Чем важен для Центральной Азии визит Путина в Азербайджан

Зачем Владимир Путин посетил Айзербайджан, почему Кавказ и Центральная Азия неразрывно связаны и как сохранить стабильность в Евразии — над этими вопросами размышляет обозреватель Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Государственный визит президента РФ Владимира Путина в Азербайджан планомерно формирует новую стратегическую реальность на Южном Кавказе. Две страны будут сотрудничать в вопросах обеспечения безопасности и стабильности в регионе, принимать участие в реализации экономических, транспортных и энергетических проектов, а также "способствовать мироустройству, основанному на праве, свободному от двойных стандартов и разделительных линий".
Примечательно, что на следующий день после двусторонних переговоров на высшем уровне Азербайджан официально подал заявку на вступление в БРИКС. А если учесть, что ранее он подал заявку на получение статуса страны-наблюдателя в ШОС, можно уверенно заявить: выбор Баку в пользу евразийского партнерства более чем очевиден.
Эта новая действительность никогда не входила в планы коллективного Запада и воспринимается им как самый неблагоприятный сценарий развития ситуации в регионе. Но Азербайджан, несмотря на сохранение постоянного диалога с западными государствами, будет и далее сохранять союзнические, партнерские отношения с Россией.

Миссия невыполнима

Настойчивые попытки коллективного Запада изолировать Россию, предпринимаемые по всему периметру Евразийского континента, остаются весьма неудачной затеей. Южный Кавказ и Центральная Азия всегда находились в фокусе пристального внимания западных стран, но в последние два года этот интерес приобрел навязчивые и даже противоестественные формы.
США, государства Евросоюза, Япония, Южная Корея и другие наперебой предлагают строить транспортные артерии, прокладывать энергетические и торговые пути в обход российской территории, а также призывают минимизировать торгово-экономические связи с Москвой. Все это противоречит не только географии и тесным культурно-историческим связям с Россией, но и здравому смыслу. Запад, конечно, известен своей настойчивостью, но и в странах Евразии никто расслабляться не намерен, так как все прекрасно понимают, что благополучие их народов беспокоит коллективный Запад в последнюю очередь. Самый яркий пример — Украина, уничтожающая себя во имя западных интересов.
Визит российского президента в Азербайджан определяет перспективы по многим направлениям, которые напрямую затрагивают в том числе республики Центральной Азии, их участие в торгово-экономических, энергетических и транспортных проектах, связанных с Каспием и новым континентальным маршрутом Север — Юг. Новые маршруты в обозримом будущем могут в корне изменить характер мировых транспортных потоков, смещая их в сторону континента.

Континентальный путь

Формирование торгово-экономического, транспортного и энергетического пространства, свободного от санкций и влияния западной финансовой системы, — вполне достижимая задача. Этот план уже реализуется в формате ЕАЭС и БРИКС.
Международный транспортный коридор Север — Юг может стать одной из основ этого обширного пространства. Он свяжет российские порты на Балтике и в Арктике с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана посредством бесшовного железнодорожного сообщения от Мурманска до Бендер-Аббаса (Иран). При этом один из маршрутов проходит через порты на Каспии, а западная (Азербайджан) и восточная (Казахстан и Туркменистана) ветки связывают Южный Кавказ и Центральную Азию в единую разветвленную транспортную сеть. Недаром президент Азербайджана Ильхам Алиев уже второй раз присутствует на консультативных встречах государств ЦА, где отмечает возросшие возможности его страны в плане транспорта на Каспии.
Создаваемый мультимодальный транспортный коридор, который свяжет Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан с российскими портами на Каспии, также будет органично вписываться в транспортную архитектуру Евразии. Особенно после завершения строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Таким образом, торгово-экономические маршруты пронизывают все евразийское пространство с перспективой выхода на мировые рынки, где доля Запада не имеет критического значения. Мировое большинство создает новые рынки, которые будут расширяться вместе с экономическими процессами на континенте — в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС. К слову, Иран недавно подал заявку на получение статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС, и можно быть уверенным, что процедурный вопрос о его принятии станет лишь необходимой формальностью. Роль ИРИ для всего евразийского пространства приобрела сегодня особую значимость, и она будет расти.
10-летие ЕАЭС и 9-летие вступления Кыргызстана в союз
Сотрудничество ЕАЭС и БРИКС как модель многополярного мира
На этом фоне транспортный проект ЕС "Глобальный портал" (Global Gateway) по улучшению связанности между странами, с которым европейские дипломаты "носятся" по просторам Центральной Азии и Южного Кавказа, кажется мелким и незначительным. Хотя справедливости ради надо сказать, что заинтересованность в европейских рынках будет всегда. Но очевидно, что если Европа и захочет торговать с Евразией, товарообмен теперь будет происходить на условиях евразийского пространства, а не наоборот. Пока Евросоюз старается оказывать деструктивное влияние на Армению. Ереван пытается дискредитировать ЕАЭС, прежде всего в глазах собственного населения, возможно, даже для того, чтобы объяснить, почему надо сближаться с ЕС. Тем не менее следует подчеркнуть, что Брюссель никогда не сможет решить проблемы экономического развития и безопасности Армении. При этом усугубить проблемы ему вполне под силу, что он с успехом и делает.

