БИШКЕК, 1 авг — Sputnik, Айгюль Тагиева. Пятое заседание азербайджано-кыргызской межправкомиссии по экономическому и гуманитарному сотрудничеству прошло в конце июля в Чолпон-Ате, сообщает Sputnik Азербайджан.
Стороны обсуждали усилия по наращиванию сотрудничества не только в двустороннем формате, но и в рамках региональных проектов. Похожий формат партнерства Баку развивает со всеми республиками нами Центральной Азии: ведутся работы по наращиванию товарооборота, разрабатываются инвестиционные проекты, развиваются транспортно-логистические маршруты и создаются совместные предприятия.
© Sputnik_Infographics
Казахстан и Азербайджан: транспорт, энергетика и транзит
Сосед по Каспийскому морю и один из главных экономических партнеров Азербайджана в регионе — Казахстан — представляет для Баку интерес как с точки зрения рынка сбыта ненефтяных товаров, так и в области сотрудничества в сфере международных транспортных маршрутов (МТК).
На встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиев в Астане в апреле казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев заявил о планах довести товарооборот между двумя странами до миллиарда долларов. Реализовать столь амбициозные планы, по его мнению, возможно в первую очередь благодаря раскрытию потенциала двустороннего сотрудничества в таких сферах, как энергетика, высокие технологии, сельское хозяйство и логистика. При этом показатели торгового оборота между Азербайджаном и Казахстаном по итогам прошлого года продемонстрировали значительный рост — 598,5 миллиона долларов против 134,7 миллиона в 2021-м.
Казахстанский рынок остается одним из главных для экспорта ненефтяной продукции из Азербайджана — по итогам прошлого года поставки выросли в 2,6 раза, до 102 миллионов долларов. Растет кооперация двух стран и в транспортно-логистической сфере: в 2022-м общий объем грузоперевозок увеличился почти в три раза, а транзитные грузоперевозки — в 3,2.
© Sputnik_Infographics
В то же время Баку и Астана, как важные транзитные узлы в регионе, сотрудничают и в рамках развития МТК. Прежде всего речь идет о "Срединном коридоре" (Транскаспийский маршрут/ТМТМ). В минувшем месяце Азербайджан и Казахстан заключили соглашение о создании совместного предприятия, которое будет заниматься объединением тарифов и упрощением процессов перевозки грузов по ТМТМ, что, как ожидается, приведет к сокращению срока доставки товаров первоначально до 18, а затем до 10-15 дней (против 23 сегодня).
© Sputnik_Infographics
Развитие инфраструктурных возможностей в рамках этого МТК важно и для роста транзитных перевозок непосредственно между двумя республиками. Так, с ноября прошлого года Астана начала транзит своей нефти через азербайджанскую территорию по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. Казахстанская сторона планирует поставить к концу текущего года до 6,5 миллиона тонн нефти, а к концу 2025-го нарастить объем до 15 миллионов.
Азербайджан и Казахстан также расширяют сотрудничество в сфере телекоммуникаций — в прошлом месяце операторы двух стран подписали соглашение о создании СП для строительства и эксплуатации Транскаспийской волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по дну Каспийского моря. Строительство ВОЛС станет частью масштабного проекта "Цифровой Шелковый путь" (Digital Silk Way), предусматривающего создание нового цифрового телекоммуникационного коридора между Европой и Азией. Проект должен способствовать ускорению передачи данных между государствами Центральной Азии и Европы. По итогам его реализации, считают эксперты, Баку превратится в своего рода цифровой хаб, через который будет транспортироваться международный трафик.
Баку и Ташкент: автопром, полезные ископаемые и инвестиции
Богатый природными ресурсами, но не имеющий прямого выхода к морю Узбекистан интересен для Азербайджана в первую очередь с точки зрения совместных производственных и энергетических проектов, роста взаимных инвестиций и наращивания товарооборота.
