С какими странами ЕАЭС планирует нарастить объемы торговли — интервью с Вольвачем
Порядка 20 стран уже изъявили желание присоединиться к БРИКС и ШОС, все больше государств вступают в переговоры с ЕАЭС о создании зон свободной торговли. Среди них страны Азии, Африки, Южной Америки, Персидского залива и Ближнего Востока.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенПодробно о росте интереса к БРИКС и ШОС в мире, а также о плюсах для стран "евразийской пятерки" Sputnik поговорил с заместителем министра экономического развития РФ Дмитрием Вольвачем.
Свободная торговля по-евразийски
Сейчас в Евразийском экономическом союзе готовится к подписанию новое, уже постоянное и полноформатное соглашение с Ираном о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), которое, в отличие от временного, охватит практически всю торговлю.
"Переговорная повестка достаточно плотная. Сейчас ЕАЭС также ведет переговоры с Индонезией и Египтом. Практическую работу по индонезийскому направлению запустили в апреле этого года. Динамику процесса сохраняем — уже в июле запланирован второй раунд. Так же, как и с ОАЭ, приступаем к тарифным переговорам. В этом квартале планируется очередной раунд с Египтом. Надеемся, до конца года будем финализировать сделку", — рассказал Вольвач.
Практически одновременно на уровне союза были запущены консультации с ОАЭ по заключению двустороннего соглашения, которое будет регулировать торговлю услугами "В ближайшее время начнется более предметный разговор, и важно, чтобы оба этих процесса шли параллельно", — подчеркнул замглавы Минэкономразвития.
По его словам, в планах — формирование преференциальных условий торговли с Индией.
"Процесс уже запущен. Надеемся, в этом году будут активированы переговоры, которые ведутся с 2018-го", — отметил он.
Также ЕАЭС рассматривает перспективу создания зоны свободной торговли с Алжиром, который является одним из ведущих торговых партнеров союза в Африке.
"Мы готовы к различным форматам работы с алжирской стороной", — пояснил Вольвач.
Он напомнил об участии президента Алжира Абдельмаджида Теббуна в недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме и выразил надежду, что "столь высокое внимание глав государств к развитию российско-алжирских торгово-экономических отношений послужит серьезным стимулом для продолжения дальнейших переговоров двух стран по вопросу создания совместной ЗСТ".
Все эти проекты, по мнению Дмитрия Вольвача, помогут создать серьезные возможности для расширения и диверсификации географии беспошлинной торговли, переориентации российского экспорта с западного направления, формирования альтернативных производственно-сбытовых цепочек и последующего двустороннего сотрудничества в медицине, сельском хозяйстве, энергетике и промышленности, транспорте и образовании.
О расширении ЕАЭС, БРИКС и ШОС
"Если представить себе условную "карту" международных контактов ЕАЭС, то она простирается далеко за пределы евразийского материка, — отметил Вольвач. — К примеру, государством-наблюдателем при ЕАЭС является Куба. В настоящее время достаточно динамично развивается взаимодействие с Египтом и Индонезией, а также с рядом стран и интеграционных объединений Африки и Латинской Америки".
Позиционирование ЕАЭС как одного из центров формирования интеграционного контура большого евразийского партнерства, сопряжение с китайской инициативой "Один пояс — один путь", укрепление взаимодействия с ШОС, АСЕАН и другими объединениями и государствами Азии и Европы являются одним из направлений работы, закрепленных в Стратегии–2025.
"При налаживании контактов с международными партнерами мы придерживаемся гибких подходов. Сотрудничество может осуществляться в различных формах — от диалогового взаимодействия по отдельным вопросам до заключения соглашений о свободной торговле, а также в разных форматах — от получения государством статуса наблюдателя при ЕАЭС до полноправного членства в объединении", — сообщил замминистра.
По его словам, в условиях стремительно меняющейся мировой геоэкономической архитектуры ЕАЭС нуждается в надежных внешнеторговых партнерах.
"Союз планомерно осуществляет подбор "кандидатов" для проработки возможности установления с ними диалоговых механизмов сотрудничества или заключения непрефренциальных и преференциальных торговых соглашений. Кроме того, в адрес Евразийской экономической комиссии поступает много обращений от конструктивно настроенных стран и их объединений с предложением об установлении или углублении торговых связей. Такие "заявки" также подвергаются необходимому анализу", — поделился Вольвач.
Он отметил, что у союза уже есть соглашения о свободной торговле с Вьетнамом и Сербией, торговые соглашения с Китаем и Ираном, меморандумы и т.д., а только за последний год ЕАЭС заключил меморандумы о взаимопонимании с правительством ОАЭ, секретариатом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Комиссией по конкуренции общего рынка Восточной и Южной Африки, а также одобрил проект меморандума с правительством Мьянмы.
"В отношении еще ряда стран рассматривались перспективы запуска подобной работы", — отметил Вольвач.
В феврале 2023 года ЕАЭС и Китай подписали дорожную карту, направленную на активизацию и насыщение торгово-экономического взаимодействия сторон в практической плоскости. Среди прочего в документ включен раздел "цифровизация транспортных коридоров" с указанием мероприятий, предполагающих поэтапный переход сторон к электронной форме обмена документами при грузовых железнодорожных перевозках с использованием электронно-цифровой подписи, что позволит заметно упростить торговые процедуры и ускорить транспортировку грузов между странами объединения и КНР.
"Словом, евразийский интеграционный проект является весьма успешным примером международного экономического сотрудничества с различными форматами взаимодействия, который открыт для всего мира", — заключил Вольвач.