Последние два года мы наблюдаем активизацию геополитических проектов крупных игроков в отношении региона Центральной Азии. Недавно завершилась первая в своем роде встреча глав государств в формате "Центральная Азия — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива" в саудовской Джидде. В этом году уже прошли встречи С5+ Китай, США, ЕС. Турция активно развивает сотрудничество в рамках ОТП, свой проект взаимодействия с региональными игроками есть у России, который дополняется сотрудничеством в рамках ЕАЭС и ОДКБ.
В целом такой многоформатный, насыщенный событиями политический график формально отвечает интересам региональных игроков. Традиционно многовекторность является основной внешнеполитической линии, утвержденной в официальных доктринах и стратегиях стран Центральной Азии. Выбор многовекторности объясняется необходимостью сохранять равноудаленность от основных мировых центров силы с целью получения инвестиций, технологий, доступа к рынкам, гарантий безопасности. И здесь возникает логический вопрос, насколько многовекторность в реальности помогает решать стратегические задачи, стоящие перед государствами.
Если говорить о том, какие задачи стояли и стоят перед странами Центральной Азии с момента обретения независимости на международной арене, то можно выделить следующие:
получение международного признания и членства существующих международных организаций, обеспечение внешней легитимности внутриполитических процессов;
построение экономических связей с торговыми партнерами на международной арене, обеспечение прихода иностранных инвестиций и технологий;
построение отвечающих интересам внутренней и внешней безопасности отношений с крупными игроками, исходя из комплекса существующих рисков и вызовов;
обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, построение логистических цепочек для выхода на мировые рынки.
Рассмотрим вовлеченность внешних игроков в каждое из выделенных направлений. Россия на международной арене является важнейшим политическим партнером и легитимизатором стран региона. Москва, в отличие от западных партнеров, взаимодействует только с официальными властями республик, через поддержку в различных международных структурах ООН, ОБСЕ стремится повышать статус своих партнеров в регионе.
Так, благодаря поддержке России Казахстан в 2010 году стал председателем ОБСЕ, а позже действующий президент республики Касым-Жомарт Токаев был назначен на пост заместителя Генерального секретаря ООН. Китай и Турция через свои геополитические проекты способствуют увеличению статуса стран региона в мире в ассоциации с ними, безусловно, признают итоги выборов, но, как правило, не содействуют повышению их субъектности. Кроме того, имеется прецедент, когда Турция попыталась в рамках Организации тюркских государств подтолкнуть своих партнеров из региона к признанию Турецкой Республики Северный Кипр.
В отличие от других крупных игроков, западные страны используют запрос региональных игроков на признание и внешнюю легитимность как инструмент влияния. Более того, США и их европейские партнеры в начале 2000-х попытались организовать несколько "цветных революций", в 2005 году такая попытка удалась в Кыргызстане.
Если говорить о региональной безопасности, Турция не располагают полноценной институциональной и нормативно-правовой базой для содействия безопасности стран Центральной Азии. Китай в основном использует возможности ШОС для сотрудничества в вопросах борьбы с экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом, а также при реализации крупных проектов в рамках "Один пояс — один путь" обсуждает механизмы обеспечения их безопасности.
Западные страны в силу географической удаленности и отсутствия общих с региональными игроками интересов не могут выступать в качестве гарантов безопасности как отдельно взятых игроков, так и в целом региона. Более того, западные страны за всю современную историю выступали скорее как источник угроз и вызовов для региональной безопасности. Так, ни проведение операции в Афганистане в 2001-2021 годах, ни ее неожиданное окончание не только не способствовали повышению региональной стабильности, а, наоборот, привнесли целый комплекс проблем и неопределенностей. Военное же присутствие в Кыргызстане и Узбекистане никак не способствовало предотвращению целого комплекса кризисов и региональных конфликтов.
На этом фоне Россия выделяется последовательным и системным подходом к совместному с партнерами по Центральной Азии выстраиванию устойчивой системы региональной безопасности, способной купировать как внешние, так и внутренние вызовы. Основа партнерства строится в рамках ОДКБ, что комбинируется с двухсторонним сотрудничеством с Узбекистаном и Туркменистаном.
