00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:00
4 мин
Жаңылыктар
11:01
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
4 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
4 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости. Погода на завтра
18:00
6 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:00
4 мин
Жаңылыктар
11:01
4 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
4 мин
Ежедневные новости
14:00
4 мин
Жаңылыктар
15:00
4 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
4 мин
18:57
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Суйунчу, судьба сделала подарок! — об обычаях, касающихся детей

Подписаться
Каждый кыргыз, где бы он ни находился, придерживается традиций и обычаев предков. Их косвенное и прямое влияние на рост и развитие ребенка не отрицают и ученые. Эту статью мы вам предлагаем с пожеланием, чтобы наши обычаи и традиции приносили в каждую кыргызстанскую семью только добро.

У кыргызов, как и у других народов, много обычаев и традиций, которые сопровождают человека с рождения до самой смерти. Они отражают национальные особенности, верования, менталитет и условия жизни. На этот раз Sputnik Кыргызстан расскажет об обычаях, посвященных детям, от рождения до взрослой поры. Помогал нам кандидат исторических наук этнограф Абдымиталип Мурзакметов.

Женщина с ребенком. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Не целуй пятки и не щекоти — 8 "нельзя" в отношении младенца
1. Суйунчу — радостная весть. Сразу после рождения ребенка радостью первым делом делились с бабушками и дедушками с обеих сторон. Это действо сопровождалось словом "суйунчу!". В ответ отвечали: "Болсун!" ("Да будет так!") и вознаграждали. Родственники по материнской линии говорили: "За радостную весть вам жеребенок" или "За радостную весть вам ягненок". Сейчас в основном одаривают деньгами. Нельзя, чтобы принесший радостную весть, уходил ни с чем, надо подарить какую-нибудь вещь или деньги, а когда появится возможность, дать то, что обещано. Если рождался мальчик, тот, кто принес весть, говорил: "Бөрү" (волк), если девочка: "Түлкү"(лиса). Это, с одной стороны, связано со схожестью характеров (волка с мальчиком, лисы с девочкой); во-вторых, чтобы обезопасить от джинов и бесов. Бывало, при рождении девочки говорили: "Кырк жылкы" (сорок скакунов), потому что, когда она выйдет замуж, отец получал калым. Этот обычай описывался в словаре Махмуда Кашгари, жившего в XI веке, значит, ему минимум 1 000 лет.

2. Оозантуу — обмазывание губ топленым маслом. Новорожденному обмазывали губы топленым маслом, желая ему хорошего будущего. Обычно это делали бабушки. В основе традиции пожелание, чтобы у ребенка была хорошая судьба, чтобы у него всего было вдоволь, чтобы его обходили напасти. Если в дом с матерью заходил маленький ребенок, ему давали попробовать топленое масло, чтобы он рос честным. Сейчас малышу, впервые пришедшему в чей-либо дом, дают деньги или дарят что-то из одежды. Смысл обычая в том, чтобы оградить ребенка от сглаза, якобы хозяева дали ему напутствие.

Мужчины читают Коран перед тем, как зарезать барана. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Когда кыргызы режут скот — без каких тоев не обходятся в Кыргызстане
3. Наречение. Сразу после рождения ребенка ему дают имя. Процесс сопровождается азаном и кооматом — призывом к молитве. У кыргызов на этот счет много поверий. Например, имя новорожденного не должно быть слишком "тяжелым", в противном случае говорят, что он может его не вынести. Например, имя Манас считается тяжелым — так звали героя одноименного кыргызского эпоса. Кроме этого, если в семье рождаются только мальчики или только девочки, дают имена Бурул, Жаныл, Кайрылса, Токтобубу ("остановиться", "повернуться", "обновиться"), чтобы в дальнейшем рождались дети противоположного пола. Такие имена, как Токтосун, Токтогон, Токтогул (корень — "остановиться") даются неспроста. Их дают новорожденным в семьях, где часто случаются выкидыши или дети умирают после рождения.

4. Жентек — мини-той по случаю рождения ребенка. Родители зовут близких, бабушек и дедушек, сватов и друзей на угощение, то есть устраивают жентек в честь новорожденного, предлагают угощения, мясо. Раньше (сегодня очень редко) для этого за день вперед в курдюк закладывали топленое масло. Перед началом застолья обмазывали губы новорожденному этим маслом (оозантуу), а потом давали попробовать старшему аксакалу.

5. Отмечают сорок дней после рождения ребенка. Первые сорок дней жизни младенца считаются особо опасными. В этот период к ребенку относятся особо бережно, а по истечении сорока дней отмечают эту дату. Кыргызы в этот день делали сорок лепешек и угощали ими соседей и друзей. Женщины говорили хорошие пожелания, наливали в корыто сорок ложек воды и купали в ней младенца.

