Радио Sputnik Кыргызстан

Как в КР восприняли августовский путч 1991 года, рассказал Феликс Кулов

Бывший премьер-министр Кыргызстана, экс-министр внутренних дел Феликс Кулов рассказал, как в августе 1991-го руководство и население республики отреагировали на путч в Москве и почему у ГКЧП не было шансов на успех.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В программе "Экскурс" на радио Sputnik Кыргызстан Кулов сообщил, что утром 19 августа 1991 года его и руководителей других ведомств пригласил Аскар Акаев.

"Так мы узнали, что власть в Москве захватил Госкомитет по чрезвычайному положению, который объявил Горбачева недееспособным. А 20 августа должна была состояться встреча глав республик Советского Союза для подписания нового союзного договора, по которому СССР планировалось преобразовать в Союз Советских Суверенных Республик", — рассказал политик.

По его словам, Акаев хотел выслушать мнения собравшихся о ситуации, но они разделились.
"Медеткан Шеримкулов, спикер парламента, предложил подождать, поскольку информации о том, что происходит, было мало. Председатель КГБ республики Джумабек Асанкулов, — а он был сподвижником главы КГБ СССР Владимира Крючкова, который состоял в руководстве ГКЧП, — сразу заявил, что нужно безоговорочно поддержать комитет. По его данным, и армия, и рабочие, и правоохранительные органы поддержали... Я поднял руку и заявил, что органы внутренних дел не поддерживают ГКЧП, а выступают на стороне президента", — вспоминает Кулов.
Тогда ему удалось убедить Акаева в необходимости сменить главу КГБ, а органы внутренних дел взяли под охрану и контроль все ключевые объекты: аэропорты, воинские части, пункты связи. Ранее прошла республиканская конференция с участием делегатов районных и областных УВД, на которой большинство из них приняли решение приостановить членство в партии. В КГБ же, напротив, большинство сотрудников оставались приверженцами компартии.

"21 августа на площади в городе собрались люди, которые заявили, что намерены защитить свою страну. Но мы сказали, что справимся сами. А 23 августа, когда один из лидеров августовского путча Геннадий Янаев выступил по телевизору, я уже понял, что путч провалился. Наша республика тогда дала понять, что мы против ГКЧП", — отметил Кулов.