Как ЕАЭС изменил Кыргызстан — мнения, цифры, выводы
Анара Мамытова
Корреспондент
Как жилось в Кыргызстане до вступления в ЕАЭС, что изменилось в экономике страны после интеграции, какие перспективы появились и что нас ждет в будущем, Sputnik рассказали эксперты.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенДевять лет назад, в августе 2015 года, вступил в силу договор о присоединении Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. Через год после создания ЕАЭС республика стала пятым членом объединения. Недавно президент Садыр Жапаров
отметил, что за десять лет ЕАЭС стал символом стабильности и образцом взаимовыгодного сотрудничества не только для стран-участниц.
Какие именно выгоды принесло Кыргызстану вступление в союз, объяснили экономист и политолог.
Языком экономики
Эксперт по экономическим вопросам Нургуль Акимова считает, что благодаря присоединению к ЕАЭС выросла инвестиционная привлекательность республики. Страны, желающие выйти на 180-миллионный рынок союза, все чаще локализуют производство в Кыргызстане. Пример тому —
недавний запуск кыргызско-узбекского автозавода.
"Если бы Узбекистан, который не является членом ЕАЭС, экспортировал готовую продукцию в КР или через нас в другую страну союза, он платил бы таможенные пошлины. Соответственно цены на узбекские машины были бы гораздо выше", — подчеркнула Акимова.
Следующее направление — инструменты поддержки бизнеса со стороны ЕАЭС. Разработка совместных кооперационных проектов предпринимателями из разных государств союза позволяет им претендовать на льготные кредиты Евразийского банка развития для масштабирования бизнеса. Акимова также отметила сокращение барьеров для выхода на рынки других стран объединения.
"Рынки стран ЕАЭС — это единая экономическая территория. Для нас это по факту международная торговля, но, с юридической точки зрения, Кыргызстан торгует на своей территории", — сказала эксперт.
Рост товарооборота, по ее словам, тоже непосредственно связан с членством КР в экономическом союзе.
"Если сравнить, например, сколько товаров мы ввозили из Китая 10 лет назад и сколько сегодня, увидим трехкратный рост. Знаете, почему? Потому что раньше мы привозили готовую продукцию только для себя и реэкспорта, а теперь — для себя и остальных стран ЕАЭС", — пояснила Акимова.
Она отметила, что из Китая импортируется не только готовая продукция, но и комплектующие, например, фурнитура.
"Таким образом, республика производит свой товар. То есть мы создаем промежуточное звено, кыргызстанцы зарабатывают в этой цепочке поставок", — уточнила собеседница.
Она напомнила и о росте уровня межправительственных переговоров, об улучшении их качественного содержания.
"Что касается перспектив развития ЕАЭС в эпоху геополитических и экономических кризисов, то они были, есть и будут. Вопрос в том, насколько мы экономически самодостаточны, умеем ли вести переговоры, есть ли у нас производственные мощности… И государство, и граждане должны уметь работать в условиях изменений. Торговые войны велись всегда, наше время — не исключение. Сейчас действуют определенные санкции, завтра могут быть другие. Кыргызстан приобретает отличный опыт, но главное — реализует свои возможности, которые не были раскрыты ранее", — заключила Акимова.
С цифрами не поспоришь
В июне этого года пресс-служба Евразийской экономической комиссии сообщила, что за 10 лет сельскохозяйственное производство в ЕАЭС выросло почти на 30 процентов и оценивается в 136 миллиардов долларов. Рост наблюдается и в других секторах экономики.
Сельское хозяйство. Производство молока составляет более 51 миллиона тонн, а валовый сбор зерновых и зернобобовых культур — почти 172 миллиона. При этом самообеспеченность стран ЕАЭС продуктами достигла 93 процентов, их продовольственная безопасность надежно защищена.
Кыргызстан за счет собственного производства покрывает внутренние потребности в молочной продукции, овощах и картофеле. Республика обеспечена такими видами продовольствия, как зерно, мясо, фрукты и ягоды. Все вместе государства союза занимают первое место в мире по экспорту мороженой рыбы, пшеницы и семян льна, второе — по пшеничной муке, подсолнечному и рапсовому маслам, третье — по ячменю и рапсу.
Торговля и финансы. Как сообщил ранее замминистра экономики и коммерции Назарбек Малаев, отмечая результаты интеграции Кыргызстана в ЕАЭС, доходы госбюджета по итогам 2023 года составили 392 миллиарда сомов, увеличившись по сравнению с 2014-м в 3,3 раза (было 119 миллиардов).
Почти такой же рост фиксируется во внешнеторговом обороте. С 2015-го по 2023 год он увеличился в 2,8 раза — с 5,6 миллиарда до 15,7 миллиарда долларов. Экспорт вырос в 2,2 раза, импорт — в 2,9. Взаимная торговля КР с другими членами объединения с 2015 года увеличилась примерно в 1,8 раза, составив 4,4 миллиарда долларов в 2023-м.
