Аналитики все чаще предупреждают об угрозе глобального финансово-экономического кризиса, прогнозируя падение мировой экономики на 25-50 процентов. Одни связывают это с "перегретой экономикой", другие говорят о структурном кризисе капитализма. Как выжить в таких условиях, для чего нужна индустриализация и что поможет Кыргызстану стать развитой страной? Эти и другие вопросы обсудили в эфире радио Sputnik политолог, историк и медиаэксперт.
Политолог, кандидат наук Мурат Суюнбаев
— Прежде чем мы перейдем к объяснению необходимости индустриализации, расскажу о промышленности не как об отрасли, а как о секторе экономики.
Исторически сложились четыре сектора экономики. Первичный, он же сырьевой, — это, например, охота и рыболовство, то есть человек берет у природы готовые продукты. Вторичный сектор экономики — промышленный, индустриальный. Скажем, в природе нет стали и чугуна, но человек находит железную руду, создает определенные технологические условия и в результате получает нужный продукт. Третичный сектор — это сфера услуг. Мало изготовить мебель или консервы, нужно доставить их туда, где они будут продаваться, то есть необходимы транспорт и сфера торговли. Сюда же входит начальное, средне-специальное и высшее образование. Четвертичный сектор представляет собой финансовую, страховую сферу, систему управления и так называемую сферу НИОКР — научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Все эти сферы нужны, чтобы наладить производство и функционирование вышеперечисленных секторов.
Кстати, сектора могут появляться "не по порядку". К примеру, четвертичный сектор экономики появился в Центральной Азии раньше, чем вторичный. В Средние века у нас хорошо развивалась наука, 12-томник Авиценны даже был настольной книгой европейских медиков до конца XVII века. Внук Тамерлана Улукбек без оптики и радиотелескопов составил сложнейшие астрономические таблицы при помощи простейших механических приборов. Их точность удалось превзойти только в 1958 году! Практически все, что ЮНЕСКО включило в Фонд мирового наследия, в нашем регионе появилось именно в период Средневековья, после не было создано почти ничего. Только при советской власти мы прошли индустриализацию, а после развала СССР практически потеряли весь промышленный потенциал.
Важно понимать, что темпы роста производительности труда повышаются от первичного сектора экономики к четвертичному, где и наблюдаются самые высокие показатели. Например, в кочевом животноводстве темпы роста производительности труда практически равны нулю, потому что оно не подвержено автоматизации, механизации и даже химизации. Производительность труда чабана сегодня почти такая же, какая была 100 или 1 000 лет назад. Вот вам объяснение того, почему в Кыргызстане народ живет небогато, — две трети населения работают в сельском хозяйстве.
Сегодня мы, к сожалению, занимаемся секторами экономики с очень низкими темпами роста. Именно поэтому, чтобы улучшить благосостояние народа КР, необходимо провести индустриализацию. Говоря о ней, у нас подразумевают промышленность и Hi-Tech. Кыргызстан мог бы вырваться вперед не только за счет высоких технологий, но и за счет Hi-Human, то есть высоких гуманитарных технологий. Еще в 2016 году я писал в своей книге, что у страны есть колоссальное культурное наследие, которое не капитализируется. Сегодня все устали от индустриальных продуктов, люди хотят эксклюзивных вещей желательно ручной работы — hand made. Мы еще храним технологию обработки шерсти животных и другие методики. Если сделать многие виды ремесел приоритетным направлением, создать систему торговли через интернет, это будет как раз-таки Hi-Human.
Еще один способ производства, который можно гармонично ввести у нас, — коллективное хозяйство. Тут дело не в советских колхозах, а в философии народов Евразии. И русский крестьянин, и степной кочевник не могли выжить в одиночку — они всегда жили в социуме и помогали друг другу. Именно поэтому коллективная форма производства у нас будет эффективной.