Важными элементами региональной безопасности являются российская 201-я база в Таджикистане и авиабаза в кыргызском Канте, также Россия совместно со странами региона выстраивает единую систему ПВО. Как следствие Москва на сегодня является главным внешним гарантом региональной системы безопасности.
Общая картина с прямыми иностранными инвестициями в республики Центральной Азии представляет собой достаточно несбалансированную картину. Во-первых, глобально уровень иностранных инвестиций в регионе недостаточен для устойчивого развития центральноазиатских республик, иными словами, потребности в инвестициях гораздо выше тех средств, которые приходят в регион. Во-вторых, интерес инвесторов к региону имеет серьезные перекосы, с доминированием присутствия иностранных инвесторов в сырьевых отраслях. До 70 процентов всех инвестиций приходятся на Казахстан и его нефтяной сектор, который хоть и обеспечивает получение роялти при освоении энергоресурсов, но не создает необходимое количество рабочих мест, не способствует развитию инфраструктуры, не приводит к системному трансферу технологий .
ЕС, Китай, Россия — ключевые инвесторы в регионе, но западные инвестиции по большей части идут в казахстанскую энергетику, Китай в основном реализует не инвестиционные проекты — либо покупает уже существующие активы, как в случае с казахстанскими энергетическими проектами, либо предоставляет кредитные инструменты, превратившись за последние годы в одного из крупнейших держателей национальных долгов стран региона. Но есть и крупные проекты, реализованные с нуля, в частности, освоение крупного газового месторождения Галкыныш в Туркменистане.
Ключевыми торговыми партнерами для стран ЦА являются Россия, Китай, ЕС, Турция и соседи по региону. Пожалуй, это направление взаимодействия на международной арене максимально отражает стремление к многовекторности. Но даже здесь заметно серьезное доминирование пары Россия — Китай. При этом западная санкционная политика, стремление США и ЕС снизить уровень экономических контактов региона с Россией и Китаем демонстрируют, что для западных стран важно не экономическое развитие Центральной Азии, а привязка именно к западным рынкам, технологиям, стандартам, пусть и с меньшими возможностями для развития.
С учетом географии, инфраструктуры советского периода, новых логистических проектов (КТК,) а также льготных программ транспортировки центральноазиатских товаров через территорию России в рамках ЕАЭС и на двусторонней основе Россия сохраняет за собой статус действующего связующего моста для стран Центральной Азии и мировых рынков. Китай в последнее время активно развивает свою связность со странами региона. Запад и Турция пока на уровне проектов, реализованных маршрутов нет.
Из всех крупных игроков только Россия имеет на повестке дня ряд проектов, которые могут при их реализации способствовать обеспечению региональной энергетической безопасности. При участии РФ уже построен ряд крупных энергетических проектов в регионе, в частности, Сангтудинская ГЭС-1, российский "Газпром" развивает газораспределительную сеть Кыргызстана. Качественно улучшить обеспечение региона энергоресурсами может запуск работы так называемого "газового союза" (уже осенью 2023 года планируются начало поставок российского газа через территорию Казахстана, запуск программы газификации северных районов Казахстана), а также начало строительства АЭС в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане.
Другие внешние игроки при наличии инвестиций в нефтегазовый сектор региона даже при наличии серьезных вложений в энергетический сектор в основном потребляют энергоресурсы из Центральной Азии, что в целом не способствует региональной энергетической безопасности.
Таким образом, можно констатировать, что в целом официально реализуемая многовекторная модель внешней политики не является залогом реальной диверсификации контактов и сотрудничества по ключевым направлениям взаимодействия центральноазиатских республик на международной арене. По совокупному анализу каждого из аспектов Россия и в несколько меньшей степени Китай остаются важнейшими партнерами для стран региона с тенденцией усиления степени из значимости для долгосрочного развития и стабильности Центральной Азии.