О смене персональных данных рассказала заведующая отделением Департамента регистрации населения при Министерстве цифрового развития КР Дария Райымкулова.
Заведующая отделением Департамента регистрации населения при Министерстве цифрового развития КР Дария Райымкулова
© Sputnik / Елена Яковлева
— Как решаются вопросы со сменой фамилии, имени и отчества?
— Присвоение имени регулируется Семейным кодексом КР, Законом "Об актах гражданского состояния", а также инструкцией "О порядке государственной регистрации актов гражданского состояния". Имя присваивается ребенку по соглашению родителей, фамилия — по их фамилии. Если у родителей разные фамилии, она присваивается по соглашению матери и отца.
В советское время большинство сотрудников органов загса были русскоязычными. Не зная правил написания кыргызских имен, их часто записывали на русский лад — через буквы "у" и "о" вместо "ү" и "ө". То есть, если мой отец записан как Дуйшонкул, у меня будет отчество Дуйшонкуловна. Я не могу изменить его на "Дүйшөнкуловна", пока отец не сменит имя. Но так как он умер, это нереально. И подобных случаев много. В общем, изменить ситуацию можно только двумя способами — либо после смены имен родителями, либо по решению суда.
Современные нормы предусматривают присвоение имени и по национальным традициям. Первый вариант: фамилию можно записать по имени отца с добавлением для ребенка мужского пола слова "уулу", а для ребенка женского пола — "кызы". Например, Сардалбек кызы Дария. Отчество в данном случае не указывается. Второй вариант: по имени отца, но без добавления "уулу" или "кызы" и без отчества — скажем, Дария Сардалбек. Третий вариант: по имени деда с добавлением слова "тегин". Тут можно добавить и отчество: Райымкул тегин Дария Сардалбек кызы.
— А если человеку просто не нравится собственное имя, он может его сменить?
— Конечно. Лицо, достигшее совершеннолетия, имеет право самостоятельно подавать заявления на изменение имени, фамилии, отчества. Однако тут тоже свой порядок. Если процедура смены имени проста, то фамилия должна меняться по общим правилам. Она может происходить как от имени отца, так и по линии матери до седьмого колена. Естественно, нужно подтвердить родственные связи с человеком, фамилию которого вы хотите взять.
— Но как это сделать? Семь поколений назад документирования толком и не было...
— Это, конечно, проблематично, а вот до третьего-четвертого поколения можно. В Кыргызстане имеются архивы с 1934 года, тогда велись церковные метрические записи. Сложность в том, что они все еще на бумаге, — приходится перебирать много старых документов.
Мы живем в эпоху цифровизации. Госорган регистрирует данные о гражданах в автоматизированной информационной системе. С 2015 года сведения о всех рожденных в Кыргызстане фиксируются в ней. Этим людям будет уже легко запрашивать и находить информацию о себе и семье. Со временем органы загса сами смогут выдавать гражданам данные о прадедах до седьмого колена. Сегодня продолжается работа по оцифровке старых записей, в работе более 12 миллионов единиц.
— Есть какие-то ограничения на присвоение имен? Можно отказать человеку, который, к примеру, хочет назвать ребенка "Табуретка"?
— К сожалению, такого запрета у нас нет, но мы с этим почти не сталкиваемся.
— В Кыргызстане проживают представители свыше 80 национальностей, у большинства наверняка есть какая-то традиционная система записи имен. В органах регистрации можно записать ребенка по правилам его родного языка?
— Разумеется. Граждане имеют право записать имя своего ребенка согласно национальным традициям. Многие корейцы записывают фамилию и имя, без отчества. У узбеков вместо "уулу" и "кызы" — "углы" и "кизи".
— Когда кыргызы стали массово менять имена, записанные на русский манер?
— Примерно в 2000-х. Многие решили зарегистрировать имя и фамилию через "уулу", "кызы", но многие потом делали и обратную замену. В то время кыргызстанцы начали массово уезжать на заработки в Россию, там сотрудники госучреждений обязательно спрашивают отчество, а где оно в наших именах, не понимают.