До сорока дней мать младенца не моет руки холодной водой, не трогает холодные железные или каменные изделия. Это делалось в первую очередь для того, чтобы она не заболела, ведь в это время организм ее ослаблен; а во-вторых, чтобы ребенок не стал жестоким и безнравственным человеком. До сорока дней младенца не называли по имени, использовали ласкательные имена или названия детенышей животных.

Фестиваль Чункурчак көч — 2017 в ущелье Чункурчак - Sputnik Кыргызстан
Что будет с ребенком, которому не перерезали путы: о традициях кыргызов
6. Стрижка волос новорожденному. Также до сих пор бытует традиция подстригания волос и ногтей. Это делают для того, чтобы в жизни ребенка не было проблем. Через сорок дней после рождения младенцу стригут волосы. Якобы грязь с новорожденного не сойдет, пока это не сделают. Состриженные волосы и ногти прячут там, где не ходят люди.

Первые волосы подстригает человек уважаемый, благородный. Для этого даже специально ходили к нему с ребенком. Ребенка мужского пола не дают стричь женщине, считается, что в таком случае он не станет храбрым и мужественным. Также раньше, если у ребенка не росли волосы, его головной убор давали понюхать ослу.

7. Корундук — подарок за смотрины. Когда устраивают той в честь новорожденного, у прибывших просят корундук. Обычно гости дают за смотрины деньги. Корундук получает или бабушка младенца, или держащая ребенка девочка-подросток. Есть поверье, что если корундук не дать, ребенок может вырасти некрасивым. Поэтому, если вдруг при случайной встрече у кого-то при себе нет денег, нужно произнести: "Пусть растет здоровым и будет вместе со своим народом", ущипнуть за нос и поцеловать ребенка. Затем следует пообещать, что корундук дадут после. Конечно, корундук дарят в зависимости от возможностей, от отношений с родителями и родственниками ребенка.

8. Бешик-той. С давних времен кыргызы укладывают младенцев в бешик — колыбель. И сейчас во многих семьях, особенно в сельской местности, ребенка до одного-двух лет кладут в бешик. А вот при укладывании в колыбель в первый раз устраивают для получения благословения большой той, на который приглашают родственников, соседей и друзей. В конце застолья все дают благословение младенцу и желают ему счастливого будущего. Сейчас бешик-тои проводят в основном в кафе и ресторанах.

Фестиваль кочевников в ущелье Чункурчак. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Испугавшемуся ребенку палец в рот — о поверьях кыргызских матерей
9. Тушоо кесүү — разрезание пут. Этот обряд проводят, когда ребенок начинает ходить, обычно, когда ему исполняется годик. Малышу перевязывают ноги черно-белой веревкой. Поддерживают его родители или братья. В 20-30 метрах от ребенка стартуют дети и подростки, первый прибежавший должен ножом перерезать путы. За это ему вручают подарок и в придачу нож, которым он перерезал путы. Других участников забега также одаривают.

После этого ребенка ведут за руки, окружающие говорят ему лучшие свои пожелания. Затем разбрасывают конфеты, которые присутствующие должны собрать.

Забеги устраивают и среди взрослых по возрастным категориям. Смысл обряда в том, что перед ребенком откроются все дороги, он не будет спотыкаться на них.

10. Сүннот — обрезание крайней плоти. Проведение этого обряда — священный долг каждого мусульманина. Обрезание делают, когда мальчику исполняется 3, 5 или 7 лет.

Почему кыргызы придают большое значение возрасту мальчика при исполнении обряда этнограф Абдымиталип Мурзакметов объясняет так: "Мальчику не делают обрезание в 2 года или в 4, 6 и 8 лет. Считается, что проведение обряда в четные годы может стать причиной бесплодия. Также бытует поверье, что, если провести обрезание в летние месяцы, в жару, в будущем у мужчины будут рождаться только сыновья. И наоборот, если весной или поздней осенью — только дочери". Если раньше процедуру обрезания проводили опытные аксакалы или специально обученные люди, то сейчас это делают в медицинских учреждениях. После этого родители устраивают той, чтобы мальчик получил благословение. Эта традиция не потеряла значимости и в наши дни.

Кыргызский бешик с национальными узорами. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Нужен ли бешик в современных условиях — плюсы и минусы кыргызской люльки
11. Мучол той. Проводится, когда мальчику исполняется 12 лет. Считается, что он прожил один цикл, поэтому устраивают той. Люди дают благословение, а на голову мальчику, который становится джигитом, повязывают красный платок. Это символ того, что он готовится к взрослой жизни.

12. Следующая обязанность родителей — по достижении совершеннолетия женить сына или выдать замуж дочь. Тогда тоже проводятся свои обряды и ритуалы.

Во сколько обойдется свадебный той, читайте в другом нашем материале. Вы также можете узнать, как провести такое празднество и не заработать инсульт.

А еще в инфографике посмотрите, как правильно подготовить приданое для кыргызской невесты.

Лента новостей
0