Глобальные единомышленники
Государственный визит президента России Владимира Путина в Китай прошел в сложный период комплексных преобразований как в самой России, так и во всем мире. Говоря объективно, к этим фундаментальным трансформациям президент России имеет самое непосредственное отношение, поскольку именно с его личностью связано постепенное восстановление самой России и ее международно-политического влияния, а также усилия в построении многополярного мирового порядка как важной части российской глобальной политики.
Китай всегда имел схожие интересы с Россией в ее стремлении сделать этот мир свободным от гегемонии одной державы (или одной группы стран) и более справедливым, предполагающим многосторонние формы принятия решений. Еще в 1997 году Россия и КНР подписали декларацию о многополярности и формировании нового международного порядка, однако именно после избрания председателем КНР Си Цзиньпина в 2013-м не только обоюдное движение к многополярности приобрело конкретное содержание, но и двусторонние встречи лидеров все больше походили на встречи двух близких товарищей, объединенных общими интересами.
Россия и Китай в этом году торжественно отмечают 75-летие установления дипломатических отношений, которые в действительности могут быть примером настоящей многолетней крепкой дружбы, выдержавшей многие испытания. Международное сообщество, привыкшее к бесчувственным протокольным улыбкам и вялым пожатиям рук, во время визита президента Путина в очередной раз увидело, как на самом деле выглядят дружба и взаимное уважение на высшем уровне. Лидеры России и Китая в период проведения официальных и личных встреч вели себя естественно и непринужденно и будто вовсе не нуждались в переводчиках. Дружеские же объятия Путина и Си Цзиньпина и вовсе вызвали шок на Западе, где подобное проявление теплых отношений назвали "стратегическим кошмаром" для США, которые опасаются партнерства двух евразийских держав еще со времен администрации президента Никсона.
В такие моменты вспоминаешь бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, автора политики сближения США и КНР — так называемой "китайской карты" в треугольнике отношений СССР — КНР — США. Будучи выдающимся дипломатом и стратегом, он тем не менее и был одним из авторов этих страхов о союзе СССР и Китая, которые до сих пор не дают покоя американцам. Однако его оценка развития нынешних отношений между Россией и КНР была бы сейчас очень кстати американским политикам и дипломатам, которые в интеллектуальном плане сильно проигрывают своим предшественникам.
Эсен Усубалиев: Россия и Китай в этом году торжественно отмечают 75-летие установления дипломатических отношений, которые в действительности могут быть примером настоящей, многолетней крепкой дружбы, выдержавшей многие испытания.
© Sputnik / Сергей Бобылев
/ Спина к спине
Природа российско-китайских отношений, теперь уже углубленного "всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия", не дает покоя многим западным политикам, которые повторяют как мантру тезис, что Россия зависит от поддержки Китая. Не оспаривая важность торгово-экономического, энергетического и военного сотрудничества России и КНР, особенно в период военного конфликта на Украине и западных санкций, следует отметить, что Китай заинтересован в усилении двустороннего взаимодействия в не меньшей степени, чем сама Россия. Ведь США и коллективный Запад никогда не скрывали того факта, что российско-китайское взаимодействие, к тому же нацеленное на глобальные преобразования, — это серьезная угроза их международным интересам, которую необходимо нейтрализовать любыми способами.
Рост международной напряженности по всему периметру Евразии дает понимание того, что ни Россия, ни Китай не будут пассивно взирать на формирование региональных и глобальных угроз безопасности — Европа, Южный Кавказ, Ближний Восток, Центральная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион вырисовывают контур общих целей в обеспечении надежных гарантий безопасности обширного евразийского пространства. Именно поэтому визит Путина в Китай следует рассматривать с учетом аналогичного визита председателя КНР в марте 2023 года, также сразу после вступления его в должность на новый срок.
Китай, как и Россия, обеспокоен общими угрозами, к которым он предпочитает готовиться заранее. Еще в прошлом году российско-китайское взаимодействие рассматривалось как часть совместных усилий по обеспечению глобального стратегического равновесия и стабильности. Представляется, что в Китае прекрасно осознают и первопричины конфликта на Украине, и что России сейчас противостоит весь блок НАТО. В этой связи, хотя позиция КНР по Украине всегда сдержанна и основана на необходимости мирного урегулирования украинского кризиса, она также включает понимание "уважения рациональной озабоченности о безопасности формирования новой сбалансированной, эффективной и устойчивой архитектуры безопасности". Тем самым в Китае понимают, что учет интересов России по Украине — это единственно возможный путь для заключения долгосрочного мира, а раз ни Запад, ни Киев этого не хотят, всегда есть другие способы гарантировать будущий мир и стабильность. В частности, Россия и Китай еще в прошлом году начали обсуждать перспективы формирования новой системы безопасности.
