Чем отличается суд ЕАЭС от национальных судов? Как он помогает сохранять интеграцию? Должен ли судья, представленный конкретной страной, отстаивать именно ее интересы? Об этом в интервью радио Sputnik Кыргызстан рассказала судья ЕАЭС Айжамал Ажибраимова.
— В суде ЕАЭС поменялся состав. Сложно ли стать судьей международного суда?
— В этом году Евразийскому экономическому союзу исполняется 10 лет, суд ЕАЭС отработал 9-летний срок. С 1 января текущего года избран новый состав судей, обновление произошло на 90 процентов. Судьи первого состава работали, как первопроходцы: первые решения, первая практика. В Кыргызстан мы приехали с несколькими целями, в их числе не только образовательная миссия, но и стремление заявить о себе, более подробно рассказать, что делает суд. И самое главное — у нас сейчас объявлен конкурс на вакантные должности, нам нужны профессиональные кадры со всех республик. На встречах с молодыми людьми мы говорили, что они могут претендовать на эти вакансии.
— Что молодежь для этого должна уметь? Насколько реальна перспектива стать, конечно не сразу, судьей, или, например, сотрудником международного суда?
— Наша молодежь, обучающаяся на юридических направлениях, почему-то себя ограничивает. Студентам кажется, что они могут начинать карьеру только на местах, они стараются устроиться в местные суды разных инстанций кем угодно. Но если мыслить широко, то можно начать путь и в международной организации. Для этого нужны, конечно, соответствующие знания, компетенция, конкурентоспособность. Об этом мы и приехали сказать молодежи.
Суд Евразийского экономического союза в Минске
© Фото / пресс-служба Суда ЕАЭС
— Расскажите подробнее, какой профессиональный багаж нужен, чтобы стать судьей такой организации? Два судьи представлены от Кыргызстана в этом составе: Марат Кайыпов — бывший министр юстиции, и вы — экс-судья Верховного суда КР. Чем работа в суде ЕАЭС отличается от работы в обычной судебной системе?
— Это международный суд. Национальные суды — первой, второй, третьей инстанций — рассматривают гражданские, уголовные, административные, экономические дела внутри государств между их гражданами. А суд ЕАЭС — это орган союза пяти государств: Кыргызстана, России, Беларуси, Армении и Казахстана, находящихся в интеграционном объединении. Есть два органа союза — Евразийская экономическая комиссия, штаб-квартира которой расположена в Москве, и суд, который находится в Минске. Соответственно здесь рассматриваются споры, касающиеся международного договора между этими республиками.
— Как строится ваша работа?
— У нас две функции. Первая — рассматривать споры между индивидуальными предпринимателями, хозяйствующими субъектами, которые обращаются в Евразийскую экономическую комиссию по вопросам, как они считают, нарушений этого договора. После того как комиссия принимает по их заявлению решение, несогласные с ним обжалуют действия либо бездействия ЕЭК в нашем суде. Тогда мы разбираемся, правильно ли комиссия вынесла решение. Хозсубъекты всех пяти республик часто обжалуют, например, действия таможенных органов по таможенным платежам. Если имела место неправильная квалификация, участники экономической деятельности сначала идут в ЕЭК, а если стороны не согласятся с решением, тогда к нам. Мы все проверяем на предмет соответствия договору о ЕАЭС.
Вторая функция — это функция разъяснения норм права, которые содержатся в договоре. Некоторые государства, бывает, по-разному понимают одну и ту же норму. Они обращаются в суд и говорят: разъясните, как правильно эту норму трактовать, или правильно ли применяет ту или иную норму страна — участник союза.
— То есть к системам суда республик вы не имеете отношения?
Судья ЕАЭС Айжамал Ажибраимова во время принесения присяги
© Фото / пресс-служба Суда ЕАЭС
— Мы не суд четвертой инстанции, мы не пересматриваем решения национальных судов, но хозсубъекты могут представить наши судебные акты в национальные органы и потребовать пересмотра дела. Поэтому суд ЕАЭС называют наднациональным. Наши решения, вернее, консультативные заключения и разъяснения законодательства, обязательны для принятия во внимание национальными судами.
— У вас в работе возникают споры и конфликты исключительно экономического характера?
— Да, конечно. Союз ведь экономический. Есть единый Таможенный кодекс ЕАЭС, нормы которого одинаково действуют на просторах всего интеграционного общества. Да, наши консультативные заключения имеют рекомендательный характер, но 9-летняя практика суда отработана так, что в республиках на их основании вносят изменения во внутреннее законодательство, чтобы процессы шли слаженно. Тогда предпринимателям пяти стран будет понятнее и легче работать.
— На каждой встрече глав государств принимаются решения о введении каких-то новшеств в функционирование союза. Как это влияет на вашу работу?
— Важно сказать, что сейчас идет работа по внесению изменений в сам договор о Евразийском экономическом союзе. Поправки готовят к 2025 году, поэтому, вполне возможно, их внесут и в статус, и в регламент суда. Это мы узнаем позже, над этим работает Евразийская экономическая комиссия. Как только главы государств подпишут решение о внесении каких-то изменений в договор, это станет для нас обновленной "конституцией".
