Интернет-пространство стран Центральной Азии переживает удивительное время "великих исторических открытий", которые совершаются в соцсетях, становясь поводом для бурных дискуссий, перетекающих в аудитории университетов, коридоры госучреждений, общественный транспорт, откладываясь таким образом в сознании населения. Таковы механизмы информационного воздействия, которое регулируется извне в интересах Запада и напрямую затрагивает будущее наших стран.
Чтобы исказить правду, Запад на систематической основе использует великое многообразие нарративов, проходящих на стыке истории, политики и культурно-социальных вопросов. А так как в одной статье невозможно охватить весь этот комплекс, я планирую сделать серию материалов, где буду последовательно рассматривать основные попытки фальсификации истории стран Центральной Азии. В этот раз предлагаю рассмотреть ключевые моменты в попытках изменить историю центральноазиатских народов в советский период. Мы должны их знать и понимать, чтобы не допускать "искривления пространства".
Целая армия блогеров неустанно работает над формированием отрицательного образа советского прошлого. Бесчисленное количество роликов, текстов, сообщений и постов в социальных сетях наполнены невероятными, полными эмоций трагичными историями либо отдельных людей, либо даже целых народов и республик. А молодежь — главный потребитель этого гнилого информационного продукта — поглощает его как фастфуд без разбора и в огромных количествах. Так у нас на глазах происходит формирование искаженного представления общего исторического прошлого, в котором якобы посредством коммунистической идеологии народы были лишены "настоящей" письменности и образования, истории, культуры и даже самоназвания.
Распад России как цель
Возникает вопрос: кому и для чего нужно искажать историю? Ведь страны ЦА уже давно независимы и сами определяют официальную позицию по историческим и прочим вопросам. А причины для подобного искажения истории весьма тривиальны — мировая гегемония невозможна до тех пор, пока существует сильная Россия. Конечно, Запад мечтает ее развалить, и для этого ему надо многое сделать. Но в историческом контексте первоочередных задач всего две. Первая — сотрудничество и интеграция региона ЦА с Россией сильно вредит долгосрочным интересам Запада, и поэтому ему нужно сформировать негативный образ советского прошлого, который влияет на отношения других стран с Россией в настоящем. И вторая — после распада многонационального СССР Западу жизненно необходима дезинтеграция не менее многонациональной Российской Федерации. И сейчас через новоявленных диванных "экспертов" и популярных блогеров в информационном пространстве стран ЦА ведется апробация новых методов и инструментов воздействия на Россию в надежде, что она повторит судьбу Советского Союза…
Историческая общность народов России и Центральной Азии — это главная проблема и препятствие для стран, которые хотели бы иметь в регионе постоянное присутствие и влияние. Уничтожить эту общность сразу невозможно, но ее можно медленно и настойчиво стирать из памяти, запуская в информпространство искаженные факты. Ложь сначала будет конкурировать с правдой, а затем просто вытеснит ее из сознания людей. Кыргызстан можно рассматривать как один из примеров, где активно применяется методология исторических искажений. Наиболее серьезные инструменты искривления сознания связаны с письменностью и языком. Согласно "интернет-экспертам", у истоков наших бед было слово, правда, письменное.
Украденная история
Известные блогеры в стране с воодушевлением сообщают, что "у кыргызов была древняя письменность (орхоно-енисейские письменные памятники), но ее нельзя было называть "кыргызской", так как "кровавой советской власти было невыгодно признавать наличие признаков великой кыргызской цивилизации". Согласно этой логике, если бы советская власть признала эту письменность и наличие кыргызской цивилизации, то, наверное, у Кыргызстана сегодня была бы совсем иная судьба. Но как все это решало бы проблемы тогда и как это решает проблемы сейчас?
Скорее всего, это просто вносит раздор, позволяя различным "экспертам" утверждать, что енисейские надписи — это начало кыргызской письменности. С этим утверждением трудно согласиться, так как орхоно-енисейским письмом также пользовались огузы, уйгуры, хазары и печенеги на довольно обширном географическом пространстве от Центральной Азии до Южной Сибири и Монголии. Эта письменность была утрачена и забыта в V-X веках, как и множество других письменных систем и алфавитов до и после енисейской письменности.
