Как обстоят дела с пастбищами в КР? Что ведет к их деградации — потребительское отношение фермеров или изменение климата? Как сохранить луга зелеными и продуктивными? Об этом мы поговорили с заведующей отделом пастбищ и кормов Кыргызского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ Натальей Килязовой.
— Какие территории относятся к пастбищным?
— Все территории, где растут травы и можно выпасать животных. Пастбища делятся на весенние, осенние, летние, зимние, отгонные. Продуктивность животноводства сильно зависит от продуктивности пастбищ и вообще от многолетних кормовых трав. В нашей стране более 9 миллионов гектаров пастбищ, это довольно много. Причем пастбища у нас, несмотря на определенные проблемы, неплохие, но за ними надо ухаживать. Там произрастает 3 500 видов растений: кормовые, лекарственные, ядовитые... Только порядка 200-300 видов обладают питательной ценностью для скота.
— Почему в последнее время так часто говорят о деградации пастбищ? Где-то полезные травы совсем пропали?
— Нет, не пропали. К полной деградации мы еще не пришли, но состояние пастбищ ежегодно ухудшается из-за того, что скотоводы стали обращать меньше внимания на регулируемый, правильный выпас животных, учитывать пастбищеоборот.
Заведующая отделом пастбищ и кормов Кыргызского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ Наталья Килязова
© Sputnik / Елена Яковлева
— Как понять, что пастбище в плохом состоянии?
— В задачи нашего института входит разработка методов улучшения пастбищ, а оценкой их состояния занимается "Кыргызгипрозем". Фермеры, как главные пастбищепользователи, тоже проводят оценку — методом перекрестных линий, другими способами. Используются разные индикаторы. Основной — это определение ботанического состава: так мы узнаем, есть ли на пастбище питательные травы для скота, или там сплошные сорняки, или вообще остались только земля и камни.
— Какие основные проблемы пастбищ можно выделить?
— Допустим, выясняется, что питательные травы там есть, но они в полузамороженном состоянии, плохо растут. Мы можем их удобрить либо провести полив. Однако есть, к сожалению, пастбища, где растут так называемые плохо поедаемые или непоедаемые виды трав. Там необходимо менять состав, подсевать нужные культуры.
— Какие растения считаются лучшими для пастбищ?
— Ключевое растение на наших пастбищах — типчак, здесь его называют "бетеге". Для животных оно самое вкусное и питательное. Вообще, растения делятся на злаковые, бобовые и разнотравье. Самые питательные на пастбищах — злаковые травы. Типчак — культура номер один, это словно шоколад для животных, его и следует подсевать. Применяются покупные или собранные с наших же пастбищ семена.
— Засеять пастбище — это не газон посадить...
— Конечно, но это и не так сложно, как кажется. Землю надо проборонить: если мы просто бросим семена, они не прорастут. А после посева необходимо провести заделку семян. Бывают такие склоны, на которые никакую технику не поднять. Тогда мы советуем делать так, как делали предки: прогнать вперед овец. Копыта оставят в земле маленькие ямки — и можно проводить подсев. А затем прогнать отару в обратную сторону, чтобы овцы "втоптали" семена в землю. Дешево и эффективно.
— Потом, видимо, нужен дождь? Насколько благоприятными можно назвать наши погодные условия?
— Вопрос изменения климата — очень важный. Специалисты отмечают, что каждые 10 лет температура воздуха повышается на один градус, сценарии звучат разные. Потепление продолжится, а это сдвинет вегетационный период. Возможно, пастбища придется использовать в более ранний период года — значит, нужно продумать новую систему использования. Сегодня во многих местах проводится бессистемный выпас скота: пасу, когда хочу и где хочу. А должен быть пастбищеоборот — ротация участков. Важно соблюдать и график выпаса: нельзя выпасать скот на пастбищах ранней весной, когда растений еще мало и они только всходят. В это время прорастает много ядовитых трав, которые красиво цветут и привлекают животных. Кроме того, весной почва очень влажная, животные просто вытаптывают питательные травы, что приводит к их уничтожению. Или, к примеру, молодая злаковая трава только начинает всходить, а скот ее выедает. Следует кормить животных дома, дав пастбищу возможность немного прорасти.