И, конечно, чтобы запустить индустриализацию, нельзя обойтись без образования. В конце XIX века Отто фон Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл не солдат, а школьный учитель. В основе японского технологического чуда лежит то, что в конце XIX века Япония провела кардинальную реформу системы образования и ввела начальную школу. Поэтому и сейчас нам нужно обратить пристальное внимание на систему образования и фундаментальную науку.
Историк, системный аналитик, кандидат наук Бактыбек Саипбаев
— Не соглашусь с тем, что нам не нужен первичный сектор, то есть сельское хозяйство. Мы не сможем без него обойтись, пока не будет решен вопрос продовольственной безопасности страны. Даже если мы каким-то чудом разовьем четвертичный сектор экономики, цифрами и бумажками народ не накормишь. Напомню, что в советское время Кыргызстан был развитой аграрно-индустриальной республикой и мы с успехом решали многие задачи. А сейчас не можем самостоятельно закрыть потребность в продовольствии и почти 70 процентов импортируем из других стран.
Другой вопрос — эффективность сельского хозяйства. Так, в аграрном производстве США и Канады занято всего 5-7 процентов населения, а у нас — больше 40 процентов, при этом производительность очень мала. Добиться хорошего роста, например, в сфере животноводства можно, разводя племенной скот, продуктивность которого намного выше. Одна израильская корова дает до пяти раз больше молока, чем наши, а какие-нибудь ангусы — намного больше мяса. Опять-таки в СССР племенным животным уделялось большое внимание, а после его развала мы потеряли почти все наработки. То есть сегодня нам надо применять самые передовые методы и технологии сельскохозяйственного производства — как в животноводстве, так и в растениеводстве. Скажем, урожай зерновых при применении нужных технологий реально увеличить в 5-7 раз.
Что касается индустриализации, то прежде чем говорить о сегодняшнем дне, следует вспомнить о сталинском периоде. Широко известен панегирик британского историка Исаака Дойчера, который часто приписывают Черчиллю: Сталин принял Россию пашущей деревянными плугами и оставил оборудованной ядерными реакторами. Действительно, 10 лет сталинской индустриализации стали советским чудом, хотя и добытым потом и кровью, но и на это были причины. В 1931 году Сталин сказал: "Россия отстала от передовых стран на 50-100 лет, и она должна пробежать это расстояние за десятилетие. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Благодаря героическому труду советского народа была создана мощная индустриальная база. Этот феномен до сих пор изучают экономисты во всем мире, аналог такого роста ни одна страна пока не продемонстрировала.
Кстати, модель сталинской индустриализации стала образцом для многих и привела к японскому экономическому чуду. Ведущие компании Японии устраивали "мозговые штурмы", тимбилдинги, вводили доски почета, систему поощрения за рационализаторские предложения и внедрили для роста объемов и улучшения качества производства много других инноваций, которые были разработаны и апробированы на советских заводах, а также в сталинских "шарашках" (разговорное название закрытых НИИ и конструкторских бюро, подчиненных НКВД/МВД СССР, где работали осужденные ученые, инженеры и техники. — Ред.)
При Хрущеве сталинскую систему производства стали разрушать, началась "уравниловка", которая в итоге привела к падению производства, экономическим проблемам и распаду Советского Союза. Потом Запад навязал нам ложную парадигму о том, что во главе всего якобы стоит финансово-монетарная система ведения экономики. Был вброшен тезис: мир становится глобальным, и в нем есть международное разделение труда. Зачем вам корячиться и что-то производить? Все равно вы не сделаете телевизор лучше, чем японцы, машину — лучше, чем немцы, и так далее. Поэтому не нужно ничего производить, проще все купить на Западе. Фактически это идея неоколониализма, нас просто решили превратить в сырьевой придаток. Как писал Ленин, колонии — это источник дешевого сырья, рабочей силы и рынок сбыта товаров.
