13:05 17 сентября 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.8099
  • EUR77.2028
  • RUB1.0937
Флаги Кыргызстана и России. Архивное фото

Почему России надо вкладываться в Кыргызстан — рассуждения эксперта из РФ

© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Ростислав Ищенко
213330

Развитие экономики КР является не только национальным приоритетом. С учетом потребности России надежно закрепиться в Центральной Азии, это также и российский приоритет, считает президент Центра системного анализа и прогнозирования, политолог Ростислав Ищенко.

Кыргызстан — страна, зажатая между Китаем и Казахстаном с, пожалуй, наиболее пророссийски настроенным населением во всей Средней Азии. Подчеркну: именно населением, а не только властями. Позиция властей зачастую объясняется прагматикой. Кыргызстан сохранил систему подготовки качественных, образованных кадров, республика — член ЕАЭС.

Но Бишкек пока так и не смог решить главную проблему — создание и поддержание эффективной национальной экономики, способной обеспечить достаточный (соответствующий высокому уровню квалификации местных кадров) уровень жизни, остановить отток населения на заработки (преимущественно в Россию) и вывести страну на устойчивую траекторию развития. Между тем главной целью вступления Кыргызстана в ЕАЭС было именно это.

Конечно, Бишкек достаточно прочно связан с Москвой вопросом обеспечения национальной безопасности. С учетом особенностей региона (близость афганской границы, прогрессирующий исламизм) наличие стратегических интересов великих держав — отнюдь не праздная проблема, гарантирующая лояльность КР идее стратегического партнерства с РФ. Однако политическая ситуация в мире меняется. Разные государства то слабеют, то усиливаются (для примера достаточно вспомнить судьбу России после распада СССР).

Стратегическое партнерство, опирающееся исключительно на интересы обеспечения безопасности, не может быть устойчивым. Необходимую глубину оно обретает только в рамках полноценной экономической интеграции, обеспечивающей развитие национальных экономик стран-партнеров.

Вспомним историю взаимоотношений России и Германии. При том, что страны принадлежат к конкурирующим военно-политическим объединениям, и при очень высоком градусе политического противостояния в ходе украинского кризиса общность экономических интересов (в частности, в вопросе обеспечения стратегической потребности ЕС в энергоносителях) приводит Москву и Берлин к единой позиции по принципиальному для Вашингтона вопросу передела энергетического рынка Евросоюза. В вопросе поставок газа США смогли сломать все страны ЕС, кроме Германии. Потому что без энергетического партнерства с Россией Берлин не может поддерживать свою гегемонию в Европейском союзе.

Таким образом, развитие кыргызской экономики является не только национальным приоритетом. С учетом потребности России надежно закрепиться в Центральной Азии, это также и российский приоритет.

Однако, как уже было сказано, ЕАЭС пока не дает того эффекта, на который рассчитывали партнеры России при его создании. Развитие идет достаточно медленно и противоречиво. При изменении геополитической ситуации политико-экономическая переориентация Кыргызстана становится вопросом времени, а не принципа, что, естественно, не может удовлетворить РФ, нуждающуюся в придании своим позициям в Средней Азии необходимой стратегической устойчивости.

Решение проблемы находится на пути интеграции КР в российские производственные цепочки. Как уже было сказано, Кыргызстан располагает достаточным запасом квалифицированных кадров и базой их подготовки. Переориентация российских компаний от привлечения этих кадров на работу в РФ к созданию (и/или расширению и развитию наличных) предприятий в Кыргызстане может оказаться выгодной не только с точки зрения реализации российской политической стратегии в регионе, но и с точки зрения получения банальной прибыли. Рабочая сила в КР достаточно дешевая, при этом членство страны в ЕАЭС создает условия работы, вполне сопоставимые с российскими. Кроме того, надо учитывать, что по своим политическим и финансовым возможностям крупные российские корпорации далеко превосходят местную государственную власть.

Учитывая размеры Кыргызстана и его экономики (сопоставимые с не самыми богатыми областями РФ), потенциальные ресурсные затраты Москвы можно считать небольшими. Тем более, речь идет не об экономической благотворительности, а об извлечении прибыли. В конце концов  внешнеполитическая стратегия может оказаться еще и самоокупаемой и даже приносящей дополнительные доходы. Это именно то, что называется кумулятивным эффектом от экономического сотрудничества или выгодным взаимодействием.

Международная политика, как и внешнеэкономическое сотрудничество — игра с ненулевой суммой. Выигрыш одного, равный проигрышу другого, здесь случается значительно реже, чем обоюдный выигрыш или проигрыш. Экономическая слабость Кыргызстана создает проблемы не только Бишкеку, но и Москве. Ресурсные затраты на обеспечение политического присутствия в регионе при отсутствии прочной экономической базы оказываются большими (к тому же безвозвратными), чем потенциальные (возвратные) вложения в развитие местной экономики.

В данном случае мы говорим только о поддающихся точному расчету финансово-экономических (и частично политических) бонусах. Но при этом необходимо иметь в виду, что скорость развития экономик стран ЕАЭС имеет еще и огромное моральное значение. Это иллюстрация успешности/провальности российских интеграционных проектов. В итоге этот непросчитываемый моральный фактор оказывает влияние на перспективы развития сотрудничества с другими странами в других регионах. А это в свою очередь конкретные финансово-экономические и политические приобретения или потери вполне материального характера.

Основная нагрузка перспективного экономического развития Кыргызстана должна падать на частные и государственные корпорации РФ (бюджетные инвестиции и кредиты в данном случае вряд ли будут эффективны). Но следует иметь в виду, что российские корпорации сейчас имеют богатый выбор возможностей по вложению своих капиталов в разных регионах планеты. Геополитические же интересы страны принимаются в расчет далеко не всегда. Поэтому эффективно работать на данном направлении российские компании будут только в случае соответствующей государственной стимуляции.

С учетом встающих перед Россией геополитических перспектив эффективное взаимодействие государственной власти и корпоративного бизнеса по продвижению геополитических интересов страны (с извлечением прибыли) является насущной задачей. На сегодня эти механизмы не отработаны. Известны случаи, когда такое взаимодействие было достигнуто ("Газпром", "Роснефть") на основе необходимого баланса государственных и корпоративных интересов, но пока частные случаи не обращены в общую систему.

Кыргызстан достаточно интересен и перспективен в стратегическом политическом плане, достаточно близок и понятен ментально и культурно, чтобы стать, кроме прочего, еще и полигоном для отработки такого рода государственно-корпоративного взаимодействия различных российских структур по продвижению национальных интересов в разных регионах планеты, на основе взаимовыгодного взаимодействия с потенциальными региональными партнерами.

По теме

Жээнбеков поговорил с Путиным по телефону. Что обсуждали
Путин предложил создать общую расчетную инфраструктуру ЕАЭС
Теги:
отношения, экономика, Россия, Кыргызстан

Главные темы

Орбита Sputnik