Динамика современного боя требует от артиллерии большей маневренности, точности и скорострельности. Первая в истории России колесная самоходная гаубица "Мальва" отвечает самым высоким мировым стандартам, прошла все испытания, необходимые для начала серийного производства.
Ростех завершил государственные испытания самоходной колесной 152-миллиметровой гаубицы 2С43 "Мальва" на шасси БАЗ с колесной формулой 8х8. Новая гаубица маневреннее, чем САУ на гусеничном ходу, быстрее разворачивается на позиции и уходит с нее после выполнения огневой задачи. Обладает большим техническим ресурсом и меньшей стоимостью эксплуатации. Артустановка предназначена для поражения командных пунктов, оборонительных сооружений, артиллерийских, ракетных и минометных батарей, систем ПВО, колонн бронетехники и живой силы противника. Вскоре "Мальва" поступит в войска и добавит могущества традиционной для России гусеничной самоходной артиллерии.
© Sputnik_Infographics
В основе проекта "Мальва" — концепция высокомобильной облегченной артиллерийской системы на шасси БАЗ-6610-027 "Вощина" с колесной формулой 8х8 и дизельным двигателем мощностью 470 лшадиных сил. Боевая машина массой 32 тонны рассчитана на движение по шоссе и бездорожью, способна развивать скорость до 80 километров в час. Запас хода без дозаправки — 1 000 километров. Габариты и масса "Мальвы" позволяют оперативно перебрасывать такие САУ на большое расстояние на борту транспортного самолета Ил-76.
Конструкция надежна и эффективна. Экипаж из пяти человек располагается в двухрядной кабине в передней части машины. Боекомплект (30 снарядов) и различные агрегаты — в центре. Артустановка находится в корме и представляет собой открытый верхний станок лафета с механизмами наводки. Самоходная "Мальва" вооружена 152-миллиметровой гаубицей 2А64 с нарезным стволом (заимствована у боевой машины "Мста-С"), и способна вести стрельбу в пределах переднего сектора шириной 60 градусов при углах возвышения от -3° до +70°.
"Мальва" имеет современную (цифровую) автоматизированную систему управления огнем с высокоточными средствами навигации, возможностью обмена информацией. Гаубица способна вести "одновременный огневой налет" (несколько выпущенных по разным траекториям снарядов одновременно достигают цели). Комплекс бортового оборудования облегчает экипажу подачу снарядов. Скорострельность — 7 выстрелов в минуту (для сравнения: натовская САУ CAESAR — 6 выстрелов в минуту). Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами — более 24 километров, управляемыми боеприпасами "Краснополь-М2" — до 25 километров и "Краснополь-Д" (инерциальная система наведения и коррекция по ГЛОНАСС) — до 43 километров.
Основные преимущества
САУ "Мальва" не заменит, а дополнит (количественно и качественно) боевой потенциал ранее принятых на вооружение российской армии самоходных артиллерийских систем — "Акации", "Гвоздики", "Гиацинта", "Пиона", "Тюльпана". Динамика современного боя требует большей маневренности, и это "Мальва". Колесная база, мощный двигатель упрощают и ускоряют переброску боевой техники, позволяют оперативнее менять огневые позиции. Высокая маневренность САУ обеспечивается и сокращением массы за счет отказа от полноценного бронирования. Эксплуатация артиллерийских систем с открытым размещением орудия доказала, что мобильность и оперативность значительно снижают угрозы расчету и агрегатам.
Колесные САУ более распространены в странах с теплым климатом и развитой дорожной сетью, то есть применение такой техники уместно и целесообразно, к примеру, в причерноморской зоне (в Николаевской и Одесской областях в теплое время года). Напомню, в зоне спецоперации ВСУ используют колесные САУ "Богдана" и французско-чешскую CAESAR натовского калибра 155-мм (боекомплект — 18 выстрелов). Полагаю, "Мальва" будет востребована в зоне СВО, увеличит возможности российской артиллерии и моторесурс — при оптимальных затратах (гусеничная боевая машина имеет пробег до капремонта всего 5 000 км, колесная — во много раз больше).
САУ "Мальва" разработана в нижегородском ЦНИИ "Буревестник". Там же появился проект колесной версии САУ "Коалиция-СВ" на базе шасси КамАЗ-6550. А еще в перспективе просматриваются самоходные орудия "Лотос", "Магнолия", "Флокс". Артиллерия чрезвычайно востребована в боевых действиях высокой интенсивности. В зоне СВО, помимо огневой мощи, приоритетом стала мобильность. Использование противником беспилотных летательных аппаратов и других современных (натовских) средств разведки требует от российских артиллеристов стремительной смены позиций — сразу после выполнения задачи. Российский ОПК и "цветочная серия" калибра 152 миллиметра технологически готовы наращивать оперативность, точность и огневую мощь.
В ходе общевойсковых операций артиллерия завоевывает огневое превосходство над противником, нарушает системы управления, разведки и радиоэлектронной борьбы, уничтожает оборонительные сооружения и прорвавшихся в глубину обороны танки (бронемашины) противника. И мы практически ежедневно убеждаемся, что российская артиллерия обладает большой мощью и точностью огня, способностью к маневру, внезапным действиям в любых условиях обстановки. Широкий спектр артиллерийского вооружения (орудий, минометов, реактивных систем залпового огня и противотанковых ракетных комплексов) и применяемых боеприпасов позволяет на поле боя самостоятельно решать разнообразные задачи огневого поражения. Самоходных артиллерийских установок много не бывает.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram.