Недавно состоялась очень важная встреча. Замглавы кабинета министров КР Эдиль Байсалов в качестве сопредседателя кыргызско-пакистанской межправительственной комиссии встретился с гендиректором Национальной логистической корпорации Пакистана (NLC) Фаррухом Шахзадом Рао. Последний проинформировал о переводе транспортного коридора Карачи — Кашгар — Бишкек (шоссе Каракорум) на круглогодичный режим работы и сообщил, что скоро в Кыргызстан прибудет первая автоколонна с транзитным грузом.
Примерная карта транспортного коридора Карачи — Кашгар — Бишкек
© Sputnik_Infographics
Байсалов предложил пакистанской стороне рассмотреть возможность создания совместного предприятия для торгово-логистических целей и открытия представительства NLC в Бишкеке. Тут возникают вопросы: что даст Кыргызстану открытие трассы, совместного предприятия и представительства? Помогут ли они связать государства ЕАЭС с партнерами (третьими странами)?
Выход к морю
Байсалов на встрече с пакистанской делегацией напомнил, что Карачи является для Кыргызстана ближайшим морским портом. Страна много лет пыталась обеспечить себе выход к морю, а точнее, доступ к дешевым морским перевозкам. Достаточно вспомнить, что КР и Иран несколько лет вели переговоры о выделении Кыргызстану земельного участка с соответствующей инфраструктурой в портовом городе Бендер-Аббасе. Кыргызстанские перевозчики рассказывали, что доставляют товар до этого порта.
Встреча заместителя председателя кабмина Эдиля Байсалова с гендиректором Национальной логистической корпорации Пакистана (NLC), генералом Фаррухом Шахзад Рао
© Фото / пресс-служба кабинета министров КР / Эргеш Жусубалиев
Другой пример: в конце прошлого года были подписаны соглашения с крупными компаниями из ОАЭ — AD Ports Group и Maqta Gateway. Председатель кабмина КР Акылбек Жапаров назвал день подписания историческим, так как страна "получает доступ к морю".
В мае этого года президент Кыргызстана Садыр Жапаров на саммите ЕАЭС призвал партнеров предоставить доступ к транспортным коридорам союза для стран-участниц, не имеющих выхода к морю.
Ну и самый недавний пример. 21 ноября в интервью японскому СМИ Садыр Жапаров подчеркнул что китайский проект "Один пояс — один путь" позволит обеспечить Кыргызстану выход к морю.
Что можно будет продать Пакистану?
Sputnik направил запросы в Минэкономики и Минтранс. Нас интересовало, чем выгодны Кыргызстану новый маршрут и совместное предприятие с NLC. Ответ пока поступил только от Минэкономики. В нем указано, что объемы торговли между КР и Пакистаном растут, например, с 2018-го по 2022 год они увеличились в два раза.
Товарооборот между Кыргызстаном и Пакистаном
© Sputnik_Infographics
Данные о торговле есть и у Нацстаткома (с 2019 года), и по ним тоже видно, что товарооборот растет. Минус в том, что речь преимущественно об импорте.
"Несмотря на рост, потенциал торгово-экономического сотрудничества не используется в полной мере. Поэтому важное значение имеет возобновление грузоперевозок по транзитному маршруту в рамках четырехстороннего соглашения о транзитных перевозках — между Кыргызстаном, Пакистаном, Китаем и Казахстаном (подписано в 1995 году. — Ред.)", — говорится в ответе Министерства экономики и коммерции.
Подчеркивается, что Кыргызстан заинтересован в наращивании экспортного потенциала и поставках в Пакистан следующих товаров:
сельхозпродукты (мясомолочная и плодово-ягодная продукция, национальные напитки, мед, бутилированная вода);
продукция промышленных предприятий (трансформаторы, листовое стекло, светодиодные лампы, электронные приборы, весоизмерительные приборы, электробытовые изделия, стройматериалы и т.д.).
При этом Минэкономики не уточнило, что КР могла бы импортировать из Пакистана.
Мнение грузоперевозчиков
Инициативу прокомментировал зампредседателя Ассоциации международных грузоперевозчиков Кыргызстана Игорь Голубев. Основные моменты:
ассоциация поддерживает данный маршрут, он давно обсуждался, в том числе в Китае;
ассоциация занимается проработкой разных альтернативных маршрутов, чтобы КР получила дополнительные выходы к морю (например, перевозчики пользуются иранским Бандер-Аббасом, но этот порт частично находится под санкциями);
ранее маршрут из Пакистана пролегал через Афганистан и заканчивался в Узбекистане, новый путь проляжет через Китай (это выгоднее и безопаснее);
ассоциация планирует в ближайшее время устроить автопробег до Карачи, сроки пока неизвестны.
На вопрос, будут ли другие страны ЕАЭС заинтересованы в том, чтобы заказывать товары по данному пути, Голубев ответил, что им, безусловно, выгодно иметь дополнительные маршруты.
Взгляд из ЕАЭС
Оптимистичен по поводу маршрута в Пакистан и заведующий кафедрой предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Г. Плеханова Дмитрий Завьялов. Он подчеркнул, что развитие транспортно-логистической системы страны является одним из ключевых факторов конкурентной борьбы на мировых рынках.
"Кыргызстан активно развивает транспортно-логистическую инфраструктуру, вовлекаясь в транзитные потоки между Востоком и Западом. Договоренность с NLC — еще один шаг в развитии национальной транспортно-логистической отрасли и вовлечения страны в международные транспортные коридоры. Порты Пакистана — Гвадар, Карачи, Касим — очевидная сфера интересов для Кыргызстана как с точки зрения импорта/экспорта, так и с точки зрения повышения привлекательности транзитного потенциала республики", — объяснил Завьялов.
От отметил, что с точки зрения ЕАЭС соглашение открывает потенциальные возможности для создания новых транспортных коридоров. Так, логистический коридор в порт Карачи открывает доступ к относительно недорогому морскому транзиту. Важным является и развитие международных дорожных перевозок из Пакистана в Казахстан транзитом через Кыргызстан, а также развитие товарооборота в рамках действующего транспортного коридора Пакистан — Китай — Кыргызстан.
"Кроме того, не следует забывать, что Россия является лидером по числу заявок на перевозки из Кыргызстана", — подытожил Завьялов.
Заключение
В целом чиновники, эксперты и перевозчики видят только выгоду от указанной инициативы. Осталось надеяться, что статистика внешней торговли в следующем году это докажет.