После введения западных санкций Россия сталкивается с проблемой отсутствия собственного производства той или иной продукции и с удивлением обнаруживает, что многие отрасли экономики просто перестали существовать. Так, почти нет гражданского самолетостроения, свои прекрасные и очень надежные модели заместились "Боингами" и "Аэробусами". Также нет станкостроения, производства микроэлектроники, подшипников, чипов, даже гвозди уже не делают, как и многое другое. Поэтому России придется восстанавливать целые отрасли, а для этого необходима индустриализация, но уже другого типа. Самым важным аспектом здесь станет образование, которое является базисом и обязательным компонентом развития.
Кыргызстану же надо стараться развивать не только первичные секторы промышленности, но и передовые продукты пятого-шестого уклада: это и электронная промышленность, и нанотехнологии, и биотехнологии — то, что есть на острие научно-технического прогресса. Но сделать это наша страна может только в союзе с Россией и Китаем, которым в условиях давления США надо перестраивать свою промышленность.
Мировой финансово-экономический кризис приведет к переформатированию, в том числе геополитическому. Пределы роста капитализма исчерпаны, формировать новых потребителей для увеличения экономики уже негде. Ученый Анатолий Вассерман с помощью физико-математических методов рассчитал, что сегодня мировая экономика нуждается в глобальном планировании. По его словам, вообще не важно, капиталистическая система производства или социалистическая, главное — спланировать, сколько и чего необходимо произвести для удовлетворения потребностей человечества. Он предлагает просто исключить кризисы перепроизводства, из-за которых и происходит падение рынков.
Расчеты и планирование можно сделать на основе искусственного интеллекта и технологий Big Date. Условно говоря, система должна рассчитать, сколько и когда человечеству потребуется одежды, обуви, продуктов, лекарств и так далее. На основе этих расчетов будут распределяться заказы для фабрик и заводов, а они будут производить ровно столько, сколько нужно, чтобы все было уравновешено и гармонизировано. То есть идея советского госплана возрождается, а ведь СССР не хватило именно технологий обработки данных, чтобы решить проблему планирования.
Но все это в будущем, а пока надо пережить грядущий кризис. В этих условиях, чтобы пройти через бутылочное горлышко, выжить и остаться на арене, нужна индустриализация, которая обеспечит нас всем необходимым.
Медиаэксперт, редактор-обозреватель Sputnik Кыргызстан Таалайбек Ороскулов
— В эпоху глобального геополитического, экономического кризиса, а по сути структурного кризиса капитализма мы видим, как США пытаются провести у себя новую индустриализацию. Напомню, что с 1980-х годов Штаты перевезли практически всю свою промышленность в Китай, превратив Поднебесную в мировую фабрику. Так Америка осталась без собственного производства, что сегодня сильно бьет по ее экономике.
Медиаэксперт, редактор-обозреватель Sputnik Кыргызстан Таалайбек Ороскулов
Надо отчетливо понимать, что кризис ударит абсолютно по всем странам. Сначала обрушатся финансовые рынки, за ними посыпятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и так далее. На пространстве Евразии, в частности в Центральной Азии и Кыргызстане, кризис будет ощущаться меньше, поскольку уровень потребления у нас не такой высокий, как в США и других государствах Запада. Экономики наших стран недоинвестированы, а экономики тех же европейских стран и США сильно перегреты. Даже китайская экономика, которая сильно зависит от Соединенных Штатов, перегрета. Если в США дотации для домохозяйств (в целях поддержания потребительского спроса) достигают 40 процентов от ВВП, то в Китае — 25 процентов. Именно поэтому Дональд Трамп, представляющий интересы промышленного капитала, выдвинул лозунг "Сделаем Америку снова великой". Он хочет поднять реальный сектор экономики, то есть промышленность, и снизить влияние финансового сектора, который держится только за счет эмиссии доллара. Вашингтон объявил экономическую войну Пекину, чтобы вернуть высокотехнологичные производства с высокой маржинальностью, а Китаю, по сути, оставить производство ширпотреба.
После распада СССР в бывших советских республиках, за исключением, пожалуй, Беларуси, произошла повальная реиндустриализация — была уничтожена почти вся промышленность, в том числе уникальные производства. Развал Советского Союза, как выразился президент России Владимир Путин, стал крупнейшей геополитической и геоэкономической катастрофой.
