Крах империи грабежа — экономист о падении британской сверхдержавы после мировых войн

Сегодня Великобритания входит в "Большую семерку", считающуюся клубом самых развитых стран, и является постоянным членом Совбеза ООН. Однако, по мнению обозревателя Sputnik, это скорее результат инерции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Близится 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Она досталась советскому народу ценой больших потерь, и ее последствия аукались еще долго. Одним из союзников СССР во Второй мировой войне была Великобритания. Как член антигитлеровской коалиции, она вышла из войны победителем, но фактически перестала быть великой империей, а экономика страны начала "сжиматься". Сегодня некогда сильнейшая держава опустилась примерно на десятое место в мировом рейтинге, но как это произошло?

Начало пути

Еще в Средние века Англия начала формировать свою экономику, основываясь на торговле шерстью со странами Ганзейского союза, куда входили преимущественно территории вокруг Балтийского моря — от Новгорода на востоке до Нижних земель (сегодня Нидерланды) на западе. Географическое положение Англии было очень выигрышным. С одной стороны, оно обеспечивало некоторую безопасность, а с другой, позволило оптимизировать торговлю морским путем, взрастив класс более-менее крупных торговцев, которые подошли к делу организованно и в некоторой степени политически. Из этой экономической политики впоследствии выросла большая страновая политика.
Сделаем небольшое отступление. Почему так важна роль крупных торговцев? Например, сегодня внешнюю торговлю в Кыргызстане хаотично ведут сотни мелких импортеров и экспортеров, что влечет много организационно-экономических проблем. Та же Япония доказывает, что сосредоточение внешней торговли в руках небольшого количества крупных компаний позитивно отражается на экономике всей страны.
Итак, Англия. Крупные торговцы шерстью стали продвигать через парламент отраслевые интересы, убеждая власти в том, что это и есть интересы государства, так как они обеспечивают до 50 процентов доходов казны. В XIV веке эти торговцы образовали свой картель и пролоббировали законы, согласно которым английскую шерсть можно было продавать только через английские торговые компании и перевозить только на английских судах. Это стало важной вехой в истории экономического протекционизма и меркантилизма. Так начала формироваться большая политика, благодаря которой к середине XIX века Англия достигла пика своего могущества, став главной супердержавой и образовав Pax Britannica.

Пираты британской короны

В рамках политики ослабления врагов в XVI–XVIII веках Англия активно поощряла пиратство в отношении экономических конкурентов — главным образом Испании, которая перевозила через Атлантику большие объемы золота и серебра из американских колоний. Английские власти выдавали своим морякам специальные разрешения (каперские свидетельства), позволяющие "официально" грабить испанцев. Такой грабеж даже породил целую экономическую систему: джентльмены вкладывали деньги в строительство пиратских кораблей в надежде получить часть испанского золота.
Радио Sputnik Кыргызстан
Вряд ли первые лица Запада задумываются об истории Второй мировой — Вован и Лексус
Например, Френсис Дрейк в 1580 году возвратился на родину с добычей, которая в 50 раз превышала вложения в это пиратское предприятие. Другой знаменитый пират Томас Кавендиш в сентябре 1588-го вошел в порт Плимут на корабле с алыми шелковыми парусами, мачтами, обтянутыми атласом, и штандартами с золотым и серебряным шитьем. Матросы Кавендиша были облачены в роскошные наряды, у каждого в ушах были драгоценные серьги, на шее — золотые цепи, а на пальцах — перстни с изумрудами и рубинами. Конечно, все это только стимулировало пиратское предпринимательство в Англии.

