Михаил Воробьев
В России 1 сентября вступил в силу федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Что изменилось за минувшие две недели, как изменения повлияли на таксистов-мигрантов и в целом на данную сферу, разбирался Sputnik.
Нововведения
Согласно данным Департамента транспорта Москвы по состоянию на 2022 год, только в столице таксистами работают 59,4 тысячи иностранцев, в том числе 44,6 тысячи из Кыргызстана, 5,2 тысячи — из Таджикистана, 3,4 тысячи — из Узбекистана. С 1 сентября они оказывают услуги в соответствии с новыми правилами.
Теперь, чтобы стать официальным таксистом, достаточно иметь статус самозанятого. Ранее же водителям, которые не желали работать наемными сотрудниками в таксопарке, приходилось регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, что было сложно и дорого.
"Водителем легкового такси может быть лицо, которое заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, либо физическим лицом, которому предоставлено разрешение", — говорится в законе.
Теперь тем, кто хочет заниматься перевозкой легально, для получения разрешения потребуется только включить автомобиль в реестр легковых такси, получить справку об отсутствии судимости и заключить договор со службой заказа такси (агрегатором), пояснил корреспонденту Sputnik гендиректор платформы для самозанятых Qugo Игорь Знак.
При этом водителям — гражданам других стран справку об отсутствии судимости необходимо получить как в госоргане РФ, так и на родине, отметил эксперт по городскому транспорту и такси Роберт Ян.
"Я должен поехать в свое консульство, подать заявление, и там за пять минут выдадут справку о несудимости, если я не судим. Еще через "Госуслуги" надо получить документ, что я не судим в России", — рассказал работающий в Москве таксист из Кыргызстана Айбек.
Роберт Ян уточнил, что формально информация о судимости/несудимости требовалась еще с 1 марта, когда вступили в силу соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ, однако с 1 сентября агрегаторы стали нести ответственность за допуск водителя к работе без справок, поэтому к вопросу начали относиться серьезнее.
Службы заказа такси теперь несут ответственность за проверку и оценку таксистов. Если агрегатор передаст заказ водителю, не имеющему разрешения, сервис может быть лишен права на работу. Такую меру применят, если количество подобных случаев превысит 10 или 0,01 процента от общего числа.
По информации Банка России, водители такси попадают в аварии в 7,4 раза чаще, чем водители обычных легковых авто. Согласно новым правилам, при ДТП служба заказа такси будет нести совместную ответственность с водителем за возмещение ущерба.
"Вносимые изменения значительно ужесточат ответственность агрегаторов и служб такси, в связи с чем последние перестанут сотрудничать с лицами, не имеющими разрешения", — отметил Игорь Знак.
Разрешение на работу самозанятые водители и ИП могут получить в электронном виде. Для этого необходимо оставить заявку на сайте "Госуслуги" или обратиться в многофункциональный центр (МФЦ).
Как сообщил Sputnik председатель московского профсоюза такси "Добро" Николай Кодолов, ни вступление в силу нового закона, ни снижение курса рубля пока никак не повлияли на число таксистов в столице.
Аренда вместо такси
Закон о такси не предполагал переходного периода для подготовки отрасли к новым требованиям и не давал самозанятым водителям возможности заранее получить разрешение на деятельность такси, пояснила специалист отдела по связям с общественностью агрегатора "Максим" Екатерина Мамай.
"Чтобы не допустить транспортного коллапса и сохранить доступные цены, сервис разделил поездки на два юридически разных типа — легковое такси и аренда транспортного средства с экипажем", — сказала она.
Заказы по тарифу "Такси" доступны исключительно перевозчикам с разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Поскольку разрешение пока имеет ограниченное число перевозчиков, цены на такие заказы будут выше обычных, а комиссия сервиса ниже, уточнила Екатерина Мамай.
"Заказы по легковым тарифам "Эконом", "Комфорт", "Бизнес", "Компактвэн", "Минивэн" выполняются по договору аренды транспортного средства с экипажем, предусмотренному Гражданским кодексом РФ (статьи 632, 633). Этот вид перевозок не является такси. На такие поездки действуют привычные цены", — отметила представитель компании.
Как пояснил Роберт Ян, агрегаторы таким образом вывели часть своей деятельности за рамки закона о такси.
Доли агрегаторов на рынке такси
Согласно информации Аналитического центра при правительстве РФ, в 2021 году сервис "Яндекс.Такси" и Uber совокупно были представлены в 686 городах России, Maxim — в 496. Следующим по числу населенных пунктов был агрегатор "Везет".
По словам Роберта Яна, сейчас доминирующее положение на российском рынке такси занимают "Яндекс" (куда входят "Яндекс Go", Uber и купленный "Яндексом" в 2021 году сервис "Везет"), а также "Максим" ("Максим", "Поехали" и Tuda).
Согласно данным Росстата, стоимость поездки на такси в РФ оказалась на максимальной отметке за последние десять лет, достигнув в июне 2023 года 32,53 рубля в расчете на один километр пути. При этом самый большой рост имел место в первой половине года — 4,03 процента.
По информации экспертов Tinkoff Data, в первом полугодии 2023-го средний чек на поездку в такси в Москве вырос на 15 процентов. В то же время в среднем по России такая поездка обходилась в 293 рубля, что на 11 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Одновременно с законом о такси 1 сентября в РФ вступил в силу "пятый антимонопольный пакет", направленный на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. Под действие этого пакета подпадают маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превысила 2 миллиарда рублей.
"На сегодня к ним относятся Avito, "Циан", "Яндекс.Такси", а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании", — объяснили в пресс-службе ФАС.