Зафиксирован и рост денежных переводов физических лиц: 2,7 миллиарда долларов в прошлом году против 1,6 миллиарда в 2015-м.
Инвестиции и производство. Кыргызско-Российский фонд развития в 2015–2022 годах профинансировал проекты на сумму 480 миллионов долларов.
Помимо этого, в Кыргызстане внедрен новый механизм финансирования кооперационных проектов в отраслях промышленности ЕАЭС. Это позволит республике включиться в производственную цепочку и ускорит промышленную кооперацию предприятий в рамках союза.
На сегодня 369 отечественных предприятий включены в реестр ЕАЭС, то есть могут осуществлять производство и поставки в другие страны-участницы продукции, подлежащей ветеринарно-санитарному контролю. В рамках технической помощи российской стороны (на 200 миллионов долларов) таможенные пункты пропуска и лаборатории на территории КР приведены в соответствие с современными стандартами.
"Кыргызстан полностью интегрировался в систему технического регулирования ЕАЭС, что принесло положительные результаты и в области обеспечения безопасности продукции. Предприниматели решили вопросы адаптации к условиям союза, включая продвижение отечественных товаров, соответствующих техническим регламентам", — рассказал Малаев.
Миграционный вопрос
Основным преимуществом ЕАЭС для Кыргызстана стала свобода перемещения человеческих ресурсов, что подразумевает упрощенную миграцию и равные трудовые, социальные права для мигрантов из стран объединения. Напомним, сегодня свыше миллиона кыргызстанцев работают в государствах ЕАЭС, больше всего — в России. Они пользуются различными льготами социального, медицинского и пенсионного характера. Кроме того, им теперь не требуется получать разрешительные документы на работу, а страны взаимно признают дипломы об образовании.
Все это и привело к росту объема денежных переводов, о котором упоминалось выше.
Несмотря на ужесточение миграционной политики в России, граждан государств ЕАЭС изменения не касаются. Так, в конце июля на рассмотрение в Госдуму были внесены проекты законов, призванные ограничить поток мигрантов. Однако, как пояснили в ЕЭК, рассматриваемые поправки
не повлияют на граждан стран союза.
Взгляд политолога
Политолог Алина Молдокеева напомнила, что Кыргызстан расположен вдали от крупных транспортных артерий и не имеет выхода к морю.
"Это ограничивает страну, снижает ее экономические возможности, несмотря на какие-либо достижения во внутренней экономике. Только участие КР в интеграционных союзах позволяет объединить усилия с другими государствами, чтобы сократить издержки и расширить возможности", — сказала Молдокеева.
По ее словам, после вступления Кыргызстана в ЕАЭС Россия превратилась из партнера в крупнейшего инвестора (в евразийском формате).
"За время пребывания республики в союзе РФ выделила нам порядка полумиллиарда долларов только на работу специального фонда развития. РКФР призван модернизировать нашу экономику и уравнять показатели с другими странами ЕАЭС", — отметила политолог.
Она подчеркнула, что за последние несколько лет удалось преломить ситуацию, когда издержек было больше, чем прибыли.
"Так, в 2022 году республика суммарно перечислила другим членам ЕАЭС больше ввозных таможенных пошлин, чем получила от них (в соответствии с долями распределения). То есть Кыргызстан трансформируется из дотационного государства в полноправного члена союза, который вносит свой вклад наравне с другими", — сообщила Молдокеева.
Она напомнила, что последние пять лет были для Кыргызстана сложными из-за внешних и внутренних факторов.
"В первую очередь это пандемия, с которой столкнулся весь мир. Были нарушены все логистические цепочки, заморожена деловая активность. Однако в этот период, что удивительно, показатели КР даже выросли, а после пандемии, уже в 2023 году, темпы роста экономики составили 4 процента — в два раза больше, чем в целом по ЕАЭС", — сказала эксперт.
Одной из ключевых сфер, обеспечивающих рост экономики страны, является добыча золота и его поставки за рубеж. Другая доходная отрасль — швейное производство.
Говоря о перспективах развития ЕАЭС, Молдокеева выразила уверенность, что объединение будет расширяться за счет новых членов.
"Экономический союз перерастает в геополитический. В том же Евросоюзе есть единые банковские и наднациональные структуры, валюта, законы. В ЕАЭС уже работают ЕЭК, Евразийский банк развития, но пока в рамках отдельных сфер по отдельным государствам. Хотя идея создания единой валюты звучала уже не раз... Сотрудничество членов объединения с каждым днем крепнет, а идеи становятся реальностью", — резюмировала политолог.
Что в итоге
Оглядываясь назад, можно сказать что за девять лет благодаря вступлению в ЕАЭС Кыргызстан не только стабилизировал свою экономику, но и обрел перспективы роста. Кроме того, интеграция дала республике возможность улучшить продовольственную безопасность и решить вопрос с поставками энергоносителей. Все это в итоге положительно отражается на благосостоянии граждан.
Очевидно, что, продолжая интеграционные процессы, КР только укрепит свои позиции и может стать одной из развитых стран Центральной Азии.