Опасные встречи
От прошедшего в Вашингтоне юбилейного саммита Организации Североатлантического договора (НАТО) можно было ожидать всего чего угодно, но только не предложения о мире. И в этом плане он оправдал "все самые смелые ожидания" — коллективный Запад самоубийственно стремится к военному конфликту с Россией с перспективой дальнейшего обострения отношений с Китаем, КНДР и Ираном, которых он продолжает обвинять в прямой или косвенной "поддержке российской агрессии против Украины". Отмечая при этом в итоговой декларации поддержку Украины "на ее необратимом пути к полной евроатлантической интеграции", Запад еще раз подчеркивает свою решимость и дальше жертвовать населением, территорией и ресурсами Украины во имя расширения границ альянса в глубь евразийского континента.
Ни США, ни Европа пока не до конца осознают, что дальнейшее расширение НАТО на восток — это не только окончательная потеря украинской государственности, но и серьезные испытания для самого альянса, которые он, возможно, уже не переживет. Тем не менее это не останавливает НАТО смотреть на другую оконечность евразийского континента — Дальний Восток России, Китай, КНДР. В заключительном документе саммита говорилось о намерении провести встречу альянса с руководством Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Кореи для обсуждения "общих вызовов безопасности и сфер сотрудничества".
Индо-Тихоокеанский регион, как отмечается, крайне важен для НАТО и оказывает прямое воздействие на евроатлантическую безопасность. И все потому, что стратегическое партнерство России с КНР и их "совместные и усиливающиеся попытки подорвать и перекроить основанный на правилах международный порядок вызывают глубокую озабоченность" у стран НАТО и ближайших союзников в Азии. Так, в кулуарах вашингтонского саммита руководители Японии и Южной Кореи выразили намерение углублять взаимодействие с НАТО на фоне усиливающегося стратегического партнерства России и КНР, а также России и КНДР. При этом они заявили о неразделимости безопасности Евро-Атлантического и Индо-Тихоокеанского регионов.
НАТО ищет слабое звено
И все же главное беспокойство для НАТО и Запада, что и было отражено в декларации, — это угроза, исходящая от России, которая не только "восстанавливает и расширяет свой военный потенциал", но и "стремится кардинально изменить конфигурацию архитектуры евроатлантической безопасности". Хотя в документе говорится, что НАТО вступать в конфронтацию с Россией не намерено и готово поддерживать каналы связи во избежание дальнейшей эскалации. Альянсу, естественно, никто верить не собирается. Особенно после объявленного намерения США разместить на территории Германии ракеты средней и меньшей дальности, а также другие "экспериментальные гиперзвуковые вооружения".
Ранее в этом году США уже говорили о планах развертывания ракетных систем среднего радиуса в Азиатско-Тихоокеанском регионе для сдерживания КНР. С сожалением приходится констатировать, что Европа и Азия полным ходом идут к гонке ракетных вооружений, последствия которой прогнозировать трудно. Непонятно другое — неужели США и их союзники полагают, что НАТО способно одновременно сдерживать и Россию, и Китай? Возможно, что такое поведение Вашингтона — это явная провокация, поскольку даже в самый разгар холодной войны американское руководство более трезво оценивало свои возможности и не допускало борьбы на два фронта. Становится очевидным, что НАТО усиленно ищет слабые места в общем евразийском пространстве безопасности.
Кавказский разрыв
Потеря возможности обеспечивать глобальное доминирование для США страшный сон. Но еще более страшным является восстановление прежнего периметра безопасности на евразийском пространстве, который ранее находился либо в границах СССР, либо входил в сферу его влияния. Сейчас Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) выполняет одну из важных функций сохранения этого периметра безопасности, который проходит в том числе и на Южном Кавказе, где Армения является членом этой организации. В стратегическом плане для США крайне важно "выдавить" Армению из ОДКБ, играя на чувствах населения после завершения "карабахского конфликта" и решения других территориальных проблем с Азербайджаном. В этой связи резкие высказывания армянского руководства относительно "бесполезности ОДКБ" для Армении и о возможном выходе из организации либо бесперспективности ЕАЭС и поиске других альтернатив — это явный показатель плотной и весьма плодотворной работы американской дипломатии с руководством этой страны.