Часть общей архитектуры

Взаимозависимость процессов в России, странах Южного Кавказа и Центральной Азии значительно актуализирует вопросы формирования новой архитектуры безопасности в Евразии. Южный Кавказ остается довольно сложным регионом, с точки зрения устойчивой системы безопасности и нормализации диалога между государствами. Россия всегда выступала за достижение прочного мира в регионе, и, как отметил Владимир Путин, "Москва готова содействовать выходу на подписание мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией". Однако приостановка участия Армении в ОДКБ и ее заигрывание с Западом создают военно-политические риски для организации, а также блокируют будущие транспортные и торгово-экономические проекты в угоду чужим интересам. Но визит президента России в Азербайджан показывает, как можно минимизировать все эти риски, не создавая дополнительной напряженности в регионе.
ОДКБ соприкасается с пространством НАТО на Южном Кавказе, которое представляет собой особо важную зону ответственности организации, аналогичную европейскому направлению. Безусловно, Россия и страны ОДКБ в целом заинтересованы в том, чтобы Армения оставалась членом организации, но, если Ереван из нее выйдет, катастрофических последствий для объединения не будет. Тем не менее это не самый благоприятный сценарий, что прекрасно понимают на Западе. Поэтому и продолжают давить на руководство Армении, пытаясь убедить снизить уровень сотрудничества и координации прежде всего с Россией.
Сложно предугадать дальнейшую политику Армении, но странам ОДКБ, возможно, придется готовиться к разным сценариям. Южный Кавказ в любом случае будет одним из важных регионов выстраиваемой системы евразийской безопасности, где достижение мира между Азербайджаном и Арменией, а также нормализация турецко-армянских отношений могут стать одним из ее фундаментов.

Мир, открытый для всех

Внешняя политика России на Южном Кавказе всегда основывалась на тонком понимании здешних условий, обусловленных тесными историческими связями между народами. Визит Путина в Азербайджан, который сейчас рассматривается как ключевое государство региона, демонстрирует выверенную расстановку приоритетов РФ на Южном Кавказе. Она сигнализирует о своем сильном присутствии, одновременно подчеркивая намерение сохранять дружеский и взаимовыгодный диалог.
С другой стороны, это был не протокольный визит. Россия вполне конкретно заявила о намерении совместно реализовывать масштабные транспортные, энергетические и торгово-экономические проекты, выходящие далеко за пределы Южного Кавказа, Центральной Азии и Евразии. Совместное видение и строительство общего будущего становятся одними из наиболее привлекательных и успешных инструментов внешней политики Москвы. В противоположность западной политике изоляции Россия формирует в ключевых регионах Евразии многосторонние формы сотрудничества, которые действительно делают этот мир более справедливым и безопасным.
Конец разногласиям — эксперты о саммите глав ЦА в Астане