— Приведите случай из практики, чтобы нам легче было понять ваши задачи.
— Для примера возьмем Кыргызстан. За все эти годы республика три раза обращалась к нам сама и один раз по ситуации со страной Евразийская экономическая комиссия обратилась с запросом на консультативное заключение о понимании норм договора. Вы, наверное, помните ситуацию, когда Казахстан закрыл границу и не пропускал грузы. Министерство транспорта Кыргызстана обратилось к нам. Спор касался таможенных пошлин, соседи требовали применения повышенной таможенной ставки. И суд Евразийского экономического союза дал консультативное заключение, что действия казахской стороны противоречат договору. Поскольку все страны входят в Евразийский экономический союз, пошлины должны быть абсолютно одинаковые в отношении товаров любой стороны. На уровне государств жалобы и запросы к нам поступают нечасто, но из тех, что были у Кыргызстана, страна получила положительный ответ.
Зал суда Евразийского экономического союза
© Фото / пресс-служба Суда ЕАЭС
— От кого приходит больше всего обращений?
— У России самое большое количество хозсубъектов. Но одним из крупнейших был спор на государственном уровне по разъяснению норм права Евразийского экономического союза между Беларусью и Россией. Такие вопросы сложны. Надо понимать, что консультативное заключение должно сработать на интеграцию, а не на разобщение нашего объединения. В принципе, суд успешно справился с этим довольно деликатным делом. Мы понимаем, что научная общественность пристально следит за нашими решениями и они обсуждаются в научных статьях, журналах, на конференциях во всем мире.
— Стало известно, что ряд бизнес-организаций Кыргызстана получают возможность стать стороной обращения. Ранее такого не было. Почему?
— Действительно, такой возможности не было. Не так давно прошла большая конференция, где местные предприниматели спросили, как они сами могли бы защитить свои права? Мы разъяснили, что это очень сложно, делать это можно только через государственные органы.
— Через Центр судебного представительства, верно?
— Да, только через такие центры. И мы тогда объяснили, как быть. В Казахстане тоже определен перечень лишь государственных органов, уполномоченных обращаться в суд ЕАЭС. Но там есть общественное объединение "Ата-Мекен", которое тоже смогло добиться разрешения обращаться от имени государства для защиты интересов предпринимателей. Мы сказали тогда: почему вы, такое мобильное сообщество бизнесменов, не лоббируете принятие этого закона? Вот пролоббируйте и тоже обращайтесь, тоже защищайтесь, тогда это будет быстрее и эффективнее. И в декабре прошлого года появилось распоряжение премьер-министра КР, в которое, кроме уполномоченных госорганов, добавили сразу три ассоциации — Торгово-промышленную палату, JIA и Международный деловой совет. Единственное, Центр судебного представительства при Министерстве юстиции должен координировать эту работу, действия этих организаций. Государство должно знать, с какими вопросами они обращаются в интеграционный суд.
— Как это будет работать?
— Предприниматель или компания, которые считают, что они пострадали в результате нарушения госорганами стран договора ЕАЭС, могут прийти в эти ассоциации, те должны подготовить соответствующее заявление, сформированное их юристами. Далее обращение поступит в Центр судебного представительства и по дипканалам в суд. Я полагаю, что путь будет таким.
— При решении споров весь состав судей вовлекается в рассмотрение?
— Это зависит от того, кто и с каким вопросом обращается. Например, когда государство обращается, мы рассматриваем большой коллегией, все 10 судей. Если возник спор между хозяйствующими субъектами, то работают коллегии по 5 человек. Причем регламент распределил эти коллегии таким образом, чтобы представители республик, а их по два от каждой страны, не входили в одну коллегию. То есть я в одной коллегии, второй судья от КР — в другой.
— Для чего это делается?
— Хозсубъект не согласен с решением Евразийской экономической комиссии, обжалует его в суде ЕАЭС, вопрос рассматривает первая пятерка. Вторая является апелляционной инстанцией. И в каждой из них есть представитель его страны. Если же обращение поступило от государства, то работают сразу все 10 человек, которые выносят одно заключение, и оно окончательное. Институт особых мнений в нашем суде тоже существует. Решения принимаются простым большинством голосов. Нужно, чтобы шесть человек проголосовали за, остальные могут написать особое мнение. Понятно, что если решение выносится единогласно, то к нему больше доверия. Чем больше особых мнений, тем больше будет падать доверие к суду. Если столько судей высокой квалификации не могут прийти к единому мнению, значит, решение вызывает сомнения.
— И последний вопрос. Если вы представляете Кыргызстан, значит ли это, что будете защищать в первую очередь интересы этой страны?
— Суд создан, чтобы вести единую практику на едином экономическом пространстве, договор о ЕАЭС — основной закон. Все судьи при вступлении в должность приносят присягу работать на укрепление интеграции, а не на то, чтобы продвигать чьи-то интересы. Мы должны понимать, что любое принимаемое нами решение влияет одинаково на все пять республик, соответственно оно должно быть настолько сбалансированным, чтобы не ущемлять интересы ни одной из пяти республик.