00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:00
4 мин
Жаңылыктар
11:01
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
15:53
4 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
4 мин
Ежедневные новости
18:00
6 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
4 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 10:00
10:00
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 11:00
11:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
3 мин
ОГО!
Люди и события, которые не оставили нас равнодушными
14:04
43 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
5 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Киноблог
От Чокморова до новых звезд: будущее кыргызского кинематографа
18:06
47 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Уроки многополярности — об итогах саммита ШОС в Астане

© Sputnik / Гавриил Григоров / Перейти в фотобанкЗаседание Совета глав государств-членов ШОС в Астане
Заседание Совета глав государств-членов ШОС в Астане - Sputnik Кыргызстан, 1920, 10.07.2024
Подписаться
Евразия будет активно бороться за безопасность и отстаивать право на стабильное развитие народов, а ШОС становится одним из важных механизмов обеспечения этого безопасного и стабильного будущего, считает обозреватель Sputnik.

Практика единства и согласия

Завершение саммита ШОС в Астане не было ознаменовано грандиозными инициативами, направленными на стремительные изменения в региональном и международном масштабах, но встреча отчетливо продемонстрировала усиление процессов трансформации глобальной торгово-экономической, финансовой и политической системы, а также практические шаги по формированию новой архитектуры безопасности.
На данном этапе трудно сказать, ограничивается ли эта безопасность только Евразией или же распространятся на другие континенты, но очевидно другое — без нее невозможно построить новый более справедливый миропорядок. Одним из главных документов, принятых наряду с Астанинской декларацией, стало решение Совета глав государств ШОС об утверждении инициативы "О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие". По сути, это сигнал мировому сообществу о фундаментальном подходе к новому мироустройству, который будет трудно игнорировать. В целом подписано 24 документа совсем не декларативного, а практического характера — решения по организационным вопросам ШОС и соглашения о взаимодействии в сферах экономики, финансов, транспорта, безопасности.
Пространство ШОС уже давно является серьезным фактором международно-политической и экономической стабильности, привлекая внимание прежде всего тех государств, которые понимают очевидные преимущества существующих и будущих форм сотрудничества в рамках объединения. Даже если эти страны пока всерьез не думают о вступлении в организацию, они точно понимают, что саммиты ШОС предоставляют не просто возможность поддерживать дружественные отношения на уровне глав государств, но и лично решать вопросы мировой политики. По этой причине расширенный формат саммита со странами-партнерами (Азербайджаном, Катаром, ОАЭ, Туркменистаном и Турцией) стал успешной формой взаимодействия вне пространства ШОС, и есть все основания полагать, что диалог будет расширятся и далее. Всего партнерами по диалогу ШОС являются 14 государств, которые обсуждают с девятью членами организации насущные вопросы. При этом наблюдателями в ШОС являются две страны, и еще восемь подали заявки на то, чтобы стать таковыми.

Реакция Запада

Казахстан в этом году стал местом проведения многосторонних встреч на высшем уровне. Теперь он будет выполнять роль центра региональной и мировой дипломатии, а также станет объектом пристального внимания тех стран, которые давно воспринимают процессы в рамках ШОС как серьезный вызов своим глобальным интересам. И это внимание отнюдь не праздное.
Западные СМИ, как всегда, развивали традиционные тезисы об утрате Россией влияния в Евразии, экономическом и военно-политическом доминировании Китая. Они всячески старались подчеркнуть "особое отношение" Касым-Жомарта Токаева к председателю КНР Си Цзиньпину, которого президент Казахстана лично встречал в аэропорту в преддверии саммита ШОС. При этом сознательно игнорировался тот факт, что визит китайского лидера имел государственный статус и связанные с ним протокольные особенности.
Западные и прозападные СМИ также не преминули подчеркнуть, что президента России и других глав государств, прибывших на саммит, встречал премьер-министр РК Олжас Бектенов. Они усмотрели в этом признаки усиления китайского вектора в политике Токаева, отчего итоги саммита были представлены как "триумф Пекина", "неминуемое увядание влияния РФ и подконтрольных ей организаций", а также "изменение отношения к России со стороны Казахстана".
Коллективному Западу крайне выгодно показывать ШОС как пространство экспансии КНР в попытке подтолкнуть Россию к ненужной конкуренции с Китаем и породить недоверие к Казахстану. Также Западу трудно признать, что ШОС — это прежде всего пространство взаимодействия, а не соперничества, которое в этом году к тому же серьезно расширилось на европейском направлении.
Президент РФ Владимир Путин и председатель государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын - Sputnik Кыргызстан, 1920, 02.07.2024
Как Россия строит новую архитектуру безопасности — о визитах Путина в КНДР и Вьетнам

