Угрозы общему пространству
Запад и Восток всегда по-разному понимали коллективную безопасность — если Запад объединялся, чтобы нападать на Восток, то на Востоке собирались вместе, чтобы защищаться от Запада. Это фундаментальное, историческое отличие в подходах к безопасности и сегодня служит напоминанием народам Евразии при взгляде на блок НАТО, чьи границы сейчас соприкасаются с пространством безопасности ОДКБ. В таких условиях о важности единства говорить не приходится. Формирование угроз на границах ОДКБ, попытки нарушить целостность общего пространства — это одни из серьезных вызовов для организации сейчас. Углубление консолидации стран ОДКБ — самый логичный и правильный ответ на эти угрозы.
Мероприятия в Минске в рамках ОДКБ и саммит глав государств организации прошел без Армении. Премьер-министр Никол Пашинян не присутствовал на саммите, что, безусловно, указывает на наличие некоторых проблем в организации. Однако они не носят критического характера — Армения не объявляла о намерении выйти из организации, хотя премьер-министр говорил о необходимости "диверсификации отношений в сфере безопасности", но без уточнений. Тем временем уже начала действовать единая система ПВО стран ОДКБ, которая включает и Армению.
И все же, если говорить откровенно, отсутствие одного из членов ОДКБ на саммите создает внешнюю видимость проблем в организации, о которых западные СМИ уже поспешили заявить как о "постепенной потере привлекательности ОДКБ". Геополитическое положение Армении делает физически невозможной "диверсификацию" в плане безопасности. Недостаток логики никогда не смущал зарубежных журналистов, а заявления политиков в угоду внешним интересам не всегда отвечают интересам внутренним, и в этом случае — собственного народа, сделавшего исторический выбор столетия назад. Тем не менее организация, подводя итоги за 2023-й, остается в прежнем составе и готовится встречать вызовы года грядущего во всеоружии.
Ответственность за Евразию
Особое внимание мировых центров силы сейчас приковано к Евразии, где проходят события, формирующие будущий облик нового многополярного мирового устройства, в процессе укрепления которого ОДКБ может играть активную роль. Это связано с тем, что организация уже является частью международной системы безопасности, отвечая за нейтрализацию военных и невоенных угроз на евразийском пространстве. Тем более в последние годы значительно возрос ее миротворческий потенциал — участие в стабилизации обстановки в Казахстане в январе 2022 года наглядно продемонстрировало возможности быстрого реагирования на вывозы внутренней безопасности и скорейшей стабилизации ситуации. В подтверждение этого генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов по итогам саммита заявил, что "миротворческий потенциал ОДКБ в последующем будет очень востребован". В рамках министерских встреч как раз и были подписаны порядка 20 документов в военно-политической сфере, в том числе касающиеся миротворческих контингентов стран ОДКБ и других мер, направленных на обеспечение информационной безопасности организации.
Взаимодействие внутри ОДКБ, на уровне министров иностранных дел, министров обороны и секретарей безопасности за прошедший год было отмечено на высоком уровне. В частности, по словам президента России Владимира Путина, благодаря этому продуктивному взаимодействию "оперативно согласовывались позиции по актуальным политическим и военно-стратегическим вопросам, острым проблемам региональной и международной повестки". Но другой аспект не менее интересен — в этом году активно развивались контакты ОДКБ с ШОС и СНГ, формируя естественное партнерство организаций на евразийском пространстве. И, судя по общим тенденциям в регионе, это партнерство будет усиливаться.
Очаги напряженности
Теоретически если все пространство состоит из союзников и партнеров, оно должно быть самым стабильным. Практически это не совсем так, и лидеры стран ОДКБ реально оценивают внешние и внутренние трудности. Президент Беларуси Александр Лукашенко всегда отличался точными и откровенными высказываниями по наиболее важным проблемам международных отношений. Так и на этот раз, выступая на саммите, он признал наличие проблемных вопросов, но призвал их решать за столом переговоров и без демаршей, применительно к ситуации на Южном Кавказе. Лукашенко также отметил положительный прогресс в решении проблем границ между Кыргызстаном и Таджикистаном, но высказал мнение, что "странам — членам ОДКБ предстоит найти новые решения по укреплению своей безопасности".
Россия, Беларусь, Армения вплотную соприкасаются со странами НАТО — весьма враждебным геополитическим окружением с постоянными и нескрываемыми намерениями дальнейшей экспансии. Таджикистан, имея границу с Афганистаном, и соответственно Кыргызстан и Казахстан подвержены угрозам на южном направлении организации, хотя для каждой страны они дифференцированы. Тем не менее сейчас странам ОДКБ расслабляться рано, особенно в свете тревожных сообщений о формировании террористических и иных угроз на афганском направлении.
О будущих приоритетах
Председательство Казахстана в следующем году может быть отмечено ростом международной активности ОДКБ в духе динамичной и многосторонней дипломатии Казахстана. Так, президент Касым-Жоомарт Токаев уже определил одним из приоритетов организации сотрудничество с заинтересованными странами и международными организациями в сфере безопасности, в частности с ООН и ШОС. Несомненным является и то, что приоритетом внимания страны-председателя будут региональные вызовы безопасности в зоне ответственности ОДКБ в Центральной Азии, такие как терроризм, экстремизм, наркотрафик, торговля оружием и другие. К другим приоритетам президент отнес раскрытие миротворческого потенциала организации, углубление сотрудничества в ликвидации чрезвычайных ситуаций и противодействие преступлениям в сфере информационных технологий.
Казахстан благодаря своему геополитическому положению и совокупному экономическому и военному потенциалу занимает особое место в системе евразийской безопасности как ОДКБ, так и ШОС. Не исключено, что в будущем году страна будет реализовывать эти преимущества для укрепления общей системы безопасности на евразийском континенте в целом.
О границах безопасности
Мы все хотим видеть Евразию пространством стабильности и развития, где реализуются принципы равной и неделимой безопасности и обеспечивается равноправное взаимодействие всех государств в рамках его границ. К сожалению, непростая, а в некоторых случаях сложная военно-политическая обстановка по периметру границ стран ОДКБ диктует необходимость поиска новых механизмов и средств защиты общего пространства, говорим ли мы о прямых военных или комбинированных угрозах (включая информационные).
Укрепление единства ОДКБ и консолидация усилий по ее укреплению — логичный ответ на эти угрозы. Расширение границ организации и принятие новых членов — также один из вариантов действий. Но что, если они будут недостаточны? Мы должны понимать, что НАТО — весьма коварный и опасный сосед, способный действовать напрямую либо опосредованно, невзирая на фактические границы своей ответственности, представляя угрозу глобального характера. "Послужной список" военных конфликтов, спровоцированных альянсом, довольно обширный — Ирак в 1991-м, Босния и Герцеговина в 1995-2004-м, Югославия в 1999-м, Афганистан в 2001-м, Ирак в 2003-м... И его можно продолжать.
ОДКБ всегда указывала на необходимость политического урегулирования противоречий, однако никто не отказывается от важности своевременной нейтрализации угроз безопасности. Официальные лица организации, а также президенты не раз говорили о важности Сил быстрого развертывания, растущем потенциале миротворческого компонента ОДКБ, а также возможностях его применения. ОДКБ уже сейчас является серьезным фактором сдерживания на обширном пространстве Евразии. Однако, возможно, пришло время подумать и о глобальной роли ОДКБ как одной из основных сил формируемого, более справедливого, а значит, безопасного мирового порядка.