Предвестники глобальных изменений — о саммитах в Мюнхене и Эр-Рияде

Вице-президент США Джей Ди Вэнс (справа) пожимает руку генеральному секретарю НАТО Марку Рютте на полях Мюнхенской конференции по безопасности
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Солидарность под сомнением

Ежегодная конференция по вопросам глобальной безопасности, завершившаяся недавно в Мюнхене (Германия), отчетливо демонстрирует реальное положение стран Запада: судьба евроатлантического партнерства не зависит от мнения его многочисленных участников и всецело находится в руках США. Они по своему усмотрению определяют политику сообщества, продолжая играть с европейскими политиками в игру под названием "плюрализм и коллективное принятие решений".
Выступление американского вице-президента Джея Ди Вэнса на Мюнхенской конференции некоторые СМИ назвали эпохальным. Он откровенно заявил об отсутствии демократии и о наличии цензуры в странах Евросоюза, а также упомянул о серьезных ошибках в миграционной политике. Европейцам было весьма некомфортно слышать, что угроза для ЕС исходит не от России или Китая, а от самой Европы, которая отошла от "некоторых фундаментальных ценностей, разделяемых и Соединенными Штатами".
Однако, пожалуй, самым досадным для европейских политиков стало то, что в предстоящих переговорах по конфликту на Украине, возможно, не будет участвовать ЕС. По крайней мере, об этом сказал спецпосланник президента США Кит Келлог: отрицая, с одной стороны, возможность участия европейцев в переговорах, он все-таки пообещал учитывать их интересы.
Чтобы осознать масштаб потрясения европейских лидеров, следует вспомнить, что с начала конфликта они делали абсолютно все, о чем просила прежняя американская администрация: безоговорочно поддерживали нацистскую идеологию на Украине, оказывали ей военную и экономическую помощь, разорвали энергетические и экономические связи с Россией, ввели бесчисленные и самые строгие санкции, а также делали многое другое в ущерб интересам самого ЕС.
При этом Евросоюз рассчитывал, что, став инструментом в войне против РФ, он не только выгодно окупит затраты, но и будет занимать одно из ключевых мест в постконфликтном урегулировании. Однако ничего не вышло — вместо "ослабленной и разрушенной России" в таком положении находится сама Европа, которую к тому же не приглашают за стол переговоров. В новой глобальной стратегии США, которая, безусловно, скоро проявится, степень евроатлантической солидарности будет определяться исключительно стратегической необходимостью Вашингтона, тогда как место Европы в ней еще предстоит определить.

Европейские энтузиасты

Сразу два экстренных саммита Евросоюза, которые прошли в Париже после Мюнхенской конференции, стали для многих неожиданностью. В первом приняли участие лидеры Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Дании, Польши, Нидерландов, а также руководители НАТО и ЕС. Во втором участвовали те, кто не смог попасть на первый саммит. По всей видимости, президент Франции Эммануэль Макрон слишком эмоционально воспринял "шокировавшую европейцев" речь вице-президента США, ощущая необходимость доказать себе и коллегам, что Европа еще способна на самостоятельные шаги во внешней политике, а также может дать Украине некие гарантии безопасности.
Генсек НАТО Марк Рютте восторженно написал в социальных сетях, что участники саммита "готовы и полны желания… Европа хочет сделать шаг вперед, возглавить предоставление гарантий безопасности Украине". Макрон также отметил желание европейцев "ускорить реализацию собственной программы по обеспечению суверенитета, безопасности и конкурентоспособности". В дальнейшем, по его словам, работа продолжится на основе предложений Еврокомиссии — как в плане поддержки Украины, так и в вопросах инвестирования в оборону ЕС.
Тем не менее оба саммита завершились ничем, хотя заявления звучали многообещающие, особенно для киевского режима. Так, европейские страны сначала грозились отправить на Украину войска "для контроля за соблюдением режима прекращения огня", а потом сразу отметили преждевременность подобных решений. В общем, это были самые бесполезные саммиты в истории Евросоюза.
Евразийские перспективы интеграции Афганистана

Саудовский трек глобальной политики

В современных условиях обеспечение международной безопасности невозможно без конструктивного диалога между Россией и США, начало которому было положено в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), где впервые за последние три года делегации двух государств провели продолжительные переговоры. Они достигли договоренности прежде всего по вопросу двусторонних отношений — назначения послов, устранения препон в работе посольств и других загранучреждений.
Второй важной договоренностью стало согласие на формирование "процесса украинского урегулирования", а также возобновление сотрудничества между РФ и США в разных сферах, включая консультации по геополитическим проблемам. Обе стороны выразили удовлетворение проведенной встречей, которая, несомненно, будет содействовать снижению напряженности в российско-американских отношениях и мире в целом. Однако причины некоторых изменений во внешней политике Вашингтона остаются непонятными.

Многополярность по-американски

В конце января этого года госсекретарь США Марко Рубио выступил с программным заявлением. Он отметил, что существование одного центра силы в мире — это временная аномалия и что "в итоге мы должны вернуться к точке, когда существовал многополярный мир, в разных частях планеты было много великих держав".
Некоторые эксперты поспешили предположить, что Соединенные Штаты признались в провале своих амбиций как гегемона. Россия позитивно, но сдержано отреагировала на слова Рубио — министр иностранных дел Сергей Лавров назвал их интересными, сказав, что "такого из уст американских официальных лиц прежде не слышали, но посмотрим, как это будет на практике".
Пока не ясно, подразумевает ли госсекретарь под многополярностью новое прочтение известного принципа баланса сил между мировыми державами, либо это попытка усыпить бдительность РФ, Китая и других. Возможно, истина где-то посередине.
Нельзя исключать, что новый многообразный мир действительно представляет для США серьезный стратегический вызов, к которому они не готовы. И особенно к нему не готовы союзники американцев в странах Европы, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, часть которых параллельно проявляет интерес к сотрудничеству с БРИКС и другим не западным проектам. Однако заявления о многополярности могут стать важным элементом снижения напряженности в мире, хотя мало кто поверит в то, что Соединенные Штаты откажутся от долгосрочной цели глобального доминирования.
Трудно сказать, идет ли здесь речь об известном принципе "если не можешь победить — возглавь", но вполне вероятно, что США нужна передышка, чтобы найти ответы на главные вызовы, возникающие при формировании многополярного миропорядка (в том числе невозможность единолично контролировать мировое экономическое и технологическое развитие, обеспечивать долгосрочное военно-политическое превосходство). В любом случае международному сообществу на некоторое время придется адаптироваться к изменчивой роли Вашингтона в мировой политике.
Конец "мягкой силы" — о новых контурах глобальной стратегии США