В феврале в Ташкенте прошел первый узбекско-азербайджанский межрегиональный форум, в рамках которого стороны подписали межправительственное соглашение о создании совместного инвестиционного фонда на 500 миллионов долларов. Фонд поспособствует созданию рабочих мест, увеличению торгового оборота и усилению производственной кооперации между республиками.
Азербайджан и Узбекистан также наращивают сотрудничество в разведке и разработке полезных ископаемых. В следующем году корпорация "Узбекнефтегаз" планирует приступить к разработке трех углеводородных месторождений в Азербайджане вместе с госнефтекомпанией SOCAR. А азербайджанский золотодобытчик AzerGold и Министерство горнодобывающей промышленности и геологии РУз ранее договорились о сотрудничестве в области геологоразведочных работ и разработки месторождений золота на территории Узбекистана.
© Sputnik_Infographics
Еще одна важная сфера — автомобилестроение. В мае Баку и Ташкент подписали меморандум, направленный на расширение производства автотранспортных средств в АР. Стороны также заложили фундамент совместного азербайджано-узбекского автомобильного завода в Гаджигабульском промышленном квартале. Ожидается, что завод по выпуску легковых машин общей площадью 32 тысячи квадратных метров на территории 16 гектаров построит предприятие Azermash CP совместно с АО UzAvtoSanoat. На заводе мощностью 30 тысяч автомобилей в год будут осуществляться сборка, сварка кузовов и их покраска. Инвестиции в СП, которое планируется сдать в эксплуатацию в 2025 году, составят около 51,8 миллиона долларов.
Что касается транспорта, то Ташкент (как и Астана) является одним из важных участников Транскаспийского маршрута. Для большей эффективности товаропотока из Узбекистана по данному маршруту стороны сегодня обсуждают возможность создания узбекских складских помещений и контейнерных терминалов в Бакинском международном торговом порту, что позволит узбекским грузоотправителям на более выгодных условиях координировать процесс отправки товаров на мировые рынки.
Пятилетняя программа сотрудничества Баку и Бишкека
По результатам пятого заседания азербайджано-кыргызской межправкомиссии в конце июля Баку и Бишкек условились проводить скоординированную работу по цифровизации ТМТМ, а также усилить меры для повышения привлекательности данного направления в целях привлечения дополнительных грузов.
Новый импульс развитию двусторонних экономических отношений Азербайджана и Кыргызстана дали взаимные визиты глав государств в прошлом году. Власти подписали десятки документов о сотрудничестве в таких сферах, как сельское хозяйство, информационные технологии, авиасообщение, антимонопольное регулирование и охрана интеллектуальной собственности.
По итогам октябрьского визита Ильхама Алиева было заявлено, что Баку и Бишкек подготовят пятилетнюю программу развития сотрудничества, которое включает активизацию взаимодействия по таким направлениям, как транспортно-логистическая сфера, информационно-коммуникационные технологии, образование, туризм, спорт. Для стимулирования обмена инвестициями, содействия экономическому сотрудничеству, модернизации и развитию экономики, эффективному использованию возможностей двух стран был подписан документ о создании азербайджано-кыргызского фонда развития. Ожидается, что фонд со штаб-квартирой в Бишкеке будет инвестировать в приоритетные для учредителей проекты в КР путем предоставления кредитов и займов, участия в капитале и использования иных финансовых инструментов в отношениях с хозяйствующими субъектами, зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории республики.
Отметим, что товарооборот между Азербайджаном и Кыргызстаном по итогам пяти месяцев текущего года показал резкий рост — 13,5 миллиона долларов против 3,4 миллиона в январе–мае 2022-го. Это уже значительно больше, чем страны наторговали за весь прошлый год.
© Sputnik_Infographics
Кыргызстан также проявляет интерес к транспортно-логистическим проектам глобальной инициативы "Один пояс — один путь", реализующимся в том числе на территории Азербайджана. Данная инициатива должна в итоге связать азиатские и европейские рынки производства и потребления. Участие в этом проекте для Бишкека крайне важно — как с точки зрения выхода собственной продукции на мировые рынки и желания не остаться "за бортом" международной торговли, так и в контексте увеличения товарооборота с Азербайджаном.