Страны региона понимают особое внимание США и НАТО к региону. В связи с этим присутствие глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана на саммите в Вашингтоне особого удивления не вызывает. В этом плане симптоматичны попытки госсекретаря США Энтони Блинкена примерить на себя роль главного миротворца на Южном Кавказе. На саммите НАТО он заявил, что Армения и Азербайджан близки к заключению мирных договоренностей и США их активно бы поддержали. Достижение долгосрочного и прочного мира на Южном Кавказе — это серьезное дипломатическое достижение, которое хотела бы записать в свой актив любая страна, в той или иной степени вовлеченная в дела там. Однако представляется, что успеха в посредничестве на переговорах между Арменией и Азербайджаном может добиться только та страна, которая искренне стремится и заинтересована в стабильности и безопасности этого региона. А США к таким странам причислить сложно.
Россия имеет особое историческое положение на Южном Кавказе, и вероятный окончательный выход Армении из ОДКБ никак не снизит стратегическое влияние и присутствие России по той простой причине, что она его неотъемлемая часть. Но вот для самой Армении это будет серьезный удар в плане обеспечения комплексной военно-политической безопасности в условиях отсутствия мирного соглашения с Азербайджаном, а также без нормализации отношений с Турцией.
Недавняя подача заявки Армении и Азербайджана на получение статуса наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) означает постепенный путь к постоянному членству в организации. Она преследует разные цели. Азербайджан стремится к участию в многосторонних формах евразийского сотрудничества, и ШОС дает ему возможность реализовать потенциал как ключевого государства Южного Кавказа в будущих транспортных, энергетических и торгово-экономических связях в Евразии. Армения же пытается компенсировать выход из ОДКБ участием в более широком процессе, связанном с решением не только вопросов безопасности и стабильности, но и торгово-экономических, финансовых и т. д. Однако полностью заменить роль ОДКБ этим будет невозможно. И если руководство Армении рассчитывает на гарантии безопасности от НАТО либо ЕС путем расширения партнерских отношений, то это, наоборот, может повлечь серьезные последствия как для безопасности Южного Кавказа, так и для самой Армении.
ЦА как опора континентальной безопасности
Динамика внешнеполитической активности стран Запада в Центральной Азии, которые все еще надеются на поддержку санкций против России, не спадает вот уже второй год. Надежда у Запада еще теплится, даже несмотря на нейтральную позицию некоторых стран ЦА по отношению к конфликту на Украине. Они не воспринимают тот факт, что вопросы обеспечения региональной и международной безопасности в Центральной Азии никогда не рассматривались как часть некой внешней внерегиональной системы. Всевозможные программы партнерства стран ЦА с НАТО постепенно снизили актуальность в контексте решения современных проблем безопасности в Центральной Азии. А после вывода войск НАТО и США из Афганистана и вовсе потеряли перспективы для реализации в будущем, превратившись в протокольные мероприятия.
Особенности географического расположения ЦА в центре Евразии создают уникальные предпосылки для формирования новых форм сотрудничества в области международной безопасности. К примеру, именно Центральная Азия создала условия для дальнейшего развития ОДКБ благодаря опыту противодействия новым угрозам и вызовам в области безопасности, терроризма, экстремизма и другим негативным явлениям, включая обеспечение политической стабильности в отдельных государствах. На фоне формирования угроз в Европе, на Южном Кавказе и Дальнем Востоке именно Центральная Азия может создать условия для более комплексного и фундаментального процесса формирования новой архитектуры международной безопасности. Тем более что страны региона являются членами ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, ШОС, а также участвуют в процессах в рамках БРИКС.
Разительным отличием мероприятий в области обеспечения безопасности с участием представителей мирового большинства от аналогичного формата стран коллективного Запада является надежда на светлое будущее, разум и благоразумие оппонентов. Саммиты НАТО и подобные им многосторонние встречи — это язык ультиматума, облеченный в красивые слова и фразы. Так и сейчас прошедший саммит в Вашингтоне не делает этот мир стабильнее и безопаснее, оставляя у многих чувство тревоги. Однако он вселяет надежду на то, что следующий шаг за Евразией, которая не только имеет потенциал для глобальных преобразований, но и сама по себе является моделью более справедливого и безопасного мира.