79-летие Победы в ВОВ — вклад кыргызстанцев

Как в нашей стране готовили воздушных асов — авиационная история Кыргызстана

Советская Киргизия внесла весомый вклад в Великую Победу: из нашей страны на фронт ушел практически каждый третий житель, а авиационные школы, базировавшиеся во Фрунзе, подготовили немало Героев Советского Союза.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
О том, как во Фрунзе появились военные авиационные школы, а также о том, чем отличились на войне летчики, окончившие ее, в эфире радио Sputnik Кыргызстан говорим с кандидатом исторических наук, советником ректора КРСУ по вопросам историко-культурного наследия Леонидом Сумароковым.
— Как на территории Кыргызстана зарождалась военная авиация?
— Процесс становления авиационной школы на территории нынешнего Кыргызстана начался еще до начала ВОВ: вся большая страна жила предчувствием, что война вот-вот начнется, и советское государство нацелилось на подготовку воздушных асов.
Система подготовки летчиков основывалась на аэроклубах Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Во Фрунзе аэроклуб был создан в 1934 году, он получил имя Михаила Фрунзе. Именно создание этого аэроклуба стало точкой отсчета авиационной истории Кыргызстана.
В 1941 году было принято решение о формировании 24-й военно-авиационной школы пилотов на базе Фрунзенского аэроклуба. Всю авиационную технику передали вновь созданному учебному заведению — это 17 самолетов, большую часть которых составляли У-2 и один УТ-2. Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и уточнить, что самолеты У-2 активно использовались во время ВОВ и очень хорошо себя показали. Кстати, немцы даже хотели сконструировать подобие У-2, но у них не вышло.
Часть летчиков-инструкторов, которые работали во Фрунзенском аэроклубе, в августе 1941 года была призвана на военную службу в 24-ю военно-авиационную школу пилотов. Среди них были и военные летчики, и гражданские.
Советник ректора КРСУ по вопросам историко-культурного наследия Леонид Сумароков
Школа начала активно работать. Изначально для тренировки пилотов использовался Фрунзенский аэропорт близ села Попеновка. Именно там готовили первых летчиков на У-2. Однако после начала Великой Отечественной войны военно-авиационной школе выделили еще одну тренировочную базу — часть полей совхоза "Фрунзе" . В то время в составе 24-й школы пилотов было две эскадрильи, они начали набирать курсантов для подготовки.
В ноябре 1941-го во Фрунзе прибыл замкомандующего военно-воздушными силами Среднеазиатского военного округа Герой Советского Союза Каманин. Он сообщил, что на базе 24-й военно-авиационной школы пилотов будет создано три полка ночных бомбардировщиков на базе самолета У-2. Их удалось сформировать уже к декабрю: 660-й легкий ночной авиационный полк, 664-й и 665-й. У каждого из них была своя судьба: 665-й полк воевал в Сталинграде, 664-й — на Калининском фронте, а 660-й — на Волховском. Летчики 660-го ночного авиаполка совершили огромное количество героических подвигов, там есть удивительные истории! Почему-то о том, кто именно воевал в этом полку и истории этих людей держались в тайне. Сейчас мы работаем над тем, чтобы ее раскрыть.
— Насколько я понимаю, 24-я школа пилотов была не единственным образовательным учреждением для пилотов в советской Киргизии.
— В ноябре 1941 года во Фрунзе перебазировалась Одесская школа пилотов: изначально она дислоцировалась в Одессе и прикрывала небо этого города, затем школу было решено переместить в Сталинград, и уже потом во Фрунзе. Это та самая Одесская школа пилотов, на базе которой позже появилось Фрунзенское военно-авиационное училище летчиков, в котором учился космонавт Адриан Николаев.
Важно понимать: 24-я и Одесская школы пилотов — это две разные структуры, и у каждой из них свой героический путь. Но Фрунзенский аэроклуб обскакал Одесскую школу по числу Героев Советского Союза: в нем подготовку проходили 7 будущих героев, один — дважды Герой Советского Союза.
Что будет, если в КР отменить вскрытия, — интервью с патологоанатомом
— Вы сказали, что 660-й авиационный полк, сформированный здесь, в городе Фрунзе, оставил большой след в истории Великой Отечественной войны. Не могли бы рассказать о нем подробнее?
— В январе 1942 года полк прибыл на Волховский фронт и поступил в распоряжение командующего 59-й армией. Далее, насколько нам стало известно, вся работа 660-го полка была связана со Второй ударной армией, которой командовал генерал Андрей Власов. Сразу хочу сказать: то, что сам Власов и некоторые приближенные к нему перешли на сторону фашистов, не говорит о том, что сдались все: армия сражалась мужественно.