Судя по заявлениям официальных лиц, Бишкек и Баку не собираются останавливаться на достигнутом, а планируют расширять сотрудничество, в том числе по новым направлениям. 27 июля в Чолпон-Ате состоялся бизнес-форум с участием свыше 60 предпринимателей и инвесторов из Азербайджана. По итогам мероприятия было подписано шесть документов о сотрудничестве двух государств, в частности, меморандум о взаимопонимании между Кыргызской и Бакинской фондовыми биржами, а также соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие женского предпринимательства в обеих республиках.
Новые возможности для сотрудничества с Таджикистаном
В июле по итогам шестого заседания совместной межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Таджикистаном была достигнута договоренность сразу по двум важным направлениям. Так, стороны договорились о начале поставок азербайджанской нефти на Дангарский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в свободной экономической зоне "Дангара".
Следует отметить, что НПЗ, мощность которого составляет 1,2 миллиона тонн в год, был построен в 2017-м и с тех пор простаивает — в первую очередь из-за отсутствия поставщиков рентабельной нефти. Ожидается, что после начала поставок азербайджанского сырья в Таджикистане стартует производство ГСМ, которое поспособствует наращиванию собственного производства в республике и снижению ее зависимости от импорта. В минувшем году Таджикистан закупил за границей рекордный объем нефтепродуктов — 853 тысячи тонн, тогда как в стране было произведено всего 12 тысяч тонн. В свою очередь на основе взаимовыгодной кооперации после начала экспорта нефти Азербайджан на льготных условиях сможет импортировать готовую продукцию НПЗ.
© Sputnik_Infographics
Другим важным соглашением стал документ о выделении Азербайджаном инвестиций на реконструкцию завода компании TALCO. Производство алюминия — своего рода визитная карточка промышленности Таджикистана — не отличалось стабильностью. В 2021 году выработка сократилась на 28 процентов, а в 2022-м немного выросла — на 2,5 процента. Всего в прошлом году на заводе TALCO было произведено 62 тысячи тонн алюминия, тогда как проектная мощность предприятия составляет 517 тысяч тонн. Главной причиной сокращения производства называют отсутствие необходимых инвестиций и сырья. Ожидается, что вложения Азербайджана в крупнейший промышленный объект РТ станут важным шагом на пути индустриализации экономики страны.
Кроме того, Баку и Душанбе недавно договорились о поставках алюминия, криолита и фторида алюминия из Таджикистана в Азербайджан и о поставках азербайджанского глинозема в обратном направлении. Тут важно отметить, что дефицит в РТ глинозема, который является важным компонентом в производстве алюминия, стал причиной снижения выработки этого вида металла, и поставки из Азербайджана придутся как нельзя кстати.
Сейчас товарооборот двух стран находится на достаточно низком уровне и даже продолжает снижаться. С января по май 2023 года стороны наторговали всего на 1,3 миллиона долларов (против 2,4 миллиона за тот же период 2022-го).
Туркменистан — сосед по морю и партнер по энергоресурсам
Несомненно, одним из важнейших экономических партнеров Азербайджана в Центральной Азии является Туркменистан. Страны объединяют не только проходящие через Каспийское море транспортные маршруты, но и совместное углеводородное месторождение.
В январе 2021 года два государства подписали историческое соглашение о совместной разведке, разработке и освоении углеводородного месторождения на Каспийском море, названного впоследствии "Достлуг" ("Дружба"). Его оценочные запасы составляют 60 миллионов тонн нефти и 100 миллиардов кубометров газа. Доля Туркменистана в разработке составляет 70 процентов, доля Азербайджана — 30.