Большое евразийское партнерство по безопасности
Так, согласно словам главы МИД РФ Сергея Лаврова на XXXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), во время визита Путина в Китай стороны обсуждали инициативу председателя КНР Си Цзиньпина по глобальной безопасности. Подробной информации относительно этой инициативы еще нет, но, цитируя слова Сергея Лаврова, что "большое евразийское партнерство может стать материальной основой концепции евразийской безопасности, не думать о которой мы не имеем права", можно предположить, что стороны уже ведут предметные дискуссии о формировании евразийской системы безопасности.
И Россия, и Китай рассматривают вопросы глобальной безопасности в качестве важного условия формирования многополярного мироустройства. Как показывает кризис на Украине, военные действия Израиля в Палестине, общая напряженность на Ближнем и Среднем Востоке, выработка новых подходов к обеспечению глобальной безопасности являются крайней необходимостью. Но по мере того как глобальная инициатива в области безопасности будет предметом всестороннего обсуждения на международном уровне еще длительное время, более практические вопросы лежат в плоскости формирования новой евразийской системы безопасности без, как отмечает Лавров, "евроатлантического налета".
В частности, в совместном заявлении России и Китая об углублении отношений всеобъемлющего партнерства отмечается, что стороны акцентируют потенциал для развития многопланового сотрудничества между ОДКБ и КНР в целях поддержания мира и безопасности в Евразии, совместного противодействия внешним вызовам, а также будут сообща развивать сотрудничество со странами Центральной Азии, наращивать взаимодействие в ШОС, на площадке Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в ООН и других международных организациях и многосторонних механизмах. В действительности на пространстве Евразии де-факто уже существуют механизмы обеспечения безопасности, которые могут иметь континентальное значение и создавать основу для взаимодействия с европейскими и азиатскими странами. Именно Евразия может дать новые подходы к обеспечению региональной и международной стабильности, а также наполнить китайскую инициативу по глобальной безопасности конкретным содержанием.
Эсен Усубалиев: Президент РФ отметил, что обе страны солидарно работают над "формированием более справедливого и демократического многополярного мироустройства", которое опирается на главенствующую роль ООН, ее Совета безопасности, международное право, культурно-цивилизационное многообразие, выверенный баланс интересов всех участников мирового сообщества
© Sputnik / Сергей Гунеев
/ Во имя нового безопасного мира
В выступлении для прессы президент России отметил, что обе страны солидарно работают над "формированием более справедливого и демократического многополярного мироустройства", которое опирается на главенствующую роль ООН, ее Совета Безопасности, международное право, культурно-цивилизационное многообразие, выверенный баланс интересов всех участников мирового сообщества. Практически аналогичное мнение высказал и председатель КНР, заявив, что страны отстаивают "ооноцентричную международную систему и основанный на международном праве миропорядок" и тесно координируют позиции на таких многосторонних площадках, как ООН, АТЭС и "Большая двадцатка", а также поддерживают друг друга в рамках БРИКС и ШОС. Важно отметить, что выступления лидеров двух стран вообще не содержали "воинственной риторики" и разного рода косвенных или прямых угроз очевидным оппонентам на Западе. Разительное отличие подходов к вопросам мировой дипломатии.
Формирование многополярного мира неизбежно, это с каждым годом все отчетливее осознает коллективный Запад, но смириться с этим не хочет, создавая все новые и новые точки напряженности по всему миру. Ни Россия, ни Китай не хотят войны, это доказано историей и практикой современных международных отношений. Именно поэтому в своем выступлении Путин отметил, что принципы формирования нового мирового порядка должны быть бесконфликтными, но насколько они будут мирными, зависит от тех, "кто старается сохранить монополию на принятие решений по всем вопросам". Россия всегда допускает возможность компромисса в любой, даже самой сложной ситуации. Запад же понимает язык компромисса только в период неудач или неминуемых поражений. Только эти обстоятельства могут заставить его пойти на переговоры. Однако, пожалуй, самым главным результатом государственного визита президента России в Китай является то, что не только новые трудности Россия и Китай будут преодолевать плечом к плечу, но и неизбежную радость победы будут отмечать также вместе. Не исключено, что и со всеми странами Евразии.