Например, я, Сардалбек кызы, поехала туда с мужем, пусть Аман уулу, и у нас родилась дочь. Работники российского загса напишут в документах женское имя с фамилией Аман уулу. Там не знают, что означает "уулу" и что фамилию нужно образовать от имени отца да еще и поменять в данном случае на "кызы". Или мать-одиночка Сардалбек кызы родила мальчика — его тоже могут записать как "Сардалбек кызы"... Вот такие проблемы. Поэтому граждане просто оформляют фамилии, как раньше, с окончаниями "-ов" и "-ев", а отчества — с "-ович" и "-евич".
— Может ли человек взять национальность бабушки или дедушки?
— Ребенок, достигший 16 лет, берет национальность по прямой линии — от родителей. Чаще по отцу, но можно и по матери. Указываются исключительно данные из акта о рождении этого гражданина. Чтобы взять национальность бабушки или дедушки, для начала ее должен сменить отец (либо мать) — по национальности одного из своих родителей.
— Случаются ли сегодня ошибки в документах?
— Только в тех, где записи сделаны от руки, а в тех, которые оформляют с 2015 года, ошибки уже исключены. Данные вносят в систему при составлении акта о рождении ребенка, в этот момент важно все проверить, и сотрудник обязательно просит родителей посмотреть документ. Впоследствии при выдаче любых документов специалистам не нужно печатать имена вручную — достаточно ввести в систему персональный идентификационный номер, и графа с личными данными заполнится сама. Но есть проблемы с гражданами, которым ПИНы выдавал Соцфонд. Изначально ПИН применялся только в системе социального страхования, а потом его стали привязывать к идентифицирующим личность документам. В Соцфонде при оформлении ПИНа могли неточно записать имя, потому что для них это было не важно. Если человек обнаружил ошибку, ее не исправляли, а выдавали ему новый ПИН. В итоге у многих граждан их оказалось по два. С 2016 года мы чистим эти данные.
— Кроме паспорта, люди в течение жизни получают много документов: диплом об образовании, водительское удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество и другие. Как быть с ними, если человек сменил имя?
— В 2019 году органы загса и паспортные отделы объединили. Раньше при оформлении паспорта никто не обращал особого внимания на запись о рождении, то есть вы могли в 16 лет написать свои имя и фамилию в формулярах так, как вам хочется. Например, по свидетельству о рождении я — Дария, а в бланке на паспорт раньше писала "Дарья". Мы сейчас объясняем, что запись о рождении имеет первостепенное значение, она закрепляет сам факт существования человека. Как там написано, так должно быть и во всех последующих документах. Но, предположим, на основании паспорта, где мое имя отличается от того, которое указано в записи о рождении, я оформила дом и машину, получила диплом и детей своих записала на это же имя. Согласно нынешнему порядку, документы должны быть приведены в соответствие с актом о рождении — все, начиная с паспорта. Но если гражданин предпочитает оставить имя таким, какое было указано в предыдущем паспорте, придется запустить процедуру смены имени, в результате которой будет внесено исправление в запись о рождении.
И еще один момент. Все госорганы сегодня используют для работы именно персональные номера. Важно, чтобы эти органы были интегрированы с нашей системой и получили информацию о смене ваших данных. Да, у нас есть система межведомственного взаимообмена "Түндүк", но иногда госструктуры недополучают данные. Это технические моменты, процессы еще налаживаются.
— Какова процедура возвращения девичьей фамилии после развода?
— При вступлении в брак и женщина, и мужчина имеют право взять фамилию супруга/супруги. Конечно, у нас почти всегда женщины берут фамилию мужа. Если супруги захотят развестись, они имеют право вернуть добрачную фамилию. При изменении фамилии по браку данные в свидетельстве о рождении не меняются. Именно в свидетельстве о браке указывается фамилия до вступления в него и присвоенная фамилия. То же самое при разводе: в свидетельстве указывается фамилия до и после расторжения брака. Супруга, который изменил в браке фамилию, спрашивают, хочет ли он вернуть прежнюю. Но в таком случае паспорт снова придется менять, причем в течение одного месяца. Если гражданин не успеет заменить документ вовремя, ему грозит штраф в 1 000 сомов.