История была такая: с февраля по апрель Волховский и Ленинградский фронты проводили Любанскую операцию, ее целью было снятие блокады Ленинграда в 1942 году. Вторая ударная армия пошла в наступление, но оказалась в окружении.
Во время наступления второй и действий 59-й армий 660-й авиационный полк осуществлял поддержку с воздуха: бомбил противника и сбрасывал листовки.
Но самая героическая страница жизни этого полка открылась, когда Вторая армия попала в окружение: ночные бомбардировщики доставляли солдатам продовольствие и боеприпасы. Самолеты садились в тылу, иногда просто сбрасывали груз с воздуха.
В июне 1942 года были приняты меры по выводу советских войск из окружения: в районе населенного пункта Мясной Бор была создана "горловина", через которую выходили солдаты и командиры. Немцы обстреливали их со всех сторон, а наша авиация бомбила позиции фашистов, чтобы прикрыть вывод товарищей.
26 июня, когда через этот коридор должна была выйти последняя группа оставшихся в живых советских солдат, экипаж самолета У-2, которым управлял Геннадий Силаев, бывший командир авиазвена 24-й военно-авиационной школы пилотов во Фрунзе, вместе с Григорием Лазаревым вышли в рейс для прикрытия вывода войск и не вернулись из того полета. Долгие годы экипаж числился пропавшим без вести.
В 2008 году поисковый отряд "Красная Звезда" из города Малая Вишера нашел человеческие останки и оплавленный орден Красного Знамени. По номеру награды удалось вычислить, что она принадлежала тому самому Геннадию Силаеву. Бойца захоронили под Ленинградом. Останков Лазарева обнаружить, к сожалению, не удалось.
Эта история подтолкнула нас более подробно изучить историю 660-го авиационного полка. Ведь, кроме Силаева, который жил во Фрунзе, было много и других наших земляков, которые участвовали в боевых действиях, к примеру, Иван Петрович Карпович. "Газета 59-й армии" описывала историю Карповича: его экипаж и еще несколько разгромили целый вражеский эшелон. Таких историй очень много. Я не понимаю, почему об этом никто не рассказывает.
— Фрунзе, казалось бы, не самое очевидное место для дислокации школы пилотов: гористая местность, высокогорье, самолеты сажать не очень удобно…
— Наоборот, наша республика оказалась очень удобной для подготовки летчиков. Во-первых, у нас много солнечных дней, а начинающим летчикам сложно сажать самолеты в условиях плохой погоды. И потом, кто сказал, что горы — это плохо? Летчики, работающие на равнине и умеющие работать в условиях гор, — это совершенно разного уровня специалисты!
Вообще, по всей Средней Азии тогда открывали авиационные школы: в регионе их было около 16. Только представьте, какая страшная была война, как резко мобилизовались люди, что сумели в самые сжатые сроки подготовить так много высококлассных летчиков…
— А в чем было преимущество самолета У-2, на котором воевали наши летчики?
— Он очень легкий. Принцип работы на нем был таким: самолет летит, а на подлете к месту, куда необходимо сбросить бомбу, летчики отключали двигатель. Техника становилась совершенно бесшумной: не зря женский полк, летавший на У-2, называли "ночными ведьмами". У фашистов было ощущение, что где-то в небе мелькнула тень, а затем следовал взрыв.
— Вы сказали, что имена летчиков, начинавших свой путь во Фрунзе, сложно найти. Удалось ли в рамках ваших исследований узнать еще какие-то интересные истории?
— Был такой летчик Талгат Бегельдинов, спустя много лет он описывал свой путь к Победе. Он был парнем невысокого роста. Отучившись в летной школе, совершал контрольный полет. По его окончании инструктор подошел к начальнику учебно-летного отдела Цуранову и доложил: из Бегельдинова летчика не выйдет. Цуранов куда-то отлучился на полчаса, потом вернулся и скомандовал Бегельдинову вновь сесть за штурвал. Они совершили полет, приземлились… Выйдя из самолета, Цуранов вызвал инструктора Карповича, о котором мы с вами ранее говорили, и скомандовал ему взять шефство над Бегельдиновым. Далее его передали еще одному инструктору. И вот в конце, когда Бегельдинов совершил окончательный контрольный полет, Цуранов подошел к нему, похлопал по плечу и сказал: "Молодец, малыш, будешь летать". От человека не отмахнулись, ему помогли. А ведь Бегельдинов позже стал дважды Героем Советского Союза и принимал участие в Параде Победы 24 июня 1945 года.
О таких страницах истории, безусловно, нужно больше рассказывать. К сожалению, все уходит, прошлое размывается… А ведь в нашей стране было так много замечательных имен, о которых не говорят, но которые нужно помнить не только в годовщину начала ВОВ.
Ситуация ненормальная — интервью с экспертом о рынке недвижимости в Бишкеке