Империя, над которой никогда не заходит солнце

Флот превращался в главную военную силу Англии. Он не только помогал вредить конкурентам — Испании и Франции, но и обеспечивал безопасное развитие британских колоний, в частности в Карибском регионе, откуда в Лондон доставляли ценный сахар. Для выращивания сахарного тростника на Карибы везли из Африки чернокожих рабов, позже этот поток направился и в североамериканские колонии. Еще сильнее корона стала обогащаться в результате "опиумных войн", когда подсадила население Китая на опиум и вывозила оттуда большие объемы чая.
Важную роль в развитии экономики Великобритании также сыграла индустриальная революция XVIII века. Изобретение паровых машин и другие инновации зародили в стране фабричную систему и массовое производство текстильной продукции, что повлекло снижение себестоимости. Если в 1720-х годах Британская Ост-Индская компания ежегодно импортировала из Индии около 1,5 миллиона фунтов хлопка-сырца для текстильной промышленности, то к концу 1790-х цифра возросла до 30 миллионов. К 1820 году экспорт в Англию хлопка с американского Юга составил около 200 миллионов фунтов, а к началу Гражданской войны в США (1861) — уже 2 миллиарда.
В середине XIX века англичане стали инвестировать и в другие отрасли, например, металлургию и железные дороги, что привело ко второй индустриальной революции. Промышленное развитие сопровождалось параллельным развитием финансового рынка. Так как на европейском континенте постоянно бушевали войны, многие банкиры и ростовщики устремились в Англию для сохранения и преумножения своих капиталов. Таким образом в Лондоне начал развиваться новый мировой финансовый центр — Сити, а британский фунт стерлингов к середине XIX века стал мировой резервной валютой, обеспеченной золотом, которое стекалось в страну преимущественно из колоний в Австралии и Южной Африке.
В результате такой жесткой грабительской политики Британская империя превратилась в самую богатую и промышленно развитую страну, "над которой никогда не заходит солнце".
Как Запад отвлекает внимание от своего позорного прошлого — эксперт о теме деколонизации

Начало упадка

Однако в результате двух мировых войн Великобритания утратила многовековые завоевания. Военные расходы превратили ее из кредитора в должника. К началу 1919 года долг Британии перед США вырос до 7 миллиардов фунтов стерлингов, а после Второй мировой войны был окончательно утерян мощный ресурсный потенциал в виде многочисленных колоний.
В ресурсную базу, которая поддерживала экономику Великобритании, также входили государственные и частные активы в колониях, приносившие стране стабильный доход. Это были вложения в зарубежную недвижимость, золотые и прочие месторождения, банковско-финансовый сектор, железные дороги, телекоммуникации и другие активы. Причем британская политика еще со Средних веков предписывала вести торговлю исключительно через свои компании, не пуская в этот прибыльный бизнес чужаков. Британские компании успели окрепнуть и считались крупнейшими транснациональными корпорациями тех времен.
Довоенные активы Великобритании в США составляли около 12 миллиардов долларов (по нынешним ценам примерно в 20 раз больше). Сюда входили доли и акции в крупных американских предприятиях — промышленных, железнодорожных, финансовых и других. Однако в годы Второй мировой войны, когда в королевстве возникла острая нехватка боеприпасов, техники, продовольствия и прочих ресурсов, Британия подписалась под американскими договорами о ленд-лизе, согласно которым недостающие ресурсы предоставляли США в обмен на большие уступки, в том числе американские, канадские, индийские, австралийские и другие активы британцев. Кроме того, правительство Великобритании заставило банки Barclays, Baring, Rothschilds распродать многие зарубежные активы для погашения долгов перед американцами. Существенный удар был нанесен и по морской торговле, а именно по возможности британских корпораций эксклюзивно торговать с колониями.
Таким образом, в результате Второй мировой войны Британия потеряла огромные золотые и валютные резервы. Из-под ее юрисдикции вышли железные дороги, электростанции, трамвайные системы, инфраструктурные концессионные активы в Индии, Латинской Америке, Африке и Азии, многомиллиардные финансово-банковские активы в США, Латинской Америке, Азии и на других территориях. И, конечно, Великобритания лишилась эксклюзивных прав на торговлю со своими колониями и многого другого в качестве мультипликативного эффекта. В результате фунт стерлингов сильно ослабел, и Лондон утратил статус мировой финансовой столицы до времен либерализации Маргарет Тэтчер.
Кроме того, после войны к власти в Британии пришло правительство, которое под влиянием набирающего силу во всем мире социализма стало национализировать многие ключевые отрасли экономики, включая угольную промышленность (800 шахт), железные дороги (120 компаний), газовую и энергетическую отрасли (свыше 1 000 компаний), авиастроение, судостроение и здравоохранение. Парадоксально, что это происходило в стране, которая веками учила мир важности свободного рынка и невмешательства государства в экономику. К 1950-м годам государство контролировало чуть более 20 процентов британской экономики.
Сегодня Великобритания входит в "Большую семерку", считающуюся клубом самых развитых стран, и является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Однако это результат инерции, Соединенное Королевство уже объективно уступает Индии в экономике, Турции — в военной сфере, Южной Корее и другим азиатским странам — в технологическом развитии. Даже финансовый сектор, некогда один из локомотивов Великобритании, сильно сдает позиции, что и стало одной из причин Brexit. Некоторые аналитики считают, что Британия может повторить судьбу Греции, когда-то тоже игравшей важную экономическую и культурную роль в мире.
Отказ от доллара — какой может быть новая архитектура мировой валютной системы