Как США разыграют центральноазиатскую карту — о саммите С5+1

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Формат многостороннего диалога США и стран Центральной Азии (С5+1) в текущем году отмечает десятилетний юбилей. Возможно, именно поэтому недавний саммит был особенно официальным: в Вашингтоне собрались лидеры всех пяти государств ЦА. Зарубежные обозреватели уже назвали встречу исторической, объясняя это возросшим интересом Соединенных Штатов к региону и ответным стремлением президентов центральноазиатских республик наладить конструктивные отношения с Америкой, а также их заинтересованностью в развитии личных отношений с Дональдом Трампом.
Во внешней политике всех сторон, вовлеченных в формат С5+1, истинные и мнимые цели переплетаются самым причудливым образом, отражая сложный характер международных отношений. Лежащие на поверхности заявления о необходимости налаживания диалога и экономического сотрудничества нельзя назвать исчерпывающими — в политике США всегда есть скрытые нюансы.

"Замечательная часть мира"

Хотя Трамп с трудом может найти на карте страны Центральной Азии, он все-таки знает, что регион находится между Россией и Китаем. И в условиях, когда Вашингтон все еще не отказался от идеи глобального доминирования, усиление американского присутствия здесь становится важной стратегической задачей.
На саммите глава Белого дома отметил богатый ресурсный потенциал ЦА (нефть, природный газ и редкоземельные металлы, столь необходимые для современной высокотехнологичной промышленности), а также выразил намерение укреплять партнерство и наращивать инвестиции. Расширение присутствия США в центре континентальных коммуникаций, транспортных и энергетических проектов России и КНР, проходящих через Центральную Азию, является потенциальной угрозой и поводом для напряженности в отношениях между странами региона и их стратегическими союзниками. По мере роста этой напряженности по всему периметру Евразии значение ЦА для внешней политики Соединенных Штатов будет только возрастать.
"Никто не сравнится с людьми, сидящими за этим столом. Они из Центральной Азии. Это замечательная часть мира, сильная часть. Нет никого умнее и сильнее, чем эти люди, которых мы собрали сегодня вечером", — заявил Трамп во время вступительной речи на саммите.
Можно быть уверенным, что в ближайшее время американский лидер будет не только знать точные названия всех государств региона, но даже без подсказки произносить имена некоторых президентов. Однако пока этого не произошло, одним из главных следствий прошедшего саммита можно считать возобновление активной внешнеполитической и экономической деятельности США в регионе.

Фрагментация интересов

Центральная Азия, исходя из собственных интересов и понимания многостороннего характера внешней политики, самостоятельно выстраивает приоритеты диалога с Вашингтоном. И абсолютно нормально, что главы государств региона не продемонстрировали координацию единой внешнеполитической стратегии во время саммита. Все-таки, несмотря на планы регионализации ЦА как отдельного субъекта международных отношений, до их реализации еще далеко, особенно в части согласованного внешнеполитического курса, если таковой вообще предполагался. Тем не менее результаты саммита могут рассматриваться в контексте прагматичного подхода самих центральноазиатских стран по выстраиванию приоритетных сфер сотрудничества с США, ключевое значение среди которых имеют инвестиции, разработка редкоземельных металлов и авиастроение.
Наибольших успехов в этом отношении добились Узбекистан и Казахстан, заключившие с американцами коммерческие и инвестиционные соглашения. Так, РУз подписала с Соединенными Штатами торгово-экономическое соглашение на 135 миллиардов долларов и договорилась о совместной разработке месторождений редкоземельных металлов. РК заключила с американскими компаниями соглашения на 17 миллиардов, а также отдельные договоры о совместной разработке месторождений редкоземельных металлов. При этом Казахстан, Таджикистан и Узбекистан подписали с компанией Boeing контракты на поставку 30 новых самолетов.
Чего хотят США от Центральной Азии — эксперты из трех стран о саммите в Вашингтоне
Кыргызстан и Туркменистан на этом фоне выглядят гораздо скромнее: главы двух государств ограничились заявлениями о перспективных сферах сотрудничества. В частности, президент Садыр Жапаров отметил, что "Кыргызстан высоко ценит многосторонние отношения с США и заинтересован в их дальнейшем укреплении, наше взаимодействие в данном формате за последние десять лет свидетельствует о возрастающем интересе к расширению партнерства".
Говоря детально, глава республики выделил целый ряд направлений для совместной работы и инвестиций: гидроэнергетика, транспорт, развитие информационных технологий и искусственного интеллекта. Он также предложил сотрудничество в развитии цифровых регуляторных технологий (Rez Tech). При этом политические позиции Бишкека выглядят сдержанно и прагматично: он готов выстраивать только равноправный и взаимовыгодный диалог с Вашингтоном, трезво оценивая значение и перспективы формата С5+1.

Пределы и возможности

Для всех стран Центральной Азии и их основных партнеров очевидно, что формат диалога С5+1 движется в сторону дальнейшей институализации в качестве постоянной площадки для обсуждения возможных форм сотрудничества с США, но уже на высшем уровне. Здесь сказывается влияние других "высших" форматов, которые сегодня можно считать устоявшимися. Тот факт, что Соединенные Штаты внедрили данную форму взаимодействия в числе последних, позже Евросоюза, означает, что они долгое время не рассматривали ее всерьез.
Сейчас всем приходится адаптироваться к новым реалиям, в которых становится труднее сохранять технологические и иные преимущества на фоне роста потенциала других мировых центров силы — РФ, Китая, Индии и прочих стран глобального большинства. Можно даже оказаться в числе отстающих, если не гарантировать себе источники редкоземельного сырья для современной высокотехнологичной промышленности.

Цена "дружбы"

Однако у присутствия США есть свои нюансы, которые не всегда выражаются в объеме инвестиций и числе коммерческих соглашений. Неспроста на этом саммите Узбекистан выступил с инициативой создания постоянно действующего в регионе секретариата С5+1, а Казахстан присоединился к "соглашениям Авраама", декларируя приверженность нормализации отношений с Израилем — главным союзником Соединенных Штатов. Это может говорить о том, что Вашингтон постарается активнее вовлекать данные государства в орбиту своего влияния.
Учитывая многовекторый характер внешней политики республик ЦА, возможно, это не будет иметь фундаментальных последствий для разносторонних форм сотрудничества в Евразии, но определенные коррективы внести все-таки может. Тем не менее формат С5+1, отмечая десятилетие, вновь заявляет о себе в качестве фактора влияния, долгосрочное воздействие которого на систему региональных отношений не следует игнорировать.
США до сих пор являются одним из лидирующих в технологическом и экономическом отношении государств, которые могут предоставить самые широкие возможности для развития, однако не стоит забывать, что у американского содействия всегда есть своя цена, которую уже заплатили многие страны. Стать лучшим другом Вашингтона можно легко и быстро, но так же стремительно можно стать его врагом. Перспективы формата С5+1, если таковые имеются, — лишний повод об этом вспомнить.
Минск диктует повестку — кто формирует новую безопасность Евразии