Точно в десятку

Пожалуй самым ожидаемым событием этого года в контексте развития ШОС стало официальное принятие в состав Беларуси, которая теперь является десятым полноправным членом организации.
Минск прошел относительно долгий путь от партнера ШОС в 2010 году до наблюдателя в 2015-м и полноправного члена в 2024-м. И хотя официально Беларусь не была членом объединения, де-факто она принимала активное участие во внутренних процессах взаимодействия как части общих процессов на евразийском пространстве. Президент РБ Александр Лукашенко назвал ШОС "стратегической перспективой" для страны прежде всего в торгово-экономическом и инвестиционном взаимодействии, в развитии транспортно-логистической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры. Отмечая своевременность решения о вступлении в ШОС, он подчеркнул, что та "превращается из региональной организации в глобальную". Поэтому совершенно логичным было предложение белорусского президента принять участие в обсуждении и разработке концепции "Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке".
В условиях серьезного ухудшения военно-политической ситуации в Европе из-за развязанного Западом конфликта на Украине прежняя система европейской безопасности и ее структуры пришли в упадок. Россия и Беларусь (даже если не упоминать Союзное государство) органично связаны друг другом, и безопасность одной страны — это продолжение безопасности другой. В данном контексте интенсивность угроз безопасности в Европе предопределила активные шаги Минска как на пространстве ШОС, так и в вопросах глобального характера — построения новых торгово-экономических, финансовых, политических связей как части более справедливого миропорядка. Беларусь уже подала заявку на получение статуса партнера БРИКС, которая, безусловно, будет одобрена на предстоящем в октябре саммите. Можно уверенно констатировать, что вступление республики в ШОС не просто дополняет процессы в этой организации на европейском направлении, но и расширяет горизонты ее восприятия как части общемировых процессов.

Центральноазиатское ядро и последний пазл

Центральная Азия всегда имела и будет иметь ключевое значение для пространства ШОС как с точки зрения вопросов безопасности, так и в контексте экономического и политического развития, при этом стабильность процессов в регионе напрямую влияет на все пространство организации. Недаром в Астанинской декларации ШОС Центральная Азия обозначена как "ядро объединения". Однако другой немаловажный аспект заслуживает еще большего внимания. В декларации говорится, что страны-участницы "приветствуют проведение на регулярной основе консультативных встреч глав государств ЦА", что, по сути, означает прямую поддержку центральноазиатской консультативной платформы как части общих интеграционных процессов на всем пространстве ШОС.
Важно напомнить, что в 2018 году инициатива консультативных встреч лидеров стран ЦА была восторженно воспринята коллективным Западом (особенно Евросоюзом, Японией и Южной Кореей), которые увидели в ней возможность центральноазиатской интеграции как процесса обособления региона от России и Китая. Конечно, проблемы географического восприятия ЦА на Западе серьезные, однако даже в самом регионе были найдены ярые последователи "преодоления границ" вопреки фактической географии. Тем не менее очередная консультативная встреча глав государств Центральной Азии пройдет в Астане, и эта площадка может рассматриваться как часть общих процессов на пространстве ШОС.
Причем, если говорить о широком понимании ЦА, то Монголия всегда была частью географического толкования региона. И в начале текущего года она как государство-наблюдатель ШОС рассматривалась в качестве наиболее вероятного кандидата на полноправное членство в организации. Однако присутствовавший на саммите глава Монголии Ухнаагийн Хурэлсух отметил, что страна "сохранит позицию активного наблюдателя в ШОС и продолжит развивать сотрудничество со всеми государствами-участниками и партнерами". Возможно, сейчас у Монголии свои соображения по поводу вступления в ШОС, но, если взглянуть на карту, станет ясно, что именно эта страна является последним недостающим пазлом в общем и неделимом пространстве организации. Между тем особенность процессов в рамках ШОС — добровольный характер участия в них, а значит, у Монголии свой путь к членству в объединении. При этом ШОС всегда была и останется открытой структурой для сотрудничества и взаимодействия.

Модель мировых отношений

Успешное завершение саммита ШОС в Астане, несомненно, следует рассматривать как часть общих процессов на Евразийском континенте, поскольку становится очевидно, что Евразия (в широком понимании этого термина) будет активно бороться за безопасность и отстаивать право на стабильное развитие народов. ШОС становится одним из важных механизмов обеспечения этого безопасного и стабильного будущего, наряду с ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и более обширным БРИКС.
Постепенно правила и принципы, которые вырабатываются в рамках указанных организаций, будут закладываться в общее концептуальное понимание и практическое установление нового, более справедливого миропорядка, основанного на многообразии и равноправии в принятии решений.
Президент РФ Владимир Путин. Архивное фото  - Sputnik Кыргызстан, 1920, 24.06.2024
К чему ведет "историческое слабоумие" Европы — взгляд на мирный план Путина
Лента новостей
0