Чтобы понять масштабы того, чего достиг СССР, нужно вспомнить, в каком состоянии была Россия после Первой мировой, двух революций и гражданской войны. По сути, Сталин получил нищую, разваленную страну, в которой грамотными были лишь 1,5 процента населения, а экономика находилась в удручающем состоянии. Именно поэтому единственно верным решением на тот момент стало проведение коллективизации и индустриализации. Феномен сталинской индустриализации заключался не только во всеобщей трудовой повинности, но и в полной ликвидации безграмотности, а также в организации среднего и высшего образования. При этом образование было преимущественно физико-математическое, то есть техническое. Образцы учебников сталинского периода до сих пор имеют большое значение и пользуются популярностью.
Страна смогла не только догнать, но и перегнать ведущие экономики мира, при том что практически все отрасли пришлось создавать с нуля. И именно индустриализация впоследствии сыграла огромную роль в победе над фашизмом. После войны благодаря заложенному фундаменту были совершены прорывы в ядерных и космических технологиях. Что касается сельского хозяйства, то, опять-таки, именно внедрение новых технологий и активная механизация привели к его значительному росту. А реализация знаменитого плана ГОЭРЛО (план Ленина по электрификации всей страны. — Ред.) дала не только свет в каждый дом, но и возможность строить заводы и фабрики. Все это вкупе привело к увеличению производства товаров, в том числе народного потребления, и соответственно улучшило благосостояние советского народа.
Старт строительства ГЭС "Камбар-Ата-1" в Токтогульском районе Джалал-Абадской области
В современных условиях, чтобы пережить кризисы и не остаться за бортом, нам жизненно необходима индустриализация. Кыргызстан уже пытается построить новую индустриальную часть экономики. Правительство заявило о создании в этом году 100 производственных предприятий, а строительство Камбар-Атинской ГЭС заставит возродить многие производства — от кирпичных и цементных заводов до цехов по пошиву спецодежды. Также наши заводы заключают контракты на производство продукции, необходимой для обороны, а любая военная техника является высокомаржинальным товаром. Мегапроект строительства города Асмана тоже является типичным примером индустриализации. Всем известно, что любая крупная стройка становится катализатором роста экономики в стране. Реализация всех планов потребует не только промышленных предприятий, но и грамотных специалистов, которых у нас нет. Поэтому нужно будет возродить и специальное техническое образование.
Также у Кыргызстана есть огромный потенциал в энергетическом секторе, который является основой экономики. Сегодня мы производим в 10 раз меньше электричества, чем могли бы: всего 16-17 миллиардов киловатт-часов в год. По плану строительства ГЭС, выработанному еще в советское время, мы способны производить 40 миллиардов киловатт-часов, а общий энергетический потенциал, включая атомные станции, составляет 142 миллиарда. Мы можем стать "энергетическим Клондайком", причем энергия будет чистой. И сегодня власти делают определенные шаги в данном направлении.
У нас активно развивается и сельское хозяйство. Да, урожайность низкая в силу природно-климатических причин. Поэтому для роста аграрного сектора необходимо на государственном уровне внедрять новые технологии — так мы сможем не только обеспечить свою продовольственную безопасность, но и выйти на внешние рынки. Что касается животноводства как традиционного для кочевников производства, то и тут сегодня можно пойти в рост, применяя новые технологии. Правительство уже работает в этом направлении, призывая фермеров разводить породистых коров. Люди также самостоятельно, опытным путем, приходят к формату коллективизации — вместе работать выгоднее и проще. Более того, уже есть подвижки в автоматизации процессов и даже цифровизации некоторых хозяйств. Появились школы фермеров, где животноводы передают накопленный опыт. Кыргызстанцы также осваивают новые технологии — от производства червей до строительства экологичных теплиц.
Думаю, если будет налажена системная работа в связке "образование/наукa" и "производство/торговля", мы сможем не только пережить кризис, но и выйти из него с хорошими показателями роста.