Весьма популярны в интернете и рассуждения о том, что переход кыргызской письменности с арабского алфавита на латиницу и потом на кириллицу имел чуть ли не катастрофические последствия для народа. Блогеры убеждены, что это отрезало кыргызов от арабо-мусульманской, а затем и тюркской цивилизации, которая также перешла на латиницу. Далее выражается мысль, что для советской власти было недопустимым формирование единого тюркского языкового пространства — от Турции и Кавказа до Средней Азии.
На самом же деле на базе кириллицы в регионе ЦА была создана своя система тюркских языков с образованием, наукой и культурой. А для Кыргызстана, чье население тогда было на 99 процентов безграмотным, это вообще стало началом развития родного языка как такового. Что касается влияния извне, то ни одна страна в мире не позволит давить на нее, в том числе посредством языка, письменности и литературы, особенно тогда, когда это влияние угрожает безопасности самого государства и его народа. А против молодого советского государства, напомню, был почти весь мир.
Современные блогеры не знают, что в первые годы советской власти в Кыргызстане языком преподавания в школах и языком письменности были татарский и казахский (на севере), а также татарский и узбекский (на юге страны). Первые учебники на кыргызском языке появились только в 1923 году, и после этого он начинает занимать свое место в школах и в официальной переписке. До того времени кыргызский язык был бесписьменным. Академик Константин Юдахин писал, что "грамотные киргизы (а их было немного) пользовались крайне слабо приспособленным к киргизскому языку арабским алфавитом и писали, подражая образцам так называемого чагатийского (древнеузбекского) языка…".
На этом примере мы видим логику формирования образа обделенного и угнетенного народа, якобы лишенного настоящей истории, письменности, который развивался в созданной и навязанной советской властью системе. Нетрудно понять, что эта же схема подлога может применяться не только в ЦА.
Витрина искусственной борьбы
Когда погружаешься в сегодняшнее информпространство ЦА, невозможно отделаться от ощущения дежавю. Ровно такая же деятельность в инфополе была развернута перед распадом СССР и в первые годы независимости. Тогда из всех щелей выскакивали "борцы за свободу" и вернувшиеся диссиденты, которым покоя не давали лавры Солженицына. Сейчас же таких солженицыных в виде блогеров с "просветленными лицами" — вагон и маленькая тележка. Но направление и характер их работы совсем не изменились, а цель одна — уничтожить память обо всем позитивном, что было в прошлом, а также разрушить то, что еще не удалось разрушить. Нездоровая "историческая активность" в соцсетях объясняется только одним — Запад серьезно нацелился на дезинтеграцию многонациональной России, как когда-то на развал СССР.
Примерно полтора года назад в социальных сетях появилась обширная тема "деколонизации", которая моментально была подхвачена восторженными блогерами Казахстана и затем Кыргызстана. Они не скрывали, что российская спецоперация на территории Украины сподвигла их публично обсуждать "свой опыт" борьбы против России, который затрагивает историю, культуру, литературу, науку, музыку, да и вообще все, что было связано с РФ и советской властью. Подконтрольные СМИ сразу назвали эту тему "чувствительной", и она начала обрастать ореолом загадочности, как будто страны ЦА запустили процесс, который окончательно покончит с влиянием России в регионе. Правда, большой актуальности эта тема в самом обществе не имеет, возможно от того, что все страны ЦА уже давно независимые государства.
Нетрудно догадаться, что сегодня Центральную Азию используют как информационную платформу для демонстрации "деколонизационного опыта" коренным народам России, всем, кто якобы стремится к так называемой "свободе от колониализма России". Неспроста почти в каждом сюжете "деколонизационных практик" присутствуют представители народов России: якуты, тувинцы, буряты либо башкиры. Запад надеется на повторение сценария дезинтеграции СССР, но теперь уже на территории России. Особых перспектив реализации у этой цели нет — времена не те, да и нет вторых горбачевых и ельциных.
Куда все идет
Центральная Азия и Россия — это одно евразийское пространство, имеющее неразрывные связи, это единство и общность судеб народов. На Западе это прекрасно осознают. Сейчас в связи с неудачами на Украине коллективный Запад ищет любую возможность использовать все уязвимости этого общего пространства для работы против России. Надеяться на то, что он смирится со своим поражением, наивно и опасно. Надо быть готовыми к новым вызовам и угрозам, в том числе информационным, и научиться противостоять им, так как главными целями всех этих телодвижений Запада являются настоящая колонизация народов и разграбление ресурсов как стран ЦА, так и России.
В следующей статье расскажу, как западные политтехнологи создают "современные мифы о истории Центральной Азии", которые затрагивают даже сакральные вещи.