Саммит БРИКС в Казани

БРИКС меняет мир — о последней надежде ООН и новом мировом порядке

Саммит БРИКС — это часть продолжительного и неизбежного процесса трансформации мирового порядка, а его проведение в Казани демонстрирует безусловный успех внешней политики России и провал политики Запада по ее изоляции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Контуры новой архитектуры

В Казани успешно завершилось главное внешнеполитическое событие общемирового масштаба — XVI саммит БРИКС, который объединяет Бразилию, Россию, Индию, Китай, ЮАР, Египет, Эфиопию, Иран, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Российское председательство в БРИКС можно смело назвать одним из самых успешных и эффективных в истории объединения: за этот год проведено порядка 200 мероприятий, которые включали комплексное обсуждение вопросов политического диалога, безопасности, торговли и финансов, банковской сферы, промышленности, культурного обмена, сотрудничества в науке, технологиях и образовании.
Эти инициативы не только значительно повысили авторитет БРИКС, но и обрисовали контуры будущей архитектуры мировых взаимоотношений в тех областях, которые составляют основу понимания более справедливой системы нового миропорядка.

Самоизоляция Запада

В результате кропотливых усилий, также суммирующих достижения прошлых лет, казанский саммит БРИКС войдет в историю международных отношений как поворотное событие, после которого страны Евразии и Глобального Юга в целом выйдут на лидирующие позиции развития, что и должно определить будущее всего человечества. Будет ли это сопровождаться закатом евроатлантического мира и его уходом с авансцены мировой политики либо приведет к трансформации его роли, покажет время.
Сейчас БРИКС активно выстраивает связи, в которых Запад не играет никакой роли. Хотя объединение не носит антизападного характера, процессы в рамках БРИКС просто не включают Запад по причине его собственной агрессивной и высокомерной политики. Широкое представительство участников саммита — главы 22 государств, делегации высокого уровня из 35 стран и представители международных организаций, включая Генсека ООН, — окончательно расстроило авторов и сторонников идеи международной изоляции России, которые надеялись на провал мероприятия.
На данном этапе трудно предположить, привело ли это к осознанию того, что сам коллективный Запад находится в изоляции, отстраненный от участия в процессах формирования новой, более справедливой и инклюзивной системы международных связей. Адаптация к новой реальности, в которой у Запада нет привилегированного положения, но существуют и взаимодействуют равноправные центры принятия решений, будет трудной. В этом отношении долгосрочной задачей стран БРИКС может стать попытка сделать процесс постепенным, предсказуемым и менее конфликтным.
Пока же "язык конфронтации и ультиматумов" остается неотъемлемой частью дипломатии, что в условиях системного кризиса ключевых институтов ООН (вызванного самим Западом) осложняет диалог и взаимопонимание. Тем не менее БРИКС — открытая площадка для сотрудничества и взаимодействия, которая рассматривает ООН и систему международного права как ключевые элементы мирового порядка.

Однополярное расстройство

Политика Запада, в частности США и Евросоюза, по решению вопросов международно-политической безопасности в обход ООН стала пагубной практикой однополярного миропорядка после окончания холодной войны. Постоянное игнорирование Западом Устава ООН, международного права, центральной роли Совбеза в поддержании безопасности и сохранении мира образует главные проблемы современной системы международных отношений.
В понимании Запада эта практика называется "порядок, основанный на правилах", на деле же она означает "наш порядок и наши правила". Естественно, прежняя роль ООН не вписывается в такой порядок, а ее реформирование тоже должно проводиться в интересах США и их союзников. В частности, предложение о расширении Совбеза за счет включения в него Германии и Японии на правах постоянных членов является не чем иным, как попыткой закрепить главенствующее положение западного сообщества в системе принятия ключевых международно-политических решений, как произошло в сентябре во время принятия на заседании Генассамблеи "Пакта во имя будущего". Для подписания был представлен пакет документов, который не предполагал обсуждений и поправок, — в результате 15 государств воздержались, а семь высказались против (Россия, Беларусь, Иран, КНДР, Никарагуа, Сирия и Судан).
Мир становится многополярным, ключевую роль начинает играть Азия — Путин

Возрождение многосторонности

На протяжении длительного времени реформирование главного органа ООН — Совета Безопасности — представляет один из ключевых вопросов повестки международных отношений. Участники БРИКС еще на прошлогоднем саммите в Йоханнесбурге высказались за расширение представленности Совбеза во всех категориях членства, включая постоянное, за счет развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки (в частности Бразилии, Индии и ЮАР). В принятой по результатам нынешнего саммита Казанской декларации "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности" отмечается, что страны-участницы подтверждают "поддержку всеобъемлющей реформы ООН, в том числе Совета Безопасности, в целях повышения демократичности, представительности, эффективности и действенности", а также в очередной раз призывают расширить число развивающихся стран, представленных в СБ.
Президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании в формате "БРИКС+/аутрич", заявил о необходимости реформирования институтов развития и глобальных финансовых структур ООН. "Вес развивающихся стран в мировой экономике кардинально изменился за последние десятилетия, но это не нашло адекватного отражения в системах управления Международного валютного фонда, Всемирного банка и других многосторонних банков развития", — отметил Путин. Очевидно, что БРИКС остается единственной международной площадкой, в рамках которой на систематической основе учитываются и отстаиваются интересы стран Востока и Глобального Юга, отчасти даже более эффективно, чем это возможно в ООН.
БРИКС, конечно, не ставит цель подменить собой ООН, но возросшее влияние объединения на мировую политику и международную безопасность не смог отрицать и сам генсек Антониу Гутерриш, демонстрируя своим визитом на саммит БРИКС отчетливое понимание приоритетов организации по расстановке сил в мире, — даже несмотря на критику со стороны Украины и обвинения во "вреде репутации ООН", а также объявление его персоной нон грата в Израиле.

Последняя надежда

Следует признать, что авторитет ООН и ее главы сегодня самый низкий за всю историю организации, и в этом можно увидеть как целенаправленную политику Запада, так и возможные просчеты самого генсека. Причем нельзя исключать, что сейчас ООН возлагает большие надежды на БРИКС как единственную силу, представляющую интересы глобального большинства, способную гарантировать сохранение организации и ее справедливое реформирование.
Падение авторитета ООН, неспособность Совбеза выполнять свои прямые функции по сохранению международной безопасности оставляют без должного ответа действия Израиля, который продолжает военные операции в секторе Газа и Ливане, ежедневно увеличивая число погибших среди мирного населения. Поддержка БРИКС полноправного членства Палестины в ООН в границах 1967 года, безусловно, является серьезным фактором, способным создать основу для мира, особенно при условии соблюдения "формулы двух государств". Однако кажется, что без фундаментальных изменений мирового порядка гарантии мира на Ближнем Востоке, да и на всей планете, будет дать очень трудно.

О будущем мира

Саммит БРИКС можно считать безусловным успехом внешней политики России, которая, несмотря на сложное для себя время, формирует глобальную повестку, отчетливо прорисовывая контуры будущего многополярного мира. Поддержка глобальным большинством инициатив БРИКС в политике и безопасности, экономике и финансах, культурных и гуманитарных связях на данном этапе более чем очевидна. При этом значение нынешнего саммита, Казанской декларации, программных заявлений глав государств следует рассматривать в долгосрочном плане как часть продолжительного и неизбежного процесса трансформации миропорядка.
Формула притяжения — как политика России меняет пространство СНГ