В то же время для начала разработки и добычи необходимо решить вопрос с инфраструктурой поставок сырья. Чтобы диверсифицировать экспортные возможности Туркменистана и отправлять газ на европейский рынок, Баку и Ашхабад несколько лет рассматривают возможность строительства Транскаспийского газопровода, который на территории Азербайджана был бы подключен к инфраструктуре экспорта "голубого топлива" в европейском направлении. Однако проект пока не вызывает интереса у международных компаний и инвесторов, из-за чего разработка богатого месторождения "Достлуг" также откладывается на неопределенный срок. Главная причина, по мнению экспертного сообщества, кроется в жесткой политике Запада по декарбонизации, согласно которой многие европейские правительства и экоорганизации призывают отказаться от инвестиций в разработку новых углеводородных залежей.
Пока Баку и Ашхабад ищут инвесторов для этих проектов, сотрудничество стран не стоит на месте — они активно наращивают взаимодействие в транспортно-логистической, торговой и инвестиционной сферах. Так, товарооборот по итогам января–мая вырос почти в четыре раза к показателю аналогичного периода прошлого года, а контейнерные перевозки между туркменским портом Туркменбаши и азербайджанским Алятом выросли в 2,9 раза — до 2 362 TEU (ДФЭ). При этом из указанного объема поставок на транзитные перевозки пришелся 41 процент, на поставки в Туркменистан — 25, в Азербайджан — 34 процента.
© Sputnik_Infographics Elnur Salayev
Баку и Ашхабад также обсуждают вопрос совместного судостроения — с целью налаживания кооперации в этой сфере руководство Бакинского судостроительного завода посетило в марте с рабочим визитом завод "Балкан" в Туркменбаши.
Баку — окно Центральной Азии на мировые рынки
Сегодня благодаря экономическим проектам со странами ЦА Азербайджан усиливает роль надежного партнера в регионе. Занимая те ниши в экономиках центральноазиатских республик, которые могут принести дивиденды, Баку фактически осваивает новую для себя роль инвестора.
Транзит товаров из Центральной Азии на мировые рынки через территорию Азербайджана превращает страну в важный хаб глобальных транспортно-логистических маршрутов. Для этого "превращения" Баку необходимо выстроить крепкие политико-экономические отношения с государствами региона, считает экономист Натик Джафарли.
"За последние годы отношения между Азербайджаном и центральноазиатскими странами развиваются нарастающими темпами в экономической, политической и общественно-культурной сферах. Растут и двусторонние отношения, и уровень кооперации в рамках Организации тюркских государств. Это, конечно, позитивный фактор для Азербайджана в плане усиления позиций, учитывая географическое положение страны", — рассказал Джафарли.
По его словам, трансформация республик в логистический центр региона важна именно сейчас, так как, учитывая нынешнюю геополитическую напряженность во всем мире, восточные страны (Китай, Индия) ищут безопасный и более выгодный вариант доставки грузов в Европу и в обратном направлении.
"Раньше большая часть таких грузоперевозок проходила через Россию. Сейчас российский маршрут стал сложным, потому что многие компании не хотят страховать грузоперевозки, учитывая действующие санкции, а это отталкивающе действует на китайских и западных производителей", — пояснил Джафарли.
Кроме того, отметил эксперт, надо учитывать, что республики ЦА представляют интерес для Азербайджана и с точки зрения рынка сбыта.
"Страны Центральной Азии — огромный рынок потребления с населением почти 60-65 миллионов человек. Для Азербайджана это является альтернативным рынком сбыта продукции или же импорта из указанных стран более дешевых товаров, чем из других государств", — отметил экономист.
По словам Джафарли, укрепление отношений между Азербайджаном и республиками Центральной Азии взаимовыгодно, что усиливает политическое влияние Баку на регион. Эксперт отмечает, что Азербайджан и сейчас "очень хорошо" воспринимается в центральноазиатских странах, а в будущем может еще больше укрепить роль связующего звена между Востоком и Западом.