— А какая-то разъяснительная работа среди скотоводов проводится?
— Ее всегда проводили, но фермеры не всегда следуют советам. Мы тоже стараемся доносить информацию, у нас есть фильм "Основные пастбищные растения Кыргызстана", который показывают животноводам.
— Какова роль пастбищных комитетов?
— Насколько я знаю, сейчас в этой системе проводится реструктуризация. Но роль комитетов заключается как раз в том, чтобы оценивать состояние пастбищ, составлять план их использования, график выпаса и собирать плату. От продуктивности пастбищ зависит продуктивность животных, а от нее — продовольственная безопасность страны и благосостояние граждан. Хотя в Кыргызстане много пастбищных трав, семена нужно собирать. Мы определили места самых богатых запасов, но пастбищепользователи не всегда могут туда добраться, собрать семена, очистить их. Это трудно и затратно. Есть проекты, в рамках которых фермеров обучили делать эту работу, хотя вообще-то семена лучше выращивать. Однако в республике не осталось семеноводческих хозяйств.
— Значит, все семена импортные?
— В прошлом году мы завезли семена трав из Ставропольского НИИ сельского хозяйства. Этим растениям подходят наши почвенно-климатические условия, они будут хорошо расти. Сначала мы испытали травы на опытных делянках и получили хорошие результаты. После закупили большое количество семян и определили площади в Иссык-Кульской и Чуйской областях, где будет заложено 300 гектаров семенных посевов. В осенний посев уже заложено 120 гектаров, то есть будет возможность получать семена трав российской селекции.
— А как же местные сорта растений?
— Я сама селекционер и могу сказать, что наш кострец безостый сорта "жалын" не только не уступает сортам российской и казахской селекции, но даже превосходит их по качеству. Мы выводили его семена даже в Ат-Башинском районе, где очень суровые условия. Хорошо бы фермерам самостоятельно получать этот посевной материал и улучшать пастбища с его помощью. Одна из важнейших бобовых кормовых трав у нас — это, конечно, люцерна. Ее выращивают в долинах и предгорьях на высоте до 1700 метров, а дальше растет эспарцет, культура номер два. Он выдерживает морозы до –40 градусов и более засухоустойчивый. А вот злаковые травы главным образом пастбищные, они растут на высоте до 2700 метров, то есть адаптированы к высокогорным условиям.
— Изменение климата все-таки влияет на пастбища?
— Влияет и несет риски: волны жары, весенние заморозки, паводки, селевые явления и другое. В прошлом году мы как раз наблюдали волны жары. Травы прошли фазу вегетации, началось их колошение, цветение, и наступила сильная жара. Завязавшихся семян было много, но они оказались пустыми, и мы недополучили урожай. Маловодье — тоже климатический фактор. Не напоишь растения — урожая не будет. Мы понимаем, что вегетационный период сдвигается, весна становится более ранней, поэтому изменится время всех фаз развития. Теперь думаем над выведением раннеспелых сортов. Чем раньше сорт начнет вегетацию, тем быстрее даст семена, до волн жары.
— Это, вероятно, многое изменит для животноводов?
— Придется больше заниматься заготовкой кормов, важнее становится полевое кормопроизводство. Чем позже животные выйдут на пастбища, тем лучше для пастбищ; и чем раньше они уйдут с оттуда, тем лучше. Климат и без того меняется, нельзя допустить, чтобы скот "выбивал" землю и выедал все растения, иначе произойдет тотальная деградация пастбищ. Возделывание кормовых трав — это не только получение корма для животных, но и отличный способ улучшить плодородие почвы. Кормовые травы оставляют после себя много питательных веществ. Выращивание кормов, особенно травосмесей, улучшает состояние почвы, урожайность и почвенное плодородие повышаются на 20-30 процентов.
— От чего еще страдают наши пастбища?
— Иногда на них нападает саранча, но в основном там обитают полезные насекомые. А вот ветеринары должны работать лучше, чтобы на пастбище не оказались больные животные. Трава не пострадает, но другой скот — точно.