурентоспособности государств ЕАЭС и предоставит шанс достойного ответа на разнообразные глобальные вызовы, — подчеркнул замглавы Минэкономразвития. — В этой связи считаем необходимым проработать запуск наднациональных программ модернизации производственного потенциала стран союза".
В качестве приоритетных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС Дмитрий Вольвач выделил пять пунктов:
согласованное развитие системы гибкого отраслевого сотрудничества ЕАЭС с ключевыми партнерами (например, в сферах транспорта и энергетики);
формирование бесшовной транспортно-логистической инфраструктуры региона;
создание современного и безопасного цифрового пространства;
развитие промышленной кооперации и технологического сотрудничества;
развитие взаимодействия в финансово-экономической сфере, прежде всего в области развития платежно-расчетных отношений.
"Отдельная важная тема — транспортное направление. Как сказал на ПМЭФ президент России Владимир Путин, "особое внимание будем уделять коридору "Север – Юг". Планируем к 2025 году удвоить, а к 2030-му утроить объем экспортных перевозок по этому маршруту", — добавил Вольвач.
Кроме того, сегодня рассматривается развитие координации и по другим амбициозным транспортным проектам, таким как строительство железнодорожной линии "Китай — Кыргызстан — Узбекистан" и Транскаспийский международный транспортный маршрут.
"Необходимо выходить на решения, "увязывающие" наши планы развития инфраструктуры, унифицирующие внедрение цифровых технологий в перевозки, где целесообразно ставить вопрос о согласованном администрировании перевозок", — заявил замминистра.
Ближайшая цель в сфере энергетики заключается в завершении формирования общих рынков газа, нефти и электроэнергии. Следующий шаг — формирование системы энергетической безопасности ЕАЭС, гарантирующей обеспеченность всех стран "пятерки" ключевыми энергоресурсами.
Цифры 2030 года
"Если говорить об "измеримых" контурах нашего перспективного интеграционного развития, хочу отметить, что прямо сейчас мы работаем над запуском в ЕАЭС нового стратегического цикла до 2030 года, который должен стать шагом к строительству в союзе единого экономического пространства, основанного на раскрытии собственного технологического и производственного потенциала его участников и интересах граждан наших стран", — рассказал Вольвач.
По оценкам Минэкономразвития РФ, реализация проактивного сценария — когда нам удается добиться координации отраслевых политик, ликвидации всех препятствий и ограничений для свободного движения товаров, максимизировать преимущества, которые получают от ЕАЭС граждане наших стран, — обеспечит достижение нового качества интеграции, что позволит союзу выступить в качестве центральной "точки сборки" большого евразийского партнерства.
В таком случае, по экспертным оценкам, на которые в разговоре со Sputnik сослался замминистра экономического развития России, ЕАЭС 2030 года будет выглядеть следующим образом:
удельный вес союза в мировом ВВП в текущих ценах вырастет с 2,5 до 4% мирового ВВП за 2022–2030 годы, в мировом ВВП по ППС — с 6 до 9%;
взаимная торговля внутри ЕАЭС вырастет почти в два раза — с 5,6 до 9,8 триллиона рублей;
торговля с внешними партнерами увеличится в 1,3 раза — с 60,8 до 81 триллиона рублей;
накопленные инвестиции в ЕАЭС вырастут более чем в два раза — с 1,6 до 